Драбёнок Ирина Борисовна
Белорусский государственный университет культуры и искусств (г. Минск)

ХОРОВОЙ КОЛЛЕКТИВ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Коммуникация - это социально обусловленный процесс обмена информацией различного характера и содержания, передаваемой при помощи различных средств и имеющий своей целью достижение взаимопонимания [5; 79].
Под коммуникативной культурой мы понимаем уважительность и доброжелательность людей, умеющих согласовывать свои интересы с интересами других; строящих свои отношения на высокой нравственной основе. Коммуникативная культура личности предполагает умение расположить человека к беседе, расслышать его, искренне сочувствовать и сопереживать его радостям и бедам. Человек, владеющий коммуникативной культурой, всегда спокоен и терпелив, ибо он знает, как надо управлять, руководить собой.

Коммуникативную культуру личности изучали:
B. А. Кан-Калик, А. В. Добрович, В. С. Грехнев, А. П. Са-
дохин, Н. К. Бакланова, К. В. Бакланов, Л. В. Рябова,
C. И. Самыгин и др. Однако анализ теоретической
и методической литературы по данной теме выявил
низкий уровень изученности проблемы в хоровой
деятельности. На сегодняшний день за пределами
научных исследований остались:
сущность и особенности коммуникативной культуры личности в деятельности хорового коллектива;
условия, формы и методы формирования коммуникативной культуры у учащихся хорового коллектива;
проблема влияния коммуникативной культуры руководителя на формирование активной творческой личности участника хорового коллектива, на его социально-ценностную направленность.

Вышеперечисленные факты свидетельствуют о том, что в деятельности хорового коллектива проблема развития коммуникативной культуры личности остается неизученной до сих пор.
Коммуникация в хоровом коллективе базируется на взаимном доверии, сотрудничестве, взаимопонимании, взаимоуважении, вере, любви. Основной составляющей коммуникации в хоре является педагогическое общение.

Доверительное общение в хоре представляет собой информирование педагогом учащихся о своих мыслях, чувствах, переживаниях, о событиях в своем мире. Доверительная откровенная беседа может значительно повлиять на мировоззрение, нравственные убеждения исполнителя. Доверие -это моральный стимул полноценного восприятия и развития личности.
Успешному взаимодействию в хоровом коллективе способствует сотрудничество, которое подразумевает совместную постановку цели, планирование пути их достижения, совместное выполнение намеченного плана, а также совместный анализ достигнутого результата.
Психологи (А. В. Толстых и др.) выдвигают следующие принципы бесконфликтного межличностного общения, которые можно применить в работе с детским хоровым коллективом:
избегать критики, поскольку она сопряжена с нанесением ущерба чувству собственного достоинства и значимости человека. Использовать крайне редко, при нарушении норм нравственности;
проявлять интерес к человеку, с которым вступаете в общение, важно показать уважение к другому человеку и его понимание;
умение быть хорошим слушателем. Выслушивание выполняет существенные психологические функции;
помогать человеку чувствовать свое значение. Каждый человек требует уважения и утверждения своей значимости как личности;
уважать мнение другого человека;
избегание ненужных споров;
применение метода убеждения, исключить приказной тон и указания - они мало кому нравятся;
запоминать имена. Имя фиксирует личный характер общения, что придает общению непосредственный характер общения;
поддержание положительных эмоций. При общении стараться найти у собеседника позитивные, положительные элементы;
чаще улыбаться. Улыбка - обращенный к человеку молчаливый дружественный жест общения, хорошего расположения, открытости. Улыбка может снять недоверие» [4; 123].
Для того, чтобы успешно влиять на участников хорового коллектива, надо не только глубоко и всесторонне знать свое дело, но и иметь благородную душу, чистую совесть, высокий нравственный облик, идти к детям с целью нравственного возвышения их, мастерски владеть словом. Дирижер является духовным преобразователем исполнителей, он осуществляет социальную, духовно-нравственную ориентацию личности в процессе учебной деятельности. Речь, слово является средоточием духовной культуры, средством хранения, усвоения знаний, инструментом влияния на сознание и чувства исполнителей. Дирижер своим словом научает учащихся, доставляет удовольствие, производит на них сильное впечатление. Педагог в нужный момент должен иметь что сказать и как сказать, чувствовать душой, что сказать, ему свойственны доброжелательность, искренность и сочувствие. Он должен уметь убеждать и концентрировать мысль учащихся.

Сотрудничество каждого члена хорового коллектива делает хоровой коллектив прекрасным местом для творчества. Помочь детям тонко реагировать на голос сердца, которое все ведает, все знает, - это значит указать им путь к самим себе, пробудить в них потребность самосовершенствования, развивать интерес к внутреннему миру, к человеку вообще [7, 166]. Сотрудничество педагога и участников хорового коллектива мыслится как объединение их интересов и усилий в решении творческих задач. Это такая форма общения, при которой учащийся чувствует себя самостоятельно и свободно действующей личностью. В хоровом пении происходит приобщение детей к огромному эмоционально-нравственному опыту человечества. Здесь необходим, прежде всего, труд души ребенка. Он заключается в глубоком переживании певцами исполняемого произведения и требует напряжения душевных сил, причастности к жизненным проблемам, отраженным в музыкальном произведении, его эмоциональной и нравственной оценке. Учебно-познавательная деятельность участников хорового коллектива стимулируется не только посредством интересного исполняемого материала и разнообразных методов его преподнесения, но и характером отношений, которые утверждает педагог в процессе деятельности. В атмосфере любви, доброжелательности, доверия, сопереживания, уважения участники охотно и легко принимают учебную задачу. Учащийся постоянно должен ощущать, что с ним считаются, ценят его мнение, доверяют, советуются, должен иметь возможность высказать свое мнение. Советы с исполнителями способствуют добровольному включению их в решение творческих задач.

Роль педагога в деятельности хорового коллектива состоит в том, что он создаёт условия, в которых участник сознательно, самостоятельно и практически осваивает способы и приёмы саморегуляции и самокоррекции в общении. Нельзя добиться результатов обучения общению, не развивая коммуникативную культуру личности. Дирижер представляет собой не только пример человека высокой внутренней культуры, но и способствует формированию в хоровом коллективе коммуникативной культуры. «Умение общаться - основная составляющая коммуникативной компетентности, т. е. способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми, готовность личности к общению, развитию соответствующих ценностей, установок и умений» [3; 32].

Дирижер как коммуникативная личность должен иметь правильную дикцию, приятный тембр голоса, хорошо владеть фонационными коммуникативными средствами. Коммуникативная компетентность руководителя хорового коллектива оценивается целым рядом когнитивных факторов: знаниями об окружающем мире, социальных ценностях, способностью адекватного восприятия информации и ее адекватной оценке. Дирижер как коммуникативная личность должен обладать целым рядом индивидуальных характеристик. Он обязан быть личностью интересной, яркой, знающей, думающей, мудрой, авторитетной, способным вдохновлять, воодушевлять, окрылять и увлекать учащихся и слушателей. Руководителем хора может стать только человек высокоразвитый духовно, интеллектуально и эмоционально, имеющий
багаж разнообразных знаний и умений. Классик русской педагогики Н. Д. Ушинский говорил: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро ни был он придуман, не может заменить личность в деле воспитания». [6; 150]. Культура общения руководителя хора проявляется в умении управлять своими эмоциями, сдерживать их и даже стараться изжить отрицательные черты характера.

Для продуктивной коммуникативной деятельности педагог должен знать, что общение пронизывает всю систему педагогического воздействия, каждый его микроэлемент. На занятии педагогу необходимо овладеть коммуникативной структурой всего педагогического процесса, быть максимально чутким к малейшим изменениям, постоянно соотносить избранные методы воздействия с особенностями общения на данном этапе.

Этичность педагога по отношению к учащимся создает общую атмосферу взаимоуважения, непринужденной деятельности, формирует этические нормы, нравственное поведение. Укрепить в участнике осознание своего «я», чувство ответственности перед собой и другими за свои поступки, поведение можно только одним путем: уважая его как личность. Из чего нужно исходить: во-первых, установить отношения на основе взаимного доверия. Во-вторых, поднимать авторитет каждого учащегося среди товарищей. В-третьих, постоянно формировать и воспитывать взаимное уважение в коллективе, учить этике общения. В-четвертых, проявлять интерес к увлечениям и делам каждого. «Личность может быть воспитана личностью. Действительно гуманную педагогику может строить гуманной души человек.... Воспитатель сам должен быть воспитан» [1; 527].

Xор - это живой, творческий организм, сформированный в соответствии с художественными вкусами и духовно-нравственными ценностями хормейстера-мастера, совершенствующийся в вокально-исполнительской технике и способствующий личностному росту каждого члена коллектива. Одухотворенность хорового инструмента требует к нему особого отношения, поскольку эта его особенность делает его самым умным и восприимчивым, самым нестабильным и изменчивым. Xоровое пение требует творческой деловой обстановки и своеобразной хоровой организации учащихся. Под хоровой организацией подразумевается создание обстановки, которая бы обеспечивала успешные занятия хора, становлению у учащихся навыков умений и навыков хорового пения, любви к этому виду исполнительской деятельности. Первым условием правильного вокально-хорового обучения является эмоционально-эстетический настрой хора, то есть создание руководителем непринужденной обстановки, естественно сочетающей напряженный труд с увлекательным творчеством, что активизирует интерес, любознательность учащихся, создает оптимизм и высокую работоспособность. Прямая обязанность руководителя хора так усовершенствовать методы работы с хоровым коллективом, чтобы они служили не только целям музыкально-образовательным, но и воспитательным. Сама форма общения учителя с ребятами напоминает форму беседы, рассуждений, размышлений, споров, в процессе которых делаются необходимые выводы, обобщения. Руководитель в хоровом коллективе объединяет всех исполнителей и направляет, помогает каждому раскрыться и быть услышанным. Коммуникативная компетентность руководителя хора предполагает умение организовать общение между участниками коллектива, нейтрализовать возникающие конфликты, создавать и поддерживать благоприятную атмосферу. Общение с руководителем можно рассматривать как естественный тренинг, в процессе которого у учащихся развиваются определенные коммуникативные умения и навыки.

В ходе общения между членами хорового коллектива происходит обмен знаниями, навыками, опытом, а тем самым их взаимообогащение, вместе с тем выявляются противоречия в оценках, взглядах, действиях, интересах, эмоциях и т. д. Xоровое искусство содействует развитию взаимопонимания молодежи.
На базе Полоцкого колледжа УО «ВГУ им. П. М. Ма-шерова» проводилось исследование коммуникативных умений у участников хорового коллектива с помощью методики М. Снайдера «Коммуникативные умения». Учащиеся занимались хоровой деятельностью четыре года. Уровень развития коммуникативных умений в этом коллективе составил 90%.
Таким образом, общение с музыкой, коллективная творческая работа над художественным раскрытием содержания разнообразных сочинений, не только способствует всестороннему эстетическому развитию учащихся, но и способствует развитию коммуникативных умений и навыков.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что участвуя в деятельности хорового коллектива, у участников формируются качества коммуникативной культуры личности, такие как доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, сочувствовать и сопереживать ему, взаимоуважение, доверие, спокойствие, терпение, взаимопонимание, нравственные качества.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы