Завадская Галина Викторовна
Даугавпилсский университет (г. Даугавпилс, Латвия)

КАМЕРНАЯ МУЗЫКА ГУНДЕГИ ШМИТЕ В КОНТЕКСТЕ УДОЖЕСТВЕННОГО ОКРУЖЕНИЯ

Курс «История музыки» в высшей школе интегрирует в себе все виды искусства и оперирует такими общими для искусства категориями, как гармония, ритм, жанр, форма, стиль, контраст и др.
Осознание взаимодействия различных видов искусства способствует пониманию ассоциативно-образных связей языка художественной выразительности, обогащает и развивает мышление, творческое воображение, формирует основы индивидуальной культуры.
«Многие художники и группы художников использовали и используют различные формы синтеза для реализации своих творческих идей» [6, с. 5].

Осмысление творчества композитора или отдельного произведения в контексте духовных исканий эпохи расширяет представления студентов об историческом процессе и всеобщих закономерностях развития искусства в тот или иной исторический период.
Начиная с композиторов романтиков, произведения создаются не только под воздействием какого-либо события или личности, например, в латышской музыке - Посвящение Гайдну П. Плакидиса (р. 1947), написанное к 250-летнему юбилею композитора или фортепианный концерт Л. Гаруты fis moll (1902-1977), посвященный племяннице Лайлине, но также под впечатлением картин художников, образы которых вдохновляют композиторов выразить свои чувства в музыке.

Известно, что восприятие произведения на эмоциональном уровне предполагает личностное сопереживание , однако без развития способностей не только видеть, но и слышать оно будет несовершенным.
Как отмечает Я. Бине (B+ne J.), на учебных занятиях, в которых развиваются способности студентов синтезировать, можно констатировать действия, важные для творческой музыкальной деятельности: объединять, комбинировать, моделировать, изобретать, различать и трансформировать [5, с. 38].

С позиции взаимодействия различных видов искусств интерес представляет камерная музыка латышского композитора Гундеги Шмите. Под воздействием живописных полотен композитор создалатри произведения, среди которых цикл Skatoties, . . . sapFojot... (Смотря,... мечтая) по картинам Винсента Ван Гога (Vincent van Gogh 1853-1890) для четырёх кокле, флейты, аккордеона и видеопроекции: Буря на взморье (Beach with Figures and Sea with a Ship), Цветущая слива (Plum Tree in Bloom), Сеятель (Sower with Setting Sun), Звёздная ночь (The Stary Night).
Гундега Шмите (р. 1977) - представитель молодого поколения латышских композиторов, закончила Латвийскую академию музыки по классу композиции у профессора Петериса Плакидиса. В 2001-2002 годах работала в США органисткой и педагогом. В курсе «История латышской музыки», знакомя студентов с творчеством Г. Шмите, интересен визуальный аспект представления сочинений композитора в контексте анализа и слушания музыки.

Цикл был создан в 2003 году по заказу ансамбля Altera Veritas. В основе произведения- взгляд композитора на жизнь и творчество Ван Гога, через призму его картин . Эти полотна Г. Шмите имела возможность видеть, когда она жила в Америке (2001) и свои впечатления выразила в музыкальных звуках. Как отмечает сама композитор, творческую судьбу художника она разделила на четыре части, каждой из которых соответствуют картины, написанные в разные годы творчества Ван Гога (Буря на взморье - 1882г., Цветущая слива - 1887г., Сеятель - 1888г., Звёздная ночь - 1889г.). Во время исполнения произведения на экран проецируюся репродукции картин художника, соответствующие каждой части. Поэтому цикл изначально программный, звуки музыки как бы оживляют застывшие образы картин. Но это только видимый внешний слой. Второй, более глубокий, заставляет по своему трактовать идею произведения. Последнее десятилетие творческой жизни художника - самый плодотворный период его деятельности. Композитор ярко рисует звуковые картины и показывает насколько сознательно или неосознанно в творчестве отражена реальная жизнь художника.

Ван Гог трактовал художественный образ как слияние двух начал, первое из которых относится ко всему, что связано с работой над натурой, а второе определяется творческим импульсом самого художника, позволяющим ему видеть реальность в более ярком и преображённом виде. Важнейшее звено образной системы В. Ван Гога, как отмечает Н. Смирнов, - одушевлённость и очеловеченность. Любой элемент мироздания в его глазах значителен и прекрасен только тогда, когда обретает способность чувствовать. «Я предпочитаю писать глаза людей, а не соборы... человеческая душа, пусть даже несчастного нищего или уличной девчонки, на мой взгляд, гораздо интереснее»- Ван Гог [4, с. 83].

Многие исследователи творчества Ван Гога считают, что его живопись есть некая неуправляемая эмоциональная стихия, подхлёстнутая необузданными чувствами, натиском минутной вспышки, гениальным озарением. Как отмечает Анри Перюшшо, с различными красками в сознании Ван Гога ассоциировались различные эмоциональные интонации «. . . я пытался выразить неистовые человеческие страсти красным и зелёным» или «... выразить зародившуюся в мозгу мысль слиянием светлого тона на тёмном фоне... « [3, с. 301]. Xудожник использовал раздельный мазок с целью вдохнуть движение в цветовые поверхности форм. Ритм, цвет, фактура, каждый штрих и мазок - всё подчинено одной цели: создать живописный эквивалент духовной сущности модели.

Неслучайно основоположник абстракционизма Василий Кандинский (1866 - 1944) считал, что именно цвет является тем средством, через которое можно влиять на душу человека. «Цвет - это клавиша, глаз - молоточек, душа - многострунный рояль»- В. Кандинский [1, с. 32].
В этой связи можно провести известную параллель между отношением Ван Гога к отдельной краске, тону, мазку и отношением Гундеги Шмите к важнейшему элементу музыкального языка - звуку. Как отмечает композитор: «Меня интересует звук, его нюансы и сонористические возможности, поэтому я ищу нетрадиционные составы инструментов. Особое внимание уделяю нюансеровке и тонкости игры (точнее - артикуляции, различным приёмам звуко-извлечения, т. к. слово игра больше относится к исполнению), которые оживляют и вносят новые краски в звуковую ткань» [7]. Этим объясняется выбор инструментов для исполнения произведения. С одной стороны - традиционные латышские народные - квартет кокле (инструмент близкий русским гуслям), классический - флейта и более современный - аккордеон. Тембр каждого инструмента играет важную роль в визуально-ассоциативном восприятии живописных картин Ван Гога. Композитор осознанно пыталась провести параллели между техникой живописи и композиции, отражая конкретную красочную линию или размытые сливающиеся тона.
Первая часть - Буря на взморье. Первая картина вызывает ассоциации с очень сложной и во многом трагичной жизнью художника. Его творчество в начале 80-х годов XIX века подобно бури ворвалось в художественную жизнь Европы. Преувеличенно яркие краски картины, различные оттенки жёлтого цвета в сочетании с коричневым, лиловым, белым, как бы обладают способностью звучать, переплетаться, как шумящие волны, свистящий ветер, режущий слух. Г. Шмите, в свою очередь, использует выразительные эффекты в инструментовке, которые помогают созданию живой и реальной среды происходящего. Особенности сонористических приёмов, которые применяет композитор, способствуют преобладанию фонической, красочной стороны, обусловленной возросшей ролью тембра каждого инструмента. В приложении к партитуре автор поясняет приёмы артикуляции на инструментах. Например, удары по струнам кокле, между которыми проложена серебрянная цепочка, игра полузвуком или «звук ветра», при этом сохраняя ритмическую фигуру в партии флейты.

Размытые фигурки людей, сливающиеся на коричневом фоне серединного пространства картины перекликаются с общим впечатлением звуковой краски, а не отдельных тонов и их интервальных отношений в музыке «Бури на взморье». Крайние разделы (репризной) трёхчастной композиции (типа АВА), воспринимаются в целом как звуковая масса, в которой при ярком ощущении красочности звучания различается лишь меньшая часть образующих его тонов. Xотя при детальном анализе музыки можно увидеть, что автор мастерски пользуется современными приёмами композиции, идущими от серийной техники письма - сворачивание горизонтальной линии звуков в вертикальные звуковые блоки. На общем фоне звучащей музыки выделяется очень интересный фрагмент в среднем разделе. Звучание кокле в высоком регистре больше напоминает одиноко стонущую скрипку, тембр которой у слушателей часто ассоциируется с человеческой душой. Тем более,что композитор указывает играть исполнителю на кокле - смычком по струне. Этому фрагменту можно найти художественный образ-эквивалент в картине - одиноко стоящая лодка на заднем плане картины. По разному можно воспринимать этот аудио-визуальный образ. Быть может, это образ одиночества художника, врывающегося в бурю человеческих страстей со своим миром, душой, которые не всегда находят понимание и сострадание вокруг.

Самая светлая и эмоционально радостная в живописном и музыкальном плане является вторая часть цикла - Цветущая слива. Цветущая слива, словно живой организм, её тонкие, изящные ветви, чистые, словно олицетворяющие первозданную красоту мира цветки, символизируют пробуждение природы, тончайших человеческих чувств и постоянное обновление вечных законов жизни. Цветущая слива-это лирическое отступление, светлый период в жизни художника, когда он был увлечён японской культурой и искусством. Цветущая слива - это репродукция старинной японской резьбы по дереву на ткани. В ней - яркие краски, чёткость композиционной структуры и завершённость формы, по бокам которой помещены иероглифы. Ван Гог мастерски использует символику цвета, он играет его «созвучиями» от зелёного к жёлтому, оранжевому и завершающему коричневому, благодаря чему полотно приобретает свой совственный ритм и звучание. В середине картины - тонкий переход от жёлтого фона к оранжевому. Краски не столько контрастируют, сколько дополняют, «оживляют» одна другую. Жёлтый цвет для художника глубоко символичен. «В жёлтой краске Ван Гог видел некое светлое начало. Цвет солнца. . . в его понимании был цветом радости, сердечного тепла, человеческой доброты, любви и счастья» [4, с. 27]. В музыке композитор использует светлую, тонально ясную мажорную пентатонику, выразительное проведение мелодии флейты на фоне сопровождения кокле. Г. Шмите очень точно воссоздаёт (стилизует) колорит восточной культуры. Как отмечала в интервью сама автор: «Особое внимание я уделяла ритму и размеру, чтобы они были одновременно простыми, но не примитивными, скорее филигранными, утончёнными. . . «.

Есть ещё одна очень своеобразная особенность начальной темы произведения, которая является интонационным ядром части. Одноголосная мелодия флейты строится по звукам букв имени композитора- G un DEGA - Монограммы имени Гундеги Шмите (Gundega). Таким образом, композитор буквально вводит своё имя в палитру музыкальных звуков-красок композиции. Таинственные иероглифы по обеим сторонам картины Ван Гога символично сплетаются с монограммой автора.

По форме вторая часть представляет собой одночастную композицию с кодой (в динамическом и драматургическом плане - нарастающее crescendo и Сoda-pianissimo). Композитор опирается на композиционные приёмы техники минимализма. В этом ощутимо влияние её учителя Петериса Плакидиса (Peteris Plakidis), который достаточно часто ими пользуется (Romantiska mkzika, Invencija-Kvinta и др.).

Третья часть цикла - «Сеятель» вносит известный перелом и символическое трагичное предчувствие. Эта картина Ван Гога, как отмечает Герхард Грутрой, одна из немногих, на которой видна фигура человека. Xотя Ван Гог остался неудовлетворённым результатом, к этому мотиву он возвращался снова и снова [2]. Картина выдержана в тёмной гамме, словно напоминание о цвете земли, которую возделывают крестьяне. В этот напряжённый период творчества (1888г.) художник испытывал приступы тяжёлой душевной болезни. В образе сеятеля Ван Гог сумел чутко передать страдания подавленных непосильным трудом людей. В экспрессивных цветовых сочетаниях (яркий жёлтый цвет заходящего солнца и тёмные краски фигуры крестьянина) отражается собственный неповторимый взгляд художника на мир. В музыке - неторопливое, остинатное движение кокле (кокле - символический образ захадя-щего солнца, видимый как на картине, так и связанный с жизнью художника вообще) сочетается с репликами флейты и медленным, целенаправленным развитием мелодической линии аккордеона. Визуально яркий эффект в этой части создаёт игра на препарированном (подготовленном) кокле, где между струнами проложен лист бумаги. Звук становится сухим, механическим, рождаются ассоциации - брошенное в сухую землю зерно с треском отталкивается от оскудевшей почвы. Непонятый художник, опередивший время и его творчество, непринятое современниками. . .

Звёздная ночь - четвёртая заключительная часть цикла. Воображение художника рождает картину полную зловещим смыслом - причудливое соединение реальности и фантастики. Динамика цвета и длинных извилистых мазков наполняет движением, струящиеся вверх фигуры. Это грань между жизнью и смертью, просветлением и безумием, вечная борьба, утверждающая извечную истину - любой конец - это начало чего-то нового, материя не исчезает , она трансформируется.

В музыкальном отношении между «Сеятелем» и «Звёздной ночью» нет перерыва. Музыка последней части цикла следует за третьей - attacca. Часть начинается с кульминации, где смешались в мгновении сознательное и неосознанное - такое чувство усиливают пульсирующие диссонансы «измученного» аккордеона. Ван Гог использует новый графический стиль для изображения этой сцены, который «увёл его в сторону абстракционизма» [2, с. 85]. Г. Шмите , в свою очередь, в партии кокле применяет приёмы алеаторики. При этом композитор, во избежании звукового хаоса, предусматривает отвечающие её замыслу варианты звучания (ограниченная алеаторика). Приём glissando по струнам кокле, как бы звукоподражает феерическому танцу фантастических фигур в картине Ван Гога. «Ван Гог слишком утончённый и в тоже время слишком простой. Его никогда до конца не понять...» - пишет Альбер Орье [8, с. 104].

Впервые произведение было исполнено на фестивале Сентябрьские дни камерной музыки в 2003 году в Даугавпилсе. По свидетельству участников ансамбля Altera Veritas, этот цикл отличает большая продуманность и сложность в исполнении. Этим он отличается от других камерных сочинений в латышской музыке.

Познание искусства происходит, как известно, через моделирование творческого процесса. Слушатели-зрители, как бы становятся в позицию авторов (живописца, композитора) и пытаются заново создать для себя произведение искусства. Такая многовариантность организации постижения музыки идёт через смысловой диалог. От смысла к смыслу, прослеживая развитие образности произведения студенты как-бы «находят» сами нужные доводы, которые наиболее ярко могут выразить музыкальную мысль.
Через аудио-визуальное восприятие, осмысление, анализ произведения искусства у студентов картины художественной культуры воспринимаются объёмно, в их внутренней логике, с пониманием особенностей художественного мышления эпохи, в контексте которой они создавались.

Литература

  1. Ванечкина, И. Дети рисуют музыку И. Ванечкина, И. Трофимова. - Казань: «ФЭН», 2000.
  2. Грутрой, Г. Ван Гог. Творческий путь художника Г. Грутрой. - Москва: «Белфакс», 1994.
  3. Перрюшо, А. Жизнь Ван Гога А. Перрюшо. - Москва: «Прогресс», 1973.
  4. Смирнов, Н. Ван Гог/Н. Смирнов. - Москва: «Изобразительное искусство», 1976.
  5. BTne, J. Krasu saskanas macTba lTdz ar apceri par glezniecTbas sakaru ar mQziku, dzeju un teltniecTbu / J. BTne. -Riga: «Zemnieka Do'mas», 1934.
  6. Druvaskalne-Urdze, A. Krasas un skanas sinteze ka metode A. Druvaskalne-Urdze. - RTga: «<RaKa», 2004.
  7. Zavadska, G. Intervija ar komponistes Gundegas Smites G. Zavadska. - Daugavpils muzikas vidusskola, 2007.
  8. 100 ieverojamakie makslinieki. - RTga: «<IzdevniecTba Aplis», 2006.


 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы

Прокат авто владимир автопрокат33 прокат автомобилей во владимире.