Демко Анна Александровна
СШ№12 с театрально-эстетическим уклоном г. Бреста

НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА

Нравственно-эстетическое воспитание - целенаправленная система воздействий на чувства, мысли, поведение воспитанников, которая формирует у них способность воспринимать нравственное как прекрасное и потребность совершенствовать себя и окружающий мир.
Таким образом задачи включения в эстетическую деятельность предполагают активное участие каждого воспитанника в созидании прекрасного своими руками: практические занятия живописью, музыкой, хореографией, участие в творческих объединениях, группах, студиях и т. п.

Эстетическое воспитание в современной школе ещё не соответствует всем требованиям развития эмоциональной сферы, эстетического сознания личности. Современная концепция общего среднего образования развития школы предполагает новые пути улучшения качества эстетического воспитания. [2]

Эстетическое воспитание личности осуществляется не только в рамках учебных учреждений, но и во время организации отдыха летних лагерей.
Деятельность в детском лагере отличается темпом и разнообразием, и характерная черта её в том, что все дела не имеют длительной подготовки, в их основе имеющийся у детей опыт и деятельность взрослого наставника, умеющего оказать помощь в творческом саморазвитии и самоутверждении.

Педагогическая организация отрядной деятельности характеризуется, прежде всего, тем, что она освещена воспитательной целью. Планируя организацию какой-либо деятельности, нужно четко представлять ожидаемый результат как для педагога (воспитательный результат), так и для детей (условно-предметный результат). Целью коллективной деятельности всегда выдвигается предметный результат. Но воспитательную функцию в организуемом деле играет не цель, а мотив- то, ради чего затеяно дело. Надо основательно продумывать предлагаемые детям мотивировки организованных дел и требуемой работы: зачем идти в музей? Зачем- цветы к памятнику? Зачем- музыкальный конкурс? Зачем слушать Моцарта?
Мотивация в корне изменяет воспитательный результат: одно дело- ёлка, посаженная возле корпуса, «чтобы просто принять участие в экологической акции», и совсем иным делом становится посадка ёлки, «чтобы после нас было красиво в лагере и ребятам было приятно отдыхать в тени» [1, с. 85].

Педагогическая мотивированность организуемой деятельности базируется на уровне развитости отношений в коллективе.
Предметный результат деятельности стоит всегда на втором плане, выполняя роль педагогического средства и ни в коем случае не замещая собою воспитательный результат. Соотношение предметного и воспитательного результата является в организации деятельности детей самой тонкой и сложной проблемой. Тонкость её заключается в том, что дети не знают о воспитательных замыслах вожатого, их увлекает предметный результат: они поют, танцуют, рисуют, лепят, пьют чай, ставят спектакли вовсе не для собственного воспитания. Их прельщает непосредственный результат коллективного дела или само действие в его процессуальной протяженности.

Качество предметного результата, несомненно, должно быть возможно высоким для данного уровня развития детей. Однако главным всё-таки остаётся результат воспитательный, и поэтому в случае противоречия между этими планируемыми целями вожатый безоговорочно отдаёт предпочтение воспитательному результату.
Воспитательное дело- это относительно завершенная совместная деятельность детей в определенный фиксированный промежуток времени, организованная педагогом с воспитательной целью. Любое воспитательное дело имеет форму и содержание и, конечно же, имеет название.

Формы воспитательной работы- это варианты организации конкретного воспитательного процесса; композиционное построение воспитательного дела. Они всегда связаны с содержанием. [3, с. 34]
Педагогу следует учитывать, что одна и та же форма может решать несколько воспитательных задач. Все зависит от содержательного компонента. Следовательно, содержание первично.
Если составить перечень названий тех дел, которые проводятся сегодня с детьми, то получится список, насчитывающий несколько сотен пунктов. Но при внимательном изучении этого списка можно обнаружить, что, при всем разнообразии названий, в основе большинства дел лежат одни и те же организационные формы. Еще можно заметить, что в различных по форме делах нередко заключено одно и то же содержание. Например, «аукцион исторических знаний» и «аукцион географических знаний» -это одна и та же форма, наполненная различным содержанием. А «экологический эрудицией» и «экологический десант» - две совершенно разные формы, имеющие сходное содержание.

На сегодняшний день существует всего несколько десятков форм работы с детьми, а все многообразие мероприятий есть лишь результат наполнения этих форм новым содержанием с последующим придумыванием «старым формам с новым содержанием» привлекательных названий. Педагог, усвоивший эту, казалось бы, элементарную истину, находится в более выигрышном положении, чем педагог, не принимающий ее и продолжающий бесконечно-бессмысленный процесс поиска «новых форм воспитательной работы» [4, с. 5]. Нет необходимости владеть методикой организации сотен воспитательных дел, все дела одной формы организуются по одной технологии, по одному алгоритму. Необходимо владеть двумя десятками организационных алгоритмов и технологией «придумывания». Эффективность воспитательной работы в значительной степени также зависит от целесообразного сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм воспитания.

Таким образом, выбор форм организации воспитательной деятельности зависит от многих компонентов: содержания и направленности воспитательных задач, возраста детей, уровня их воспитанности и личного социального опыта, особенностей детского коллектива и его традиций, технических и материальных возможностей лагеря, уровня профессионализма педагога.
В методической литературе можно выделить три модели (способа организации) проведения воспитательных дел с детьми.
Согласно первой, вожатый сам организует воспитательное дело, деятельность детей: готовит материал, выступает, ведёт воспитательное занятие.

Такую модель хорошо использовать в первые дни смены, в организационный период, когда вожатому необходимо начинать выстраивать отношения, как среди детей, так и с детьми.
Вторая модель предполагает привлечение детей для проведения праздника, отрядного дела и т. п. Привлечение детей и других участников воспитательного дела выражается в том, что под руководством вожатого они выполняют различные поручения в подготовке и проведении. Нельзя, чтобы всегда одни и те же дети выполняли поручения, а другие оставались в стороне, не имея возможности развиваться. Эта модель является переходной от воспитания словом к воспитанию делом, и используется для выработки у детей как чувства ответственности за данное дело, так и чувства сопричастности к происходящему.
В полной мере принцип активности детей (воспитания в деятельности) реализует третья модель организации воспитательного дела, которую называют методикой организации коллективного творческого дела (КТД).

Главные принципы КТД направлены на воспитание в совместной развивающей деятельности самостоятельности на каждом этапе организации коллективных, групповых дел, создание вместе с ними, а не вместо них; обеспечение смены ролей и деятельности для каждого ребенка, что ведёт к развитию умений,характера, способностей.
Формирование навыков поведения, умений взаимодействия, нравственное и социальное развитие при этом способе организации групповой деятельности обеспечиваются вовлечением всех в постоянную и разнообразную творческую работу.

Конкурсные программы- одна из наиболее популярных форм организации отрядных дел. Все конкурсные программы организуются одинаково, какие бы названия они при этом ни имели, как бы ни разнилось их содержание. В основе любой конкурсной программы лежит принцип соревновательности, состязательности. Поскольку цель такого соревнования- сравнение уровней мастерства участников, постольку конкурсные программы являются мощным стимулом к развитию человека, к совершенствованию его навыков. В этом и заключается главный педагогический смысл конкурсных программ: развиваться можно, только сравнивая себя с окружающими, а конкурс- это и есть момент сравнения. Организация конкурсных программ - процесс многоэтапный, предусматривающий учет многочисленных деталей, проблем, вопросов. При этом все конкурсные программы, от самых маленьких, рассчитанных на один час и малую группу, до грандиозных, охватывающих большие группы (лагерь) в течение смены, подготавливаются и проводятся по одному организационному алгоритму. И не обязательно эти программы должны иметь в своем названии слово «конкурс», они могут называться «турнир», «бой», «поединок», «защита», «сражение», «смотр» (синонимический ряд можно продолжить) -от этого организационный алгоритм также не меняется. Если попытаться в максимально компактной форме перечислить те вопросы и проблемы, которые неизбежно встанут перед организатором любой конкурсной программы, то можно составить перечень из десяти слов: участники, задания, критерии, жюри, ведущий, реквизит, техническое оснащение, помещение, зрители.

При организации любой конкурсной программы все эти вопросы необходимо учесть и решить.
Xудожественная самодеятельность- частый спутник многих форм работы. Она не просто «художественная часть», не просто средство развлечения детей. Xудожественную самодеятельность можно использовать как иллюстрацию дела, как конкурс.
Необходимо помнить, что массовая, так называемая «развлекательная» часть, несет высокую воспитательную работу. Ее композицию тоже следует тщательно планировать. Обычно «массовая часть» складывается из таких «блоков»: туры танцев (не более трех в одном туре, разного ритма и содержания), туры игр, аттракционов, забав, «блок» песен, сюрпризы. Финал вытекает из содержания и формы дела. Финал- это кульминация, где эмоциональная окраска должна быть особо насыщенной. А ещё конец несет «обратную информацию». Логично в конце устраивать награждение отличившихся, проводить финал соревнований, проводить ритуалы прощания, анализ дела, разбор, обсуждение, раскрытие секретов, сюрпризов, отвечать на вопросы, давать задания на будущие дела, принимать решения.

Таким образом, основная образовательно-воспитательная цель организации смены в детском лагере- гуманизация эстетической наполненности жизни детей, развитие социально-положительных черт национального и интернационального в художественной, духовной сфере, создание условий для осмысленного отношения ребёнка к своему здоровью- через специфический инструментарий проводимых в эту смену фестивалей творчества, акций и спортивных занятий и соревнований.
Форм реализации идеи, целей и задач смены может и должно быть много самых разных, но обязательно интересных, с учётом возраста, интереса ребёнка к игровым (а не пассивно-назидательным) формам деятельности, с включением в разнообразное поле интеллектуальной и двигательной активности.
Результатом смены должно стать осознанное стремление ребенка к развитию своих духовных и физических возможностей.

При организации смены на первый план должно быть выдвинуто не спортивное соперничество, а сотрудничество, общение друг с другом, с природой, развитие у детей эстетических чувств и высоконравственных устремлений.

Литература

  1. Гавриловец ,К. В. Гуманистическое воспитание в школе А. В. Гавриловец. - Минск, 2000.
  2. Концепция воспитания детей и учащейся молодёжи  Министерство образования РБ №24 от 30.11.1999.
  3. Рожков, М. И. Организация воспитательного процесса в школе М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. - М., 1999.
  4. Шмаков, С. А. Каникулы/С. А. Шмаков. - М., 1997.


 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы

Дешевые горящие туры в Болгарию