Главная Публикации "Эстетическое образование: проблемы и перспективы" - 2007 (г. Брест) СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫК МЕТОД СОЧИНЕНИЯ МУЗЫКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ КОМПОЗИТОРСКИХ ТЕХНИК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Короткина Анна Ивановна
Гимназия № 17 с музыкально-педагогическим уклоном г. Минска

МЕТОД СОЧИНЕНИЯ МУЗЫКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ КОМПОЗИТОРСКИХ ТЕХНИК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Музыкальное мышление содержит все признаки мышления в его научном понимании: элементы логических операций, интуитивный поиск нового видения реальности, установление новых связей между объектами реальности, между личностью и миром. В применении категории «музыкальное мышление» к композиторской деятельности, как виду мыслительного процесса, особую значимость приобретают бессознательные компоненты человеческой психики, их взаимодействие с сознанием. Это превалирование иррационального наиболее свойственно менталитету XX века (восприятие музыки - как структурно-временное «переживание»).
Ведущая роль в процессе музыкального мышления принадлежит мелодике (тематизму). Вопрос восприятия мелодики, постижения музыкального языка подводит к проблеме современного музыкального мелодизма, процессов его формирования. В композиторском творческом процессе мелодика имеет символико-смысловое значение, воплощая авторскую идею (образ, состояние, эмоцию.). Категория «красоты» в произведении создаётся тем музыкальным языком, который является для композитора наиболее адекватным, присущим его индивидуальному стилю, с определённым соотношением устойчивых (архаичных) и современных элементов. Однако, использование элементов современного музыкального языка требует, прежде всего, его постижения: изучения современных композиторских техник, музыкальных произведений разных стилевых направлений XX-xXl века (от авангарда-до электронной музыки).
Основополагающая роль в формировании музыкального мышления у учащихся, юных музыкантов, занимающихся композиторским творчеством, принадлежит именно этому процессу изучения современного музыкального языка в соединении с базовыми знаниями по музыкальным предметам.

Xудожественная ценность сочинений учащихся может достигать высокого уровня (приближаясь к произведениям профессионалов) при условии обучения у педагога композитора. Это непременное условие объясняется законом высшей нервной деятельности: человек в состоянии понять и объяснить только те мыслительные процессы, которые происходят в его собственном мышлении. Поэтому только педагог композитор, занимающимся творческим трудом, сможет понять и направить творческую деятельность ученика, помочь ему в создании высокохудожественных музыкальных произведений.
В работе с учащимися я применяю разработанную мной программу по композиции для учащихся ДМШ, гимназий с музыкальным и общеэстетическим уклоном.

Программа включает теоретические знания по предметам: гармония, полифония, анализ музыкальных форм, оркестровка, музыкальные жанры; также- некоторые темы из моих авторским курсов (разработанных для Института современных знаний, БГАМ): музыкальная психология (Схемы воплощения авторского замысла. Особенности восприятия электронной музыки. Символика в современной музыке. Творческий процесс. Музыкальный образ, музыкальный символ. Музыкальный интеллект), музыкальный авангард (А. Шёнберг, характеристика теоретической системы. Техническая музыка, этапы развития; электронная музыка. Современные композиторские техники: пуантилизм, серийность, алеаторика; Новые принципы построения музыкальной формы); Импровизация. Интуитивная музыка; Xристианская хоровая музыкальная культура (периоды: до XV в.; xVl-XVII века;XVIII век. Певческие сборникиXVв. Ирмолои); Крупнейшие международные композиторские и исполнительские конкурсы, фестивали; Белорусская композиторская школа; Композиторское творчество в контексте мирового музыкального процесса.

В программу включены практические навыки: Импровизации жанровые (Танец, марш, колыбельная); Музыкальные иллюстрации- импровизации (на литературный сюжет, к сказке, видео-образу); Импровизации образно-эмоциональные (образ грозы, птиц...); Сочинение произведений для солирующего инструмента, голоса, хора (с сопровождением) в музыкальных формах: период, двухчастная, трехчастная форма, вариации, рондо); Сочинение аккомпанимента (кпесне, танцу, романсу); Сочинение аккомпанимента к мелодии (классический, романтический стили, современный стиль, ostinato); Сочинение музыкальных фрагментов с применением современной композиторской техники (серийность); Задание на виды фортепианной фактуры (гармонические фигурации, ритмические, смешанные, аккордовые); Задание на написание музыкальных фрагментов с усложнённой гармонией для голоса (хора) с сопровождением; Сочинение разножанровых мелодий; Сочинение разножанровых мелодий к аккордовой цепочке (песня, романс, джазовая тема, фальклорная тема); Задание на написание мелодий строгого стиля (полифония); Задание на написание двухголосного вертикально-подвижного контрапункта октавы (полифония, строгий стиль); Задание на виды обработок мелодии (фактурная, гармоническая, ритмическая, свободная); «Графическая партитура»; Задание на оркестровку собственного сочинения для камерного ансамбля; Прослушивание произведений композиторов XX века; Викторина.

Детские сочинения отличаются яркой образностью, эмоциональностью, большинство из них програмны. Стилистические особенности этих сочинений основаны на гармоническом мышлении в соединение с элементами современного музыкального языка:
атональная музыка с мелодическими мотивами гармонического строения: А. Рябцевич «Весёлая зарядка» для ф-но (2004); Н. Гонча-рёнок Токката (1999);
атональная музыка с элементами минимализма («звуковое эхо»): А. Рябцевич «Отражение эха» для ф-но (2005), «Структуры» для флейты и ф-но (2006), (Лауреат конкурса современной музыки «Новые звуки мира» Минск, 2006); Е. Калита «Звуки бесконечного времени» (2005); Ю. Овчаренко Preludium (1999);
- тональная музыка с яркой мелодикой, с элементами 12-ти тоновости: И. Прокопчик «Маски настроений» для ф-но (2005) (дипломант Международного конкурса юных композиторов им. Ю. Семеняко (2005); Е. Демиденко «Долина иллюзий» цикл для скрипки и ф-но (2003); (лауреат VII Международного конкурса юных композиторов им. Ю. Семеняко, 2003); О. Маслова «Блики на воде» для ф-но (1999); М. Иргалина «За гранью мечты» для флейты и ф-но (2000), «Восход солнца» для ф-
но (1999); - тональная музыка с мелодикой, основанной на интонациях народной песенности, с элементами сонорики, 12-ти тоновости: М. Плевако «Возвращение тени» для ф-но (2005); Е. Гути-на сюита «Мастер и Маргарита» для ф-но (2002) (лауреат VII Международного конкурса юных композиторов им. Ю. Семеняко, 2003). Одним из важнейших факторов внедрения
детского композиторского творчества в музыкальную жизнь явилось исполнение детских сочинений в качестве обязательных произведений на конкурсе современной музыки «Новые звуки мира» в номинации «фортепиано»1. Для многих юных пианистов (а также их педагогов) эти произведения стали первой встречей с современной музыкой, с особенностями её исполнения. Поразителен тот факт, что несмотря на трудности в освоении современного музыкального языка, новых фактурных и технических приёмов, новых форм нотной записи, эти сочинения вызвали огромный эмоциональный отклик (на уровне «открытия») и исполнялись с большей долей образности, артистичности и индивидуальной интерпретации по сравнению с классической программой.

Восприятие современной музыки имеет глубокую психологическую направленность на позитивное обновление, открытие, связанное с экспериментальным мышлением. Это движение к обновлению, прогрессу и есть те ростки будущих сочинений, «новых звуков мира», которые уже сейчас рождает «всеобщая композиторская мысль» столетия, воплощённая в индивидуальных стилях и направлениях современного музыкального искусства.

Литература

  1. Валькова, В. Б. Музыкальный тематизм-мышление-культура: автореф. на соискание докторской диссертации В. Б. Валькова. - М. 1993.
  2. Холопов, Ю. Н. Школа - XXI: современная музыка в теоретических курсах вуза Ю. Н. Хлопов Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории, методологии музыкального образования: материалы конференции. - М., 1999.
  3. Алексеева, А. А. К вопросу изучения музыки XX века в довузовских теоретических циклах А. А. Алексеева  Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории, методологии музыкального образования: материалы конференции. - М., 1999.
  4. Штокхаузен, К. Структура и время переживания К. Штокхаузен Альманах музыкальной психологии «Homo musicus». - М., 1995.
  5. Мдивани, Т. Г. Западный рационализм в музыкальном мышлении XX века  Т. Г. Мдивани. - Минск, 2003.

Конкурс состоялся 27-30 апреля 2007 г. в зале Белорусского Союза композиторов (по номинациям: «фортепиано; композиция»), в котором приняли участие 145 учащихся музыкальных школ, общеобразовательных школ и гимназий с музыкально- хоровым, эстетическим направлением, детских школ искусств г. Минска, г. Полоцка, студенты БГПУ им. М. Танка, БГУ культуры и искусств. Почётный председатель жюри-нар. артист СССР и Беларуси, Заслуженный деятель культуры Польши, председатель Белорусского Союза композиторов, профессор И. М. Лученок. Концерт лауреатов конкурса состоялся 07. 06. 2007 в малом зале им. Г. Ширмы Белгосфилармони. Информация на сайте: www.korotkina.mp.minsk.edu.by

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы