Главная Публикации "Эстетическое образование: проблемы и перспективы" - 2007 (г. Брест) СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫК РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО И МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: ФОРМЫ И МЕТОДЫ.

Максимук Светлана Александровна
Музыкальная гимназия №4 г. Бреста

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО И МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: ФОРМЫ И МЕТОДЫ.

Еще в прошлом веке исследователи, ученые, внесшие большой вклад в развитие психологии и методики музыкального обучения и воспитания, К. Орф, Б. Асафьв, Л. Выготский, Б. Теплов, Е. Назай-кинский в своих работах поднимали проблему развития творческих способностей учащихся. Так, Карл Орф указывал на необходимость воспитывать в ребенке творческое начало, творческое мышление, которые затем проявятся в любой сфере его будущей деятельности. Сегодня подтверждено наукой, что развитие творческих качеств детей средствами искусства стимулирует развитие математических способностей, то есть способностьдействовать творчески (креативность) может успешно переноситься из области искусства в сферу точных наук.
В современном музыкальном воспитании проблема развития творческих способностей учащихся становится все более актуальной: темпы и успешность социального прогресса во многом зависят от количества творчески развитых личностей, способных разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно, грамотно. Поэтому воспитание способности к творчеству должно стать ведущей задачей современного образования.

В центре внимания педагога на протяжении музыкального обучения школьников находятся три основных вида детского музыкального творчества: слушательское, исполнительское и сочинение музыки. Однако если первым двум в наших школах издавна уделяется достаточное внимание, то не менее важная сторона музыкального воспитания -выявление и развитие способности учащихся к импровизации и сочинению - еще, к сожалению, отстает. Некоторые педагоги не видят пользы от сочиненных «примитивных», «неумелых» мелодий своих учеников. Однако для ученика эта мелодия иной раз кажется более интересной и содержательной, чем предлагаемые учителем. По этому поводу мне представляется важным высказывание Б. Асафьева: «Человек, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, углубляет свой жизненный опыт и становится иным по психологическому складу, чем человек, только подражающий актам других» [1, с. 75].

Не надо забывать, что творчество детей - процесс двухсторонний. С одной стороны ребенок может показать себя в творческих заданиях свободно, не растерявшись, лишь овладев определенным музыкально-слуховым опытом и достаточным теоретическим материалом. С другой стороны, сопричастность к творчеству дает большие преимущества: учащиеся вовлечены в активный процесс получения знаний. Такие знания будут прочными и продуктивными. При этом развиваются самостоятельность мышления, умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы, грамотно применять на практике весь комплекс полученных теоретических сведений. Творческие методы и приемы помогают создать на уроке атмосферу непринужденности, эмоциональной отзывчивости, что способствует наиболее полному раскрытию индивидуальных возможностей учащихся, повышают мотивацию, интерес ребят к предмету. Поэтому в последнее время мы приветствуем, что в программах и учебных пособиях по сольфеджио, музыкальной литературе, по музыке все больше внимания уделяется таким формам работы, как сочинению, импровизациям, музицированию на инструментах, подбору аккомпанемента и второго голоса и др.

Атмосферу непринужденности на уроке помогают создать задания в игровой форме. Учащиеся, особенно младших классов, очень любят такие формы работы. Любое, даже самое сложное задание можно превратить в увлекательную игру, если учитель соответствующим образом сформулирует задачу. Например, задание «определить по ритмическому или мелодическому рисунку знакомую песню» можно преподнести так: «отгадайте загадку -что за песенка записана на доске? «. Устный диктант (исполнить мелодию голосом или на инструменте, либо показать движение мелодии по «лесенке») можно представить в виде игры «Выручи из плена»: если ученик ошибается, то ему на помощь спешат другие. Чувствуя за спиной поддержку, ребята не боятся участвовать в таких заданиях, не боятся ошибаться. При этом от урока к уроку точность исполнения растет, как и приобретенный музыкально-слуховой опыт.

В творческий процесс должны быть вовлечены все ученики без исключения, не зависимо от уровня способностей. Элементы творчества целесообразно включать в урок как можно раньше. У шести-семилетних детей необычайно богатое воображение, меньше развито чувство самокритичности, и поэтому они более свободно импровизируют, даже если их сочинение получается не совсем удачным. Если начинать вводить творческие задания с 5-7 классов, то они часто встречают у школьников сопротивление. Причина, на мой взгляд, кроется в отсутствии определенных умений и уже появившихся повышенных требований к результатам собственной деятельности. Вместе с тем, овладев навыками творчества в раннем возрасте, ученики охотно сочиняют и в старших классах.

За многолетнюю практику работы учителем сольфеджио и музыкальной литературы разнообразные творческие формы выстроены автором в систему. Небольшие рамки статьи не позволяют изложить ее полностью, поэтому предлагается несколько фрагментов из этого процесса.
Импровизация
Буквально на первых уроках первоклашки знакомятся с понятиями «регистр», «темп», «динамика», «штрихи». После небольшого предварительного этапа, включающего прослушивание произведений и доступный анализ средств выразительности, даются соответствующие темы-образы для импровизаций на фортепиано: «Тигр», «Зайчик», «Летняя гроза» и т. п. При этом еще не требуется знаний нотной грамоты или владения техникой игры на инструменте. На одну тему импровизируют несколько учеников по очереди. После каждой импровизации особое удовольствие детям доставляет определять характер образа: один тигр робкий, другой -сердитый, третий - задумчиво «прохаживается» взад-вперед и т. д. Совместно проводится анализ выразительных средств.

Еще один яркий пример применения импровизации на фортепиано связан с темой «Интервалы». При изучении темы очень важно сосредоточить внимание учащихся на акустической окраске каждого интервала, их индивидуальной неповторимости, художественно-выразительных возможностях. В подготовительный этап к импровизации включается:
демонстрация звучания интервалов в разных регистрах, темпах, с разными штрихами и динамическими оттенками, в гармоническом и мелодическом положении, в восходящем и нисходящем движении;
совместная характеристика художественно-выразительных возможностей интервалов;
показ примеров из классической музыкальной литературы (для домашней работы ученикам дается задание найти яркие интонации интервалов в произведениях по специальности, хору или оркестру). Затем можно приступать к творчеству. Темы-задания для импровизаций подбираются соответственно выразительным возможностям каждого интервала. Например: получается очень яркая, образная музыкальная картина «Мерцающие звезды», создаваемая с помощью интервала секунды в гармоническом виде. Интересные творческие находки показывают ученики, импровизируя дуэтом на тему «Ослик и Оса» с использованием терций и секунд. Импровизации систематически включаются в работу на разных этапах обучения, и могут быть певческими, ритмическими, двигательными, жанровыми, образными, сюжетными, свободными и др. В импровизациях, сочинениях учитель получает возможность контролировать процесс усвоения тех или иных теоретических сведений, следить за развитием ученика, выявлять степень его музыкальности, рост творческих возможностей. Импровизация позволяет не только творить, но и уже в процессе учебы пользоваться полученными навыками и знаниями, тем самым, закрепляя их.

Пример творческих заданий в рамках освоения лада. Уже начальный этап освоения лада, построенный на сочетании отдельных ступеней, постепенно соединяющихся в определенные обороты, приводит к возможности сочинять и импровизировать мелодии на ограниченном количестве ступеней. Xочется здесь отметить важную роль наглядных пособий «Пуговицы» и «Лесенка» как эффективного средства, которые не только облегчают познавательную действительность, но и организуют восприятие, активизируют процесс запоминания. Восприятие изменения движения мелодии опирается одновременно на слуховое, зрительное и двигательное ощущение.

Пособие «Пуговицы» представляет собой нотный стан и пуговицы-ноты двух цветов (условное обозначение долгих и коротких длительностей). Начальные (подготовительные) формы работы:
выкладывание мелодий новых песенок, попевок с помощью учителя, уже знакомых - по памяти;
исполнение выложенных мелодий «по нотам» голосом или на инструменте;
транспонирование выученных песенок, попе-вок («переселение» на другую высоту);
узнавание их по «нотному тексту»;
мелодический диктант (выкладывание коротких мелодических фраз, основанных на освоенном комплексе ступеней).

Уже простейшая ладоинтонационная модель (например: V- III ступени), усвоенная в указанных подготовительных формах работы, может подвести к некоторым «открытиям» на примере несложных творческих заданий:
«импровизация-шалость» (на основе выложенной попевки на 2-3 ступенях пуговицы переставляются по высоте в пределах заданных ступеней). Результат: множество вариантов, которые пропеваются вместе с учителем либо исполняются на фортепиано. Вывод: использованы два (три) звука, а, сколько разных мелодий можно сочинить!;
сочинение мелодии на 2-3 ступенях на небольшой текст. На этом, казалось бы, простом задании дети уже учатся понимать выразительное значение движения мелодии и характер ритма.
Отталкиваясь от несколько конструктивных первых творческих опытов, постепенно задания по сочинению музыки усложняются.

Пример творческих заданий
в рамках освоения жанров
Изучая размер 3/4 и, уже умея оперировать некоторыми ритмо-формулами, обращаемся к самому популярному трехдольному жанру- вальсу. Познакомившись на примерах мировой музыкальной классики с характерными чертами жанра, учащиеся с удовольствием сочиняют вальсы на 8-16 тактов для разных инструментов, с аккомпанементом и без него (ученик имеет право выбрать сложность задания по своим силам). Xочется отметить интересные работы: «Вальс лягушек» Грицук Дарьи, несколько вальсов (!) Ковальчук Ольги (ученицы 3 класса), «Урок танцев» в жанре вальса Федоровой Александры (ученицы 5 класса) и многие другие. Аналогично изучение ритмических групп с шестнадцатыми длительностями закрепляли, сочиняя польку, а через жанр марша легко происходить усвоение выразительных возможностей размера 4/4 и пунктирного ритма.

Много интересных, увлекательных заданий применяется для освоения темы «Музыкальные формы»: от отдельных составляющих элементов периода (мотива, фразы, предложения) до форм рондо, вариаций, фуги.
От простого к сложному
Освоив весь багаж необходимых знаний, даются наиболее сложные задания по сочинению программной музыки. При этом учащиеся получают возможность «экспериментировать» с различными ансамблевыми составами, например: Кутинова Елена (ученица 6 класса) сочинила «Рыцарский роман» для цимбал, двух скрипок и фортепиано (с этим и другими произведениями девочка стала победительницей в областном конкурсе юных композиторов). Много создавалось дуэтов: для домры и фортепиано, флейты и гитары, флейты и фортепиано, трубы и фортепиано и другие. Ученики с удовольствием музицировали в ансамблях, созданных их одноклассниками.
Важнейшее условие для творческого развития учащихся- последовательность и систематичность в применении творческих форм работы, а результат не заставит себя ждать.

Помните- термин «творческие задания» включает два компонента. Задания названы творческими, так как дети должны комбинировать, импровизировать, сочинять, то есть самостоятельно находить новое выражение своих знаний. Но они вместе с тем названы заданиями, так как предполагается творчество детей не полностью самостоятельное, а с участием учителя, который организует условия, материалы, побуждает детей к творческим действиям. От личности учителя, его увлеченности, способности участвовать в творчестве учащихся зависит успех этой сложной и увлекательной деятельности.

Литература

  1. Асафьев, Б. В. Организация преподавания музыки в общеобразовательной школе Б. В. Асафьев Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - Л., 1973.
  2. Горюнова, Л. Певческое музицирование как творческая деятельность на уроке музыки Л. Горюнова  Музыкальное воспитание в школе сост. О. Апраксина. - Вып. 8. - М., 1972.
  3. Коганович, Г. П. Музыкальная импровизация и воспитание творческой личности Г. П. Коганович. - Минск, 1997.
  4. Малахова, И. А. Развитие личности. Способность к творчеству, одаренность, талант/ И. А. Малахова. -Ч. 1. - Минск, 2002.
  5. Теплов, Б. М. Вопросы художественного воспитания Б. М. Теплов. - М.-Л., 1947.
  6. Шатковский Г. Сочинение и импровизация мелодий Г. Шатковский Развитие музыкального слуха. - М., 1996.




 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы

Информация вынос земельного участка в натуру цена в здесь.
Разработка сайта интернет-магазина создать интернет магазин самому на конструкторе сайтов.