Главная Публикации "Эстетическое образование: проблемы и перспективы" - 2007 (г. Брест) СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫК К ВОПРОСУ О ЦЕННОСТЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Пушкина Наталья Геннадьевна
Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка (г. Минск)

К ВОПРОСУ О ЦЕННОСТЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

В характере взаимодействия участников музыкально-педагогического процесса особое значение имеют стили деятельности и ученика, и учителя. Любой индивидуальный стиль жизнедеятельности складывается из нескольких составляющих. В основе стиля лежат особенности нервной системы, структура способностей, темперамент, характер, специфика эмоциональных реакций, особенности восприятия.

По определению, данному Е. А. Климовым, «индивидуальный стиль деятельности - это обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов деятельности, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности» [1, с. 49]. В эту систему целесообразно включить и приобретенные в процессе онтогенеза образования. К ним можно отнести такие характеристики стиля как ценности, мотивы, которые придают деятельности своеобразную окраску и эффективность. Нас заинтересовали ценностные аспекты взаимодействия в знаковой системе «педагог-студент» в процессе инструментального обучения.

Специфической особенностью музыкально-педагогического процесса является индивидуальный характер обучения в инструментальном классе. Эта форма традиционна и берет свое начало в так называемой Школе-мастерской (XV-XVI веков). Сущностной характеристикой Школы являлось общение, взаимодействие Мастера и Ученика, которое превышало узкие рамки научения профессиональному мастерству. В процессе совместной деятельности ученик подражал мастеру, овладевал практическими навыками исполнительской деятельности, впитывал образ жизни учителя, стиль его исполнительской и педагогической деятельности, характеризуемый неустанным самосовершенствованием. Каждая Школа отличалась свойственным только ей стилем, методами, формами и средствами обучения. Школа воспроизводила сама себя, опираясь на принцип «тиражирования» и преемственности традиций, воспитывая и формируя лидеров новых школ [3]. В современном музыкально-педагогическом процессе занятия в индивидуальном классе - классе специального инструмента - оказывают наибольшее влияние на обучение, развитие и саморазвитие студента. В индивидуальном обучении одними из самых важных являются взаимодействия и взаимоотношения в системе «педагог-студент». Отсюда вытекает важное ценностное основание музыкально-педагогического процесса - совместность.
Разрыв основной социально-педагогической системы в музыкальном обучении и воспитании приводит к разрушению всех основных функций образования. Любое обучение, а особенно обучение музыкальное, невозможно и немыслимо без психологического взаимодействия без совместного действия учителя (преподавание) и ученика (учение). Обучение музыке нельзя свести к передаче теоретических знаний, а этот постулат повышает значимость установления в процессе общения педагога со студентом особых взаимоотношений, основанных на доброжелательности, доверительности и эмпатии. Суть в том, что педагогом создается определенная образовательная среда и сам он выступает как часть этой среды. Он может при любых идеальных факторах сделать ее для ученика бесчеловечной. К сожалению, потеря нравственных ориентиров, определенное ослабление гражданственных позиций образования привели к тому, что в музыкальное образование приходят специалисты, владеющие своей областью знания и способные транслировать это знание, но игнорирующие отношения человека к миру, искусству, самому себе, обществу и государству [2].

Индивидуальная форма обучения в классе музыкального инструмента позволяет в совместной деятельности «выстроить» индивидуальную траекторию образовательного процесса, создать особые условия для каждого конкретного студента, в зависимости от его «стиля научения» - термин, появившийся в последние годы в психолого-педагогической науке.
Условия, необходимые студенту для успешного продвижения могут быть различными. Одни могут эффективно работать в рамках традиционной образовательной системы; другие - в относительно комфортных условиях; третьим - необходима свобода выбора и демократический стиль управления процессом обучения. Отсюда вытекает необходимость варьирования методической составляющей индивидуального урока.

Наиболее сложная задача состоит в том, что преподаватель должен определить стиль научения каждого студента. D. A. Reay дает следующую классификацию этих стилей [4]:
Активисты, отличающиеся порывистостью, импульсивностью, восприимчивостью и гибкостью. Лучшее взаимодействие с ними - в активных методах обучения.

Рефлексивные мыслители, которых отличает рассудительность, осторожность, вдумчивость. Наилучшее взаимодействие с педагогом - в процессе саморегулируемых занятий.
Теоретики, которые характеризуются логичностью мышления, пытливостью, рационализмом и дисциплинированностью. Наилучшее взаимодействие с ними осуществляется в процессе использования частично-поисковых и исследовательских методов.

Прагматики - студенты с практикоориентиро-ванным мышлением и деловой направленностью. Лучшее взаимодействие с преподавателем осуществляется в процессе использования форм и методов «контекстного обучения» (А. А. Вербицкий). Совместная деятельность педагога и студента должна быть направлена на его будущую профессию.

Построение музыкально-педагогического процесса на основе стилей научения требует серьезных изменений и стилей деятельности самих педагогов. Общеизвестно, что успешным будет только такое обучение, когда стили деятельности преподавателя и студента совпадают или достаточно близки. Именно эта позиция увеличивает значимость ценностной категории совместность.

Итак, совместное бытие студента и педагога, совместная деятельность учителя и ученика по становлению и развитию личности обучащегося, совместное творчество субъектов музыкально-педагогического процесса по созданию художественного продукта деятельности (интерпретации музыкального произведения) - вот сущность многоаспектной ценности совместности и для студента, и для преподавателя, и, в конечном итоге, для социума.

Литература

  1. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Е. А. Климов. - М.: Изд. центр «Академия», 2004.
  2. Полякова, Е. С. Учитель музыки для наших детей Е. С. Полякова Музычнае i тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання. - 2006. - № 3. - С. 11- 17.
  3. Фомин, В. П. Школа - мастерская как феномен культуры В. П. Фомин  Вопросы преемственности школьного и вузовского обучения. - Барнаул, 1975. - С. 49-54.
  4. Reay, D. A. Understanding how people learn D. A. Reay. - East Brunswisk. - NY, 1994.




 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы