Кожевников Борис Гаврилович
Витебский государственный университет им. П. М. Машерова

ПРИНЦИПЫ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФРАЗИРОВКИ В СОВРЕМЕННОМ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОМ ВОСПИТАНИИ

В настоящее время академическое воспитание средствами музыки в сфере образования в старших классах школ, средних и высших учебных заведений нуждается в защите. Иные хормейстеры, учителя музыки вместо служения высокому искусству нести высокую духовность хорового воспитания, бросаются в объятия рыночной системы, привлечённые грамотами и дипломами, пустым звоном «дутой славы». На этой «ярмарке тщеславия» за завесой высоких слов цинично вершится грязная распродажа духовных ценностей, накопленных предыдущими поколениями талантливых и честных учителей музыки. Бытует общепринятое понятие, что искусство, в том числе и его легкие жанры, служит или Всевышнему или нерадивой сатане. Участие в творческих соревнованиях или конкурсах не предосудительно, если имеет целью защитить свое направление, чистоту хорового жанра и благородство вкуса. Непристойным считается предавать все это для завоевания внешнего успеха как самоцели. Кто кроме нас, хормейстеров, учителей музыки, пения может в этом помочь защитить музыку в современной технической цивилизации.

В настоящее время в каждом учебном заведении существует хоровой коллектив. Поэтому автор обращает внимание на развитие, совершенствование и профессиональное воспитание в вокально-хоровом жанре стилистики и фразировки исполняемых произведений.
Разделив музыку на мотивы, фразы, предложения и периоды, мы осуществляем важную, хотя и элементарную часть хормейстерской работы.

Как придать этому целостную форму, стройность и силу выражения? Как превратить внешне красивую последовательность звуков и слов в музыкальную речь?
Раскрыть до конца тайны и секреты музыкального творчества невозможно. Но верный подход к этому давно найден хормейстерами и музыковедами многих поколений. Отдавая должное их усилиям и достижениям, необходимо учитывать влияние современных взглядов.
Мировая энергия, выражаемая музыкой, связана с энергией, пульсирующей в каждом объекте живой природы. Энергия природы пульсирует звуком, светом, биением сердца, ритмом дыхания, любой работы и жизнедеятельности.

В музыке этот закон осуществляется чередованием сильного и слабого, тяжелого и легкого времени в каждом мотиве, в каждой фразе, чередованием кульминаций.
Практики-хормейстеры однако, уже знают, что сильное время подчеркивается чаще всего агоги-ческим, а не динамическим акцентами.
Следует учитывать, что сильное время не всегда падает на первую долю. Часто в славянской народной музыке и, особенно в негритянских спиричуэлах сильным временем оказывается любая другая доля текста.
В основе искусства фразировки заложены также три принципа музыкальной композиции: повтор, варьирование и контраст.

В наиболее полном виде повтор, варьирование и контраст использованы в сонатных, развернутых двух, трехчастных жанровых формах. (С. И. Танеев «Посмотри какая мгла», кантата «Иоанн Дамаскин»). Но эти примеры из крупной формы для хора. Еще более рельефно повтор, варьирование и контраст прослушиваются на примере трех произведений, написанный на один и тот же текст. На стихи М. Ю. Лермонтова «На севере диком» написаны хоровые миниатюры Даргомыжским, Танеевым, Римским-Корсаковым, Рахманиновым, Ипполитовым- Ивановым.
Интересно рассмотреть и сделать сравнительный анализ трех хоровых произведений: А. С. Даргомыжский «На севере диком», С. И. Танеев «Сосна» и С. В. Рахманинов «Сосна». Произведения написаны для разных хоровых составов.
Проведем сравнительный анализ по трем композиционным принципам:повтор, варьирование и контраст.

Повтор и варьирование главенствуют в хорах А. С. Даргомыжского и С. И. Танеева. Мягкий контраст в этих произведениях проявляется посредством динамики p и f , отклонений и модуляций в тональности первого родства.
У С. В. Рахманинова в его «Сосне», написанного для женского хора и фортепиано присутствует резкий контраст как вершина драматургии произведения.
В хоре А. С. Даргомыжского обращает на себя внимание ритмическое строение мотива (четвертная и восьмые), постоянно повторяющееся и проходящее через все произведение. А однообразие повтора нивелируется отклонениями из g-moll в B-dur.
Автор сознательно не воспользовался резким сопоставлением двух контрастных образов «сосны» и «пальмы», оставшись в своем элегическом состоянии души.

Иначе решает свою композиционную задачу С. И. Танеев. Как и Даргомыжский, он избирает ритмическое построение мотива с четвертными и восьмыми, проводя через все произведение. Но не в двухдольном, а в четырехдольном размере, что придает ритмическому течению музыки, более плавный характер. Танеев в отличии Даргомыжского усиливает контраст между образами «сосны» и «пальмы» посредством смены тональностей из d-moll в одноименную D-dur. Эти произведения, не смотря на их характерные отличия, довольно близки.
Довольно резко отличается от вышеприведенных примеров «Сосна» С. В. Рахманинова, которая написано с сопровождением фортепиано и редко дублирует хоровую фактуру. Роль фортепиано в этом хоре огромна, которая выполняется с экспрессией, договаривая и выражая то, чего не могут выразить слова поэтического текста и звуковые возможности женского хора. Богатство звуковой картины рахманиновского хора изобилуют живописными ассоциациями. Но мы рассматриваем три композиционных принципа.

Острый контраст пронизывает весь хор от первого до последнего такта. Композитор использовал многие средства: неожиданные ладогармо-нические и тональные смещения, употребление крайних динамических средств (от ff до ppp), темповые контрасты, альтерированные интервалы и аккорды, хроматические ходы, темброрегистро-вые контрасты между верхними и нижними голосами и резкое сопоставление двух образов «сосны» и «пальмы» в двух контрастных частях произведения.

Объединяющим элементом композиции является выдержанная ритмическая пульсация с начала до конца хора.
Исполнителю данного произведения предоставляется возможность реализовать задуманное автором средствами фразировки, не обозначенными в авторском тексте (цезуры, штрихи, тембровые оттенки).
Структуры и формы музыкальных фраз бесконечно разнообразны и лишь в самых общих чертах поддаются систематизации. Однако такая попытка нужна, чтобы помочь начинающим хормейстерам-учителям музыки ориентироваться в сложном искусстве фразировки.
Анализируя фразировку в различных произведениях, следует заметить, что фразы, отличаются местом и направлением своих вершин. Они могут быть расположены в начале, в середине и в конце фразы.

Роль цезур и пауз в фразировке не менее важна, чем роль динамики и агогики. А порой становится и решающей. Цезура цезуре рознь. Так же отличаются между собой и паузы. Умение воспользоваться цезурой и паузой отличает профессионала чувством меры и развитым художественным воображением.
Цезуры делят произведение на различные построения, начиная от мотивов, фраз и кончая крупными частями произведения.
Б. Л. Яворский писал о цезурах, разделяя их на два вида: синтаксические (композиционные) и асинтаксические(исполнительские).

К первым он относит цезуры завершительные. Это цезуры, предваряющие исполнение и завершающие его. Роль и значение завершительных цезур в том, что в начале, когда реальное звучание еще не началось, музыка уже звучит во внутреннем слухе дирижера и хора. Когда реальное звучание кончилось, музыка в завершительной цезуре еще продолжает звучать во внутреннем слухе дирижера, хора и слушателей.
Асинтаксические (исполнительские) цезуры между мотивами, фразами и более крупными построениями Яворский называет разделительными. Они отражают индивидуальные особенности того или иного исполнителя.

С. А. Казачков из опыта хормейстерской практики рассматривает разделительные цезуры, разделяя их на два вида: смысловые и дикционные. Смысловые цезуры сопряжены со сменой дыхания, в дикционных же исключена смена дыхания.
В цезурах и паузах прерывается реальное звучание и наступает тишина. Но она полна внутреннего действия, переживания, концентрированного чувства и мысли. Казачков подчеркивал, что «этим искусством владеет тот, у кого развито художественное воображение. Оно-дар природы, но нуждается в развитии. Для этого с малолетства необходимо чтение высокохудожественной литературы, поэзии, пытливое взлядыва-ние в произведения живописи, скульптуры, архитектуры. ... Все начинается с детства, и то, что упущено в это время, едва ли восполнимо в зрелом возрасте. Об этом следует помнить и родителям и учителям».

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы

Смотрите подробности купить угловой диван для сна тут.