Главная Публикации "Эстетическое образование: проблемы и перспективы" - 2007 (г. Брест) СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫК ТРАДИЦИИ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В ПОЛЬШЕ: ОТ ПЕРВЫХ ШКОЛ ДО ПЕРВЫХ СЕМИНАРИЙ

Полухин Руслан Анатольевич
Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина

ТРАДИЦИИ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В ПОЛЬШЕ: ОТ ПЕРВЫХ ШКОЛ ДО ПЕРВЫХ СЕМИНАРИЙ

Польша имеет многовековые традиции в области музыкального воспитания подрастающего поколения, а также в подготовке педагогических кадров для работы в сфере музыкального образования. К 963 году относятся первые письменные упоминания о Древнепольском государстве, которое возглавлял Мешко I. В 966 Польша принимает христианство, что оказывает решающее влияние на дальнейшее его культурное и экономическое развитие. Польша приняла христианство не из Византии, как Русь, а из Рима. Это влияние отразилось не только в религии, но и в литературе, архитектуре, искусстве и просвещении. С 1054 года, после разделения христианства на западную и восточную ветви, языком религии становится латинский и отличия в развитии Польши и соседних с нею восточных государств всё более усиливаются.

К XI-XII векам положение католической церкви значительно укрепляется, что совпадает с завершением процесса христианизации страны. К этому же времени относится и появление школ на территории Польши. Лятеранский собор (1179) выступил с требованием к кафедральным церквям об открытии школ и выделении средств на содержание учителей. Первые польские школы, основывавшиеся по образцу западноевропейских, были кафедральными и монастырскими. Появлялись они в крупных культурных и экономических центрах, таких как Краков, Гнезне, Познань. С XIII века начинают появляться приходские школы, создававшиеся по инициативе горожан, а уже к XIV-XV векам на территории Польши насчитывалось более 240 школ различных типов.

По примеру западноевропейских школ основную программу обучения в первых польских школах составляли «семь свободных искусств»: «тривиум», включавший в себя грамматику, риторику и диалектику, и «квадриум», в который входили арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Средневековье отводило значительную роль искусству и музыке в том числе. Однако в то же время средневековье искало в искусстве религиозные, моральные, воспитательные цели, не уделяя значения эстетическому. Костёл был очень заинтересован воспитательными функциями музыки, пробуждающими и углубляющими религиозные чувства человека, в связи с чем музыке зачастую отводилось значительное место в учебных планах.

Преподавание в первых польских школах велось на языке латинском, непонятном большинству учащихся, так как первыми преподавателями было зарубежное духовенство. Такие учителя приезжали из-за границы и зачастую не знали польского языка. Однако, как свидетельствуют исследования (Ласоц-кий Ю. К., Поврозняк Ю., Проснак Я. и др.) в области истории развития польской школы и истории музыкального воспитания и образования, большая роль отводилась в этих школах музыкальному развитию подрастающего поколения. Среди первых музыкальных предметов самых древних школ Польши были одноголосное пение, хорал с латинским текстом и минимальный очерк теории музыки. О таком же содержании в области музыкального обучения пишут исследователи Ю. К. Ласоцкий и Ю. Поврозняк:

«Польская молодёжь в школах знакомится с тональностью, ритмикой и мелодией грегорианского пения, которое представляет собой значительную трудность» [3, с. 120]. Сохранился также ряд исторических свидетельств музыкального обучения и воспитания в польских школах того времени - иконографические, литературные, гравюры.

По свидетельству изученных нами исследований, в период польского средневековья целенаправленная система подготовки педагогических кадров, в том числе и в области музыкального воспитания, ещё не сложилась. Преподавание музыки, которое сводилось зачастую к пению церковных гимнов и псалмов и песнопений, проводило духовенство, которое приезжало в Польшу из-за границы. Такие занятия проходили на латинском языке, который был непонятен большинству учеников.

Эпоха Возрождения и Реформации - «золотой век» польской культуры. XV-XVI вв. - это период формирования литературного языка, период развития науки и искусства. Эта эпоха придала новый облик польскому образованию и музыкальной педагогике. Этот период характеризуется зарождением и распространением в Польше педагогической мысли [1, с. 13].

В области музыкальной дидактики Польши этот период характеризуется кардинальным изменением взглядов на роль музыки в жизни человека. Как отмечают исследователи «впервые в истории ... [польского] музыкального образования польскими просветителями была высказана мысль о воспитательной роли музыки» [5, с. 16]. Среди первых, кто выразил эту идею был известный учёный, философ и педагог, профессор Краковской Академии С. Петриций.
Реформация обогатила систему польских школ. Во второй половине XVI века начинают появляться школы лютеранского, кальвинистского, арианского типов. В исследованиях отмечается, что «сторонники Реформации в Польше стремились к расширению польской народной культуры и ... к введению польского языка в костёлах» [2, с. 25]. В период Реформации были открыты школы в Гданьске, Пинчо-ве, Торуни, Эльблонге. Учителями музыки в таких школах были «канторы» или их заместители - ученики старших классов.

XVI век характеризуется появлением в Польше первых учебников по музыке. Первоначально учебники использовались в лютеранских школах. Одними из первых учебников были: «Musicae Institutiones» О. Люсциниуса (1515), «Musica» Н. Листениуса (1537), «Compendiolum musicae pro incipientibus» Г. Фабера (1548) и др. Однако все эти учебники не были на польском языке. Первый музыкальный учебник на польском языке был издан в Кракове в 1647 г. Автором этой знаменитой книги был Александр Гор-чин, музыкант, математик, поэт, публицист. Основные идеи этой книги исследователи польского музыкального воспитания определяют как «осознание родственных художественных ценностей и чувство национального достоинства, тесно совмещённые с дидактическими и воспитательными целями» [5, с. 29].

Упадок польской культуры и засилье иностранной, в первую очередь французской и немецкой, - вот одна из объективных черт ситуации, сложившейся в Польше в период саксонского правления (16971763). Этот период составили всего два короля - Август II и Август Ill. Во времена саксонского правления не оказывалось практически никакого содействия развитию польской композиторской и исполнительской музыки. По примеру королевского двора появляются магнатские театры. На магнатских дворах содержатся инструментальные и вокальные капеллы. Как показывают исследования «элитаризм «потребления» артистического творчества - также одна из основных черт саксонской эпохи» [5, с. 33]. Таким образом, музыка во времена саксонского правления имела ярко выраженный элитарный, аристократический характер. Основными, если не сказать единственными, слушателями были король, магнаты и их ближайшее окружение.
Очень слабо была представлена и музыкальная теоретическая литература. Исследователи отмечают только два учебника для пения в костёле: «Musica choralis» (1748) и «Rudimenta musicae choralis» (1761).

Большое значение для развития системы польского просвещения в целом, музыкального образования и развития системы подготовки учителей имело основание в Варшаве С. Конарским «Коллегиума Нобилиума» (Collegium Nobilim) в 1741 г, деятельность которого опиралась на лучший педагогический опыт того времени. Благодаря этому из-за границы стали прибывать известные педагоги и учёные.

Музыкальные Бурсы (Bursae musicorum) - это были одни из основных учреждений в области музыкального образования в тот период. Их организаторами были иезуиты. Содержание обучения в этих заведениях было различным (сольное пение, пение в хоре, игра на различных музыкальных инструментах, композиция, теория музыки). Музыкальные Бурсы существовали при многих иезуитских коллегиях, в таких городах, как Брест Литовский, Быдгошч, Гродно, Краков, Люблин, Плоцк, Торунь, Варшава и др. Польские Музыкальные Бурсы имели аналогичные организационно-дидактические основы, что и итальянские музыкальные консерватории того времени, существовавшие в Неаполе и Венеции.

Предметы теоретического плана и игру на музыкальных инструментах в Бурсах преподавали ассистенты (maestri scolari). Главные же педагоги преподавали в классах пения и композиции. Учёба длилась три года. Однако учащиеся находились в учебном заведении шесть лет. Ещё три года предлагались для улучшения своих знаний, участия в школьном оркестре, а также для занятий с вновь прибывающими учащимися. Исследователь Я. Проснак, анализируя деятельность музыкальных бурс, содержание музыкального образования в них, говорит о возможности их определения как первых польских музыкальных консерваторий.

В сравнении с музыкальными бурсами изучение музыки в различных типах школ проходило на значительно низшем уровне. Школы были представлены различными типами - профессиональные, элементарные, публичные, иезуитские. Начиная с 1741 г. (основание в Варшаве «Коллегиума Нобилиума») в школах происходят значительные изменения. Основным стало разделение их на аристократические, элитарные и общие. Значительное развитие получает также домашнее обучение. Такое разделение не могло не отразиться на преподавании. В магнатских и шляхетских школах музыка занимала своё место среди семи свободных искусств. В общих же школах уровень обучения музыке был крайне низким. Большое количество учащихся, малое количество хороших педагогов делало практически невозможным проведение упражнений и индивидуальных занятий.

Ещё один источник музыкального воспитания молодёжи представляли братства. Начиная с XIV века они существовали в таких городах как Варшава, Краков, Люблин, Вильно и др. Члены таких организаций играли в костёлах, на свадьбах, крестинах, на высоких банкетах, в корчмах, во время карнавалов и на Новый Год. В этих братствах было две категории членов: фратрэс сеньорэс (fratres seniores) и фратрэс юньорэс (fratresjuniores). О дидактической деятельности братств можно отметить следующее: те учащиеся, которые отставали в науке имели над собой старших учащихся, т. н. шефствующих (fraters seniores). Они помогали отстающим, занимались с ними, выполняли различные упражнения. Основным учебным пособием, по которому проходил процесс музыкального образования был, уже нами упомянутый, учебник «Tabulatura muzyki abo Zaprawa muzykalna» А. Горчина, изданный в 1647 г.

Эпоха Возрождения и Реформации внесла свой вклад в развитие системы образования, музыкального воспитания, а также систему подготовки учителей. Музыкальное воспитание развивалось в рамках богатых магнатских и шляхетских дворов, где педагогами были известные в Европе музыканты и композиторы того времени. Зачастую они прибывали из-за границы: Германия, Италия, Франция. Большое значение для привлечения таких педагогов сыграла просветительская деятельность С. Конарского, основание им «Коллегиума Нобилиума» в Варшаве. Однако в этот период в стране были созданы предпосылки для формирования собственной системы подготовки учителей. Свидетельством этому является то, что лучшие выпускники старших классов оставлялись для работы с младшими учащимися, а также для педагогической работы в братствах.

На деятельность польской системы образования в Эпоху Просвещения большое влияние оказали труды и практика в области воспитания и обучения великих европейских педагогов и философов: Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. Творческое осмысление и использование их прогрессивных идей послужило толчком к развитию и музыкального воспитания в стране. Ж. Ж. Руссо был не только выдающимся философом и педагогом, но также талантливым музыкантом и композитором. Его мысли о воспитательной роли музыки, о её месте в развитии духовного мира человека были подхвачены и развиты польскими деятелями в педагогической области. Известный варшавский педагог Ю. Эль-снер пропагандировал методы И. Г. Песталоцци в области музыкального воспитания. Воспитательные системы Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песта-лоцци оказали значительное воздействие на развитие системы обучения в польских школах и учительских семинариях в период деятельности Эдукацион-ной комиссии и Эдукационной Избы.

Во второй половине XVIII в. в период польского Просвещения музыкальное воспитание развивалось, в основном, на магнатских дворах. Большую роль в распространении музыкальной культуры сыграли музыкальные школы, центры музыкального воспитания, расположенные в Ружанах, Гродно, Несвиже, Бялос-токе. В гродненском центре работал известный органист А. Тызенгауз. Содержание музыкального образования здесь включало в себя игру на скрипках, альтах, флейтах, гобое, фаготе, валторне и др. инструментах. Также в содержание включалось пение, теория музыки и основы композиции. Музыкальные занятия проходили как в индивидуальной форме, так и групповой. В несвижскийцентр в 1756 г. был приглашён на должность придворного капельмейстера и преподавателя известный музыкант Ф. Виттман. Сохранились также имена и других известных педагогов, работавших на дворе у Радивиллов в тот период: Д. Коэрнер, А. Ф. Xофман, Ф. Ежабек, Дж. Констан-тини, Я. Козеровский, Ю. Пилц и др. Работали здесь и такие известные композиторы XVIII в. как Я. Л. Душек, Я. Д. Xолланд.
1773 год стал переломным в истории развития польского образования. Именно в этот год 14 октября прошло первое заседание Комиссии Народного Образования (Komisja Edukacji Narodowej). Позже она будет названа первым в Европе министерством образования. Деятельность Эдукационной Комиссии затрагивала и музыкальное воспитание в различных типах учебных заведений: элементарные школы (приходские), и средние, и учительские семинарии, и женские пансионы. Благодаря усилиям Комиссии в стране начинают появляться новые приходские школы (в период саксонского правления они практически перестали существовать). Однако обучение музыке в таких школах было довольно узким, но оно имело своего покровителя в лице секретаря Эдукационной Комиссии Г. Пирамовича. В своём самом известном труде «Обязанности учителя» он говорил о необходимости присутствия детского пения в школах, т. к. это способствует повышению настроения ребёнка, его активности: «Поможет хорошему настроению обычай использовать пение. Необходимо петь пристойные и весёлые песни, иногда по одному, а иногда вместе» [4]. В период с 1773 по 1778 гг. на территории Польши действовало ок. 175 приходских школ. Однако уроки пения и музыки проходили в них непостоянно. Причиной этому было отсутствие учителей, отсутствие помещений для занятий, т. е. кадровые и материальные проблемы.

Многие положения Устава Комиссии в сфере музыкального воспитания не могли быть реализованы в силу отсутствия соответствующих учителей. В связи с этим было принято решение о создании специальных учебных заведений по подготовке педагогических кадров для приходских школ - учительских семинарий. Первые учительские семинарии были открыты в Вильно, в Ловиче и в Кельцах. Деятельность виленской учительской семинарии (1775) способствовала расширению сети приходских школ и решению проблемы педагогических кадров в Беларуси и Литве. Учёба и содержание в семинарии были бесплатными. Содержание занятий включало в себя изучение костельного пения, игру на органе и кла-викорде. Просуществовала Виленская семинария пять лет.

Приблизительно такую же программу включало в себя и обучение в учительской семинарии вЛови-че (1786). Учёба в семинарии длилась три года и ре-ализовывалась в двух направлениях: педагога и музыканта (органиста). Однако эта семинария, как и учительская семинария в Кельцах, просуществовала не долго. Проблема педагогических кадров так и не была решена. Одной из причин этого была общественная и экономическая ситуация того периода.
Несмотря на то, что первые заведения, проводящие подготовку учителей - учительские семинарии - просуществовали на территориях Польши не долго, они сыграли значительную роль в развитии профессиональной подготовки педагогических кадров. Именно к этому времени относится начало пе-девтологических традиций Польши, начало целенаправленной подготовки педагогических кадров на территорииПольши. В первых учительских семинариях большая роль принадлежала музыкальному образованию будущих учителей.

Таким образом, в рассматриваемый период в Польше были заложены основы для развития системы образования учителей, в том числе и учителей музыки. Деятельность Эдукационной Комиссии послужила началом формирования системы подготовки учителей.

Литература

  1. Добрынин, М. А. Педагогическая мысль Польши в эпоху Возрождения М. А. Добрынин. - Брест: БрГПИ им. А. С. Пушкина, 1994.
  2. Добрынин М. А. Польша: история общеобразовательной школы и педагогической мысли (с периода христианизации до 1939года) М. А. Добрынин. - Брест: Издательство С. Лаврова, 1997.
  3. Lasocki, J. K. Wychowanie muzyczne w szkole J. K. Lasocki, J. Powrozniak. - Krakow: PWM, 1970.
  4. Piramowicz, G. Powinnosci nauczyciela G. Piramowicz. - W-wa: WSIP, 1988.
  5. Prosnak, J. Polihymnia uczaca: wychowanie muzyczne w Polsce od sredniowiecza do dni dzisiejczyzch  Prosnak J.-W-wa: WsiP, 1976.




 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы

Школа начальной медицинской подготовки. Партнеры центр подготовки.