Главная Публикации "Эстетическое образование: проблемы и перспективы" - 2007 (г. Брест) СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫК ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ТВОРЧЕСКОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ В ГРУППОВОЙ (АНСАМБЛЕВОЙ) ФОРМЕ МУЗИЦИРОВАНИЯ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Демко Наталья Корнеевна
СШ №12 с театрально-эстетическим уклоном г. Бреста

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ТВОРЧЕСКОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ В ГРУППОВОЙ (АНСАМБЛЕВОЙ) ФОРМЕ МУЗИЦИРОВАНИЯ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

В современном, информационно насыщенном мире любой ребенок, так или иначе, приобщён к песенному искусству с раннего детства. Радио и телевидение предлагают много программ, всевозможных творческих проектов, которые оказывают влияние на развитие музыкальных вкусов и интересов детей. Фундамент для этого нужно закладывать с раннего возраста, вместе с тем оставляя простор для индивидуальной творческой фантазии ребёнка. Задача педагога, чтобы процесс творческого становления происходил не стихийно, а целенаправленно, в русле нравственно-эстетического воспитания.

Большой популярностью в настоящее время пользуются ансамблевые формы музицирования. Множество существующих на эстраде популярных вокальных ансамблей стимулирует детей заниматься этим видом искусства. Руководителю такого детского коллектива нужно из разных темпераментов, способностей, интересов создать творческое единомыслие, направленное на достижение нужного результата. В то же время очень важно, чтобы каждый ребёнок сохранил способность к самовыражению, и его индивидуализм не затерялся в общей массе коллектива.
С детским вокальным ансамблем «Весёлые ребятушки» мы работаем пятый год. В состав ансамбля входят два мальчика и три девочки. Взаимоотношения в коллективе складывались не сразу. Поскольку дети учатся в одном классе со своими симпатиями и антипатиями они уже определились. Теперь, когда из них создали отдельный коллектив, пришлось бороться с определёнными трудностями: нежелание петь в паре с кем-либо, стоять в паре при исполнении и т. д. На индивидуальных занятиях и общих репетициях всегда отмечалось, что каждый из участников сам по себе - индивидуальность, но настоящий творческий коллектив можно создать, только поддерживая и помогая друг другу.

В репертуар мы включаем современные детские песни, произведения композиторов-классиков (например, Калинников «Журавель», «Тень-тень по-тетень»; Моцарт «Колыбельная») и народную музыку (бел. н. п. «Ладачки-ладушки», «Зайграй жа мне, дударочку» и др.), а также используем такую форму работы, как исполнение под фонограмму- «минус один». Всё это даёт возможность обогатить музыкальный кругозор детей и помочь проявить себя каждому из них, заставляя придумывать новые и новые образные варианты осмысления изучаемого произведения.

Работу над произведением мы начинаем с текста. Прочитав его с учениками, каждому участнику предлагается на эту тему нарисовать рисунок или придумать сказку (рассказ), а так же подобрать движения соответствующие этому тексту. Это помогает детям полнее прочувствовать содержание и выразить своё отношение к песне. Каждый из участников должен будет обосновать свою точку зрения и попытаться доказать её.
Много внимания в работе с ансамблем уделяется сценическому движению, не без помощи педагогов - хореографов. Дети посещают уроки ритмики и с элементарными танцевальными движениями они уже знакомы. Но в процессе исполнения им не сразу удаётся петь свою партию и ещё синхронно и красиво двигаться. При индивидуальных занятиях предлагается детям добавить какие-то свои движения. Бывает, что в концертные вариант включаются и движения, придуманные самими ребятами.

Творческий рост любого коллектива подразумевает здоровое соперничество между его участниками. В детском коллективе это сильнее стимулирует самовыражение, стремление показаться как можно лучше, а, может быть, в чём-то превзойти других. На занятиях мы предлагаем одному из участников исполнить свою партию, а остальные по очереди высказывают свои пожелания. В процессе этой работы каждый из ребят старается показать себя с наилучшей стороны и в то же время учится анализировать и высказывать своё самостоятельное мнение. Иногда между детьми возникает спор, в который включаются все участники коллектива, и мы сообща находим компромисс.

Для успешного выступления на сцене немаловажен психологический настрой участников ансамбля. Каждое занятие мы начинаем с беседы - ребята рассказывают о том, как они готовились к уроку, какие у них возникли проблемы, идеи и какие, может быть, трудности. Мы настраиваем детей на то, чтобы они не оставались безучастными друг к другу в любой ситуации. Во время репетиции возникают не предусмотренные заранее сбои и казусы. В таких ситуациях мы учим ребят доработать номер до конца, проявив сообразительность и артистизм в такой степени, чтобы зритель ни о чём не догадался, если такая ситуация повторится на концерте.
Работа с ансамблем приносит удовлетворение и мне, и ребятам. В 2006 году мы стали дипломантами городского песенного конкурса «Золотой петушок», а в 2007 - лауреатами международного конкурса-фестиваля «Пралесю». Наш маленький коллектив находится в постоянной работе. Мы стараемся развиваться творчески и постоянно стремимся к новым победам.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы