Главная Публикации "Эстетическое образование: проблемы и перспективы" - 2007 (г. Брест) СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫК СИНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ САМОВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ЛИЧНОСТИ

Рева Валентин Павлович
Могилевский государстенный университет им. А. А. Кулешова

СИНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ САМОВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ЛИЧНОСТИ

Взаимодействие произведения искусства и человека не укладывается в рамки традиционных линейных систем. По своим структурным параметрам это, с одной стороны, упорядоченный, а с другой - предельно непрогнозируемый (хаотичный) процесс. Как духовно-ценностное новообразование личности, культура музыкального восприятия определяется способностью эстетического переживания содержания музыки, навыками слушания. «Культура является развивающимся и неоднородным феноменом, - пишет В. В. Меду-шевский. - Это значит, что и произведения, и их адекватные прочтения тоже оказываются развивающимися и многослойными явлениями» [151, c. 143].

Эти объективные закономерности необходимо учитывать при обосновании концепции развития музыкального восприятия, разработке педагогических стратегий эстетического воспитания школьников. С позиций научно-реалистической методологии его принято рассматривать как процесс однолинейного, поэтапного накопления художественной информации. Обратные связи и творческая инициатива, исходящие от слушателей, в таких случаях не учитываются, рассматриваются как проявление стихийности, которую необходимо преодолеть.
В отличие от этого, самоценной для методологии открытой, «неклассической рациональности» становится идея саморазвития субъекта, включения его в художественный мир искусства, расширения горизонта мировидения. Подобный тип целеполагания открывает новые грани общения человека с искусством. К однолинейной развёртке не могут быть сведены семантика его образного языка, влияние апперцепции, ассоциативной памяти, оценочных суждений, вкусов, предпочтений, мотивов художественной деятельности слушателя. Научный интерес, в данной связи, представляет исследование музыкального восприятия как нелинейной системы, включающей рациональные и иррациональные усилия человека, сочетание образного и реального, стабильного и нестабильного, порядка и хаоса (формы и содержания, объективного и субъективного, осознанного и интуитивного), то есть с позиций синергетики.

Как новое научное направление в гуманитарной науке синергетика изучает общие закономерности самоорганизации материи, соотношения в ней порядка и хаоса, овладения механизмами нелинейного управления сложными системами. Она представляет новый взгляд человека на мир, его диалог с природой, обществом, культурой и искусством. Согласно синергетическому видению, эволюция саморазвивающихся систем обусловлена их открытостью, нелинейностью, неустойчивостью, обязательным присутствием обратных связей. Наличие этих детерминант - необходимое условие для функционирования сложноорганизованных систем любого типа, включая восприятие искусства. Применительно к рассматриваемой проблеме, это может быть связано со сменой парадигм восприятия, ценностных ориентаций, аксиологических установок и идеалов слушателей. Показателем открытости восприятия музыки является то, что оно органично включено в круг систем более широкого порядка, прежде всего, художественной культуры и жизни в целом. Особенно рельефно эти связи обнаруживаются в контексте социокультурных форм общения человека с искусством, включающего обмен информацией, сопереживание, порождение знания, достижение результата, эстетическое наслаждение, катарсис и пр. Базовой основой самовоспитания культуры музыкального восприятия личности служит коммуникативная природа музыки. Она проявляется при взаимодействии субъекта с художественным произведением и реализуемым через него творческим замыслом композитора. Существенное влияние на данный процесс оказывают факторы художественной критики, а в ситуации школьного урока слово педагога, общение учащихся друг с другом.

Развёртываясь на ассоциативном фоне сознания, способность музыкального восприятия формируется с участием творческого воображения и фантазии человека. Порождаемые ими ассоциации образуют своеобразный строительный материал в воссоздании субъективных художественных образов слушателя. Многомерность ассоциативного поля искусства позволяет рассматривать ассоциацию в качестве наиболее неустойчивой переменной, задающей параметр порядка восприятия музыки. Как отмечает Г. Xакен: «Параметры порядка подчиняют, то есть детерминируют, поведение многочисленных составных частей системы». [241, c. 297]. Эта закономерность свойственна восприятию всех артефактов художественной культуры.

Разнообразие ассоциативных представлений определяет пространство поиска личностных смыслов в музыке, активизирует творческое воображение слушателя. «Просмотр различных альтернативных ходов развития мыслей, продумывание и варьирование ассоциаций на заданную тему играет позитивную роль в творческом мышлении. В результате вырабатывается некий продуктивный мицелий /пересечения, сложноорганизованная сеть ходов/, который служит полигоном для свободного движения мысли, для её выхода в иные измерения, на новые уровни» [105, c. 113]. Будучи продуктом рефлексии, ассоциация, вместе с тем, не адекватна самому художественному образу, не подменяет музыкальный образ, но предопределяет механизмы достраивания его в сознании слушателя и в этом смысле может считаться «управляющим параметром» восприятия. Его структура сочетает в себе признаки как линейных, так и нелинейных систем, обусловлена высокой степенью сложности и неоднозначности содержания музыкального произведения, с одной стороны, и одновременно точности и упорядоченности художественных форм, с другой. В частности, такие свойства восприятия как ассоциативность, образность, эмоциональность и избирательность характеризуют его переменную составляющую, основанную на взаимодействии мысли и интуитивных догадок слушателя.

Одним из свойств, указывающим на нелинейный характер музыкального восприятия является его необратимость, обусловленная неисчерпаемостью и неоднозначностью художественного образа. При каждом повторном прослушивании музыкального произведения из него извлекается новая, постоянно уточняемая информация. Природа музыкального образа такова, что он не дан человеку как детерминированный объект или научная истина. Фиксируются лишь те элементы, которые выполняют функцию опорных интонаций, позволяющих достроить художественное содержание, включить его в контекст личностного смыслопостижения жизни.

Согласно теории самоорганизации, распознавание образа обеспечивается действием специальных механизмов, создающих вокруг него своеобразное «поле блужданий мысли» преднамеренно отвлекающего воспринимающего, обеспечивающего эффект случайного скольжения по контуру объекта (Е. Н. Князева). Благодаря этому он попадает в зону повышенного внимания, целое начинает узнаваться по частям, по отдельным деталям. Эта направленность восприятия на возникающее целое рассматривается в теории самоорганизации как аттрактор творческой деятельности. «Что же касается творческого мышления, то здесь может иметь место не просто самодостраивание как выход на структуру-аттрактор, как возникновение на среде целостной структуры. Может иметь место более высокий тип самодостраивания - переход от простой структуры к сложной, саморазвитие, усложнение первоначальной структуры» [105, c. 118].

Со специфичными типами самодостраивания слушатель сталкивается в ситуации музыкального восприятия, состоящего в развёртывании протоин-тонационных ощущений в чётко схватываемые сознанием ряды художественных образов бесконечно разнообразной ориентации (предметной, чувственной, психологической, эстетической, философской и пр.). Такими прорастаниями мышления в художественное содержание могут быть объяснены процессы самовоспитания музыкального восприятия, резонансного воздействия музыки на духовный мир личности.
Сокровищница музыкальной культуры неисчерпаема. Её невозможно освоить за годы учёбы в школе. Важно подготовить школьника к самостоятельному общению с искусством. Динамика самовоспитания культуры музыкального восприятия может быть определена как восстановление недостающих художественно-информативных связей, наведение мостов между знаниями и эстетическими переживаниями слушателя. Анализ методологических и научно-теоретических подходов к исследованию проблемы, свидетельствует о преемственности между синергетичес-ким и детерминистическим её видениями в рамках общей теории систем. Различие состоит в том, что в системном подходе внимание концентрируется, главным образом, на вопросах целостности музыкального восприятия, а в синергетическом - на понимании его как вида творческой деятельности слушателя. Комплексное использованиеэтих подходов открывает перспективы решения наиболее сложных вопросов педагогики музыкального восприятия, его роли в процессе самосозидания духовной культуры человека.

Литература


  1. Медушевский В. В. О содержании понятия «адекватное восприятие» В. В. Медушевский  Восприятие музыки: сб. статей ред.-сост. В. Н. Максимов. - Музыка, 1980. - С. 141-155.

  2. Хакен, Г. Синергетика и некоторые её применения в психологии Г. Хакен Синергетическая парадигма: нелинейное мышление в науке и искусстве. - М.: Прогресс-Традиция, 2002. - С. 297-306.

  3. Князева, Е. Н. Интуиция как самодостраивание Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов Вопросы философии. - 1994. - № 2. - С. 110-122.



 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы