Даугулис Эвалдс Александрович
Даугавпилский университет (г. Даугавпилс, Латвия)

ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРЕПОДОВАНИЯ ГАРМОНИИ В ЛАТВИИ

До сих пор мало исследованы используемые в практике музыкальных учебных заведений Латвии учебные средства и методические основы преподавания курса гармонии.
Сегодня, когда появилась возможность узнать шире об основополагающих установках обучению музыке в мире, важно осознать и оценить, какие учебные средства и основы методики функционировали в практике музыкальных школ Латвии в период с 1918 по 2001 год. Расценивая содержание курса гармонии в Латвии, сравнивая его с концепциями, существующими в других странах, появляются новые идеи для повышения эффективности в овладении курса гармонии. Цель моей статьи- исследовать преподование обучения гармонии в Латвии.

Сейчас гармонию в Латвии осваивают в музыкальных училищах и Музыкальной академии Латвии им. Язепа Витола (до 1990 г. - Латвийская государственная консерватория). По определенной системе гармонию в Латвии стали учить лишь после 1919 года, когда в Латвии была создана консерватория. Ее первый ректор- профессор Язепс Витолс (Jazeps VFtoIs, 1863-1948) (образование получил в Петербургской Консерватории, по окончании которой он проработал там 32 года, заслужив профессорское звание1-ой степени)преподавал гармонию и композицию. Традицию русской школы- программу курса и основные принципы методики преподавания- он внедряет и в Латвии.

Сначала рассмотрим функционирующие в музыкальных училищах Латвии средства обучения по курсу гармонии.
Первое учебное пособие на латышском языке было издано в Латвии в 1921 году. Это был «Практический учебник гармонии» Бернарда Валлеса (Bernhards Valle, 1888-1924) в переводе Н. Римско-го-Корсакова. Б. Валле получил образование в бывшей Рижской Царской музыкальной школе и Берлинской Консерватории. В 20-ые годы он работал дирижером Национальной оперы, длительное время выполнял обязанности драматурга, работал редактором, музыкальным критиком, издал книгу «Иностранные музыкальные термины». Б. Валле перевел третий выпуск (1893) «Практического учебника гармонии» Н. Римского-Корсакова. В переводе Б. Валле сохранил также предисловие от автора, в котором, как заметил Б. Валле, Н. Римский-Коксаков выдвинул три основные цели: 1) концентрировать изложение материала; 2) применить его к курсу гармонии, который в то время был в Петербургской консерватории и других музыкальных школах России; 3) применить его, насколько это возможно, для самообучения.

Н. Римский-Корсаков представил в книге довольно большое число примеров гармонизации басов и мелодий, а также практических заданий для игры на фортепиано. Значимы также и требования к курсу, составленные самим Н. Римским-Корсаковым. Ученики, заканчивающие курс гармонии, должны уметь: 1) гармонизировать мелодию хорала строго по аккордам (в строгих аккордах); 2) гармонизировать хорал в строго мелодических фигурациях в низких голосах, не затрагивая мелодию; 3) гармонизировать хорал свободно со значимым числом диссонирующих аккордов и ложной последовательностью; 4) гармонизировать мелодию, в которую входит свободная мелодическая фигурация; 5) выполнить модулирующее задание с постепенными отклонениями; 6) написать модуляцию для прелюдии по возможности в трехча-стной форме с более или менее выраженной мелодической направленностью верхнего голоса; 7) сравнительно простому предложению написать несколько гармонических вариаций. Кроме того нужно уметь сыграть на фортепиано четырехголосную постепенную или ускоренную модуляцию; импровизировать четырехголосные аккорды в любой тональности; сыграть последовательности и секвенции разных аккордов. По мнению Н. Римского-Корсакого, ученик может курс теории специальной композиции изучить за восемь месяцев.

Для изучения подобного курса гармонии необходимы знания в элементарной теории, хороший слух, умение сольфеджировать, а также навыки игры на фортепиано. Если гармонию изучать как обязательный предмет, курс можно существенно сократить.
В третьем издании, т. е. переведенном, Н. Римский-Корсаков некоторые разделы преобразовал, а некоторые, менее значимые, напечатаны мелким шрифтом. Новшеством явилось объяснение скрытых квинт и октав, подробнее объяснена полулегальная каденция, трехмерный звук II ступени и секстаккорд, восходящие секвенции, а также составление плана модуляции. Задания дополнены несколькими мелодиями хорала.

Невзирая на довольно плохой литературный язык, перевод Б. Валле весьма значим. Во-первых, это первое пособие по гармонии на латышском языке (хотя лишь перевод). Во-вторых, по этому учебнику в середине 30-ых годов в Латвии гармонию осваивали в Народных консерваториях, как и в Латгальской Народной консерватории.
В Латвийской консерватории профессор Я. Ви-толс гармонию преподавал по своим записям (они написаны, работая еще в Петербургской консерватории), которые в основных чертах базировались на закономерностях, изложенных в «Практическом учебнике гармонии» Н. Римского-Корсакова.
В 1926 г. в Риге издается учебник Екаба Каркли-ня-Карклес (Jekabs Karkle-Karklins, 1867-1960) «Учение об аккордах (многозвучных) как введение в обучение гармонии». В предвоенном периоде это была первая оригинальная книга о музыкальной теории и гармонии на латышском языке. Книга с восмидеся-тью страницами все же более напоминала курс по элементарной теории, но некоторые разделы были применимы также для разработки четырехголосного сложения.

На практике же продолжает функционировать перевод Б. Валле, которым пользовались до 1944 года.
По разным причинам задержалось издание книги «Практический учебник гармонии» (1944) Н. Рим-ского-Корсакова в переводе Вилиса Реймера (Vilis Reimers, 1910-2002), которая весьма существенно отличалась от перевода Б. Валле. В первую очередь-более совершенным литературным языком, а также многими дополнениями и поправками. Учебник издан под редакцией Я. Витола и посвящен композитору, профессору А. Лядову- в прошлом коллеге и другу Я. Витола.
Данное издание рекомендовано в Латвийской консерватории как учебное пособие в классе общей гармонии и была воспринята как дар от Я. Витола музыкальному Alma mater Латвии в 25-летний юбилей.

Вилис Реймерс, ученик Я. Витола, свободный художник, перевел девятое издание (1912) «Практического учебника гармонии» Н. Римского-Корсако-ва, дополненное и редактированное самим Я. Витол-сом и М. Штейнбергом, и созданное еще в годы работы в Петербургской консерватории. Незадолго до смерти Н. Римский-Корсаков коллегам выразил мнение о необходимости в дополнениях и объяснениях к новому изданию.
В силу занятости композиторским творчеством и составлением большого учебника по инструментовки, Н. Римский-Корсаков не успел отредактировать новую публикацию. Я. Витолс вспоминает: «Педагогическая практика в Петербургской консерватории, где эта книга многие годы служила руководством, теперь более или менее помогла выяснить объем и характер необходимых изменений. Поэтому с разрешения Н. Римского-Корсакова мы решили переработать в книге несколько разделов с целью, во-первых, в какой то мере предотвратить очевидные недостатки предыдущих изданий, во-вторых, некоторые места сделать более понятными для ученического восприятия, особенно- самоучения. Вне сомнения, и сейчас в данной книге рассмотрены отнюдь не все случаи гармонизации, но более подробное описание могло бы навредить, затмевая главное. К тому же необходимо что-то оставить и на долю учителя. Заинтересованный и музыкальный читатель, вне сомнений, сможет сам из общих указаний произвести множество отдельных случаев» [7, с. 4].

В девятом издании новые дополнения и изменения произведены в следующих разделах: 1) §28 -секстаккорд уменьшенного трезвучия VII ступени; 2) §29 - трезвучие и секстаккорд II ступени; 3) §38 -вводные септаккорды и их обращения; 4) §39 - септаккорд II ступени и его обращения; 5) §46 - свободное использование аккордов всех ступеней; 6) §49 -модуляция без хроматизма; 7) §54 - хроматическая модуляция; 8) §69 - задержания; 9) §84 - энгармонизм аккордов с увеличенной секстой; 10) §85 - энгармонизм пониженного септаккорда II ступени.
В свою очередь 16-ое издание сохранило помещенные в 13-ом дальнейшие дополнения М. Штейн-берга. Они касаются следующих разделов: 1) §16 -связь секстаккордов и трезвучий; 2) §29 - трезвучие II ступени и секстаккорд; 3) §30 - трезвучие VI ступени; 4) §42 - нонаккорд; 5) §57 - хоралы с модуляциями; 6) §58 - 2-я степень родства; 7) §86 - энгармонизм увеличенного трезвучия; 8) §85 - энгармонизм уменьшенного трезвучия; 9) §90 - ложная последовательность трезвучий. По признанию М. Штейнбер-га, эти дополнения были необходимы, исходя из опыта многолетней педагогической практики. Особенно значимы наглядные дополнения в 85, 86 параграфах, где помещены таблицы всех решений пониженного септаккорда и увеличенного трехзвучия.

В послевоенное время первым более ценным является 17-е издание «Практического учебника гармонии» Н. Римского-Корсакова (1951) в редакции Адолфа Скулте (dolfs Skulte, 1909-2000). Эта книга фактически повторяет предыдущие - 16-е издание, вышедшее в 1936 году в Ленинграде. Некоторые незначительные поправки и дополнения внедрил редактор - коллега Я. Витола, профессор М. Штейн-берг. Как он отмечает в предисловии, для большей ясности внесены изменения в 25 параграф - об использовании прыжков. Образец модуляции (141 стр. прежних изданий) немного формален и недостаточно интересен в музыкальном плане, поэтому был заменен новым, позаимствованным из книги профессора Ленинградской Консерватории, композитора Н. А. Соколова (1859-1922) «Образцы модулирующих прелюдий с поясняющим текстом». Этот труд является наиболее ценным дополнением к книге по изучению гармонии [5, с. 6].

Сравнивая три первые версии перевода учебника по гармонии Н. Римского-Корсакова на латышский язык, следует отметить, что принцип изложения материала в них одинаков. Отличаются введенные дополнения, а также редакции некоторых терминов, что в некотором роде связано с развитием литературного языка в определенный период времени.
Из прежде изложенного можно сделать вывод, что в редактированном А. Скулте переводе, язык прост и ясен, формулировки понятий более близки к оригинальному языку, в связи с чем они гораздо легче воспринимаются и запоминаются. Все замеченные ошибки А. Скулте устранил. Он отбросил термин «основное трезвучие» как лишний, поскольку во всех случаях, когда соприкасаемся с другими трезвучными (увеличенными, уменьшенними), они уже соответственно отмечены. Например, трехзвучный мажорный IV степени (мелодичного минора) и. т. д. Но многие термины были точны и благозвучно переведены на латышский уже в редакции Я. Витола. Многое унаследовано, но также многое внедрено (например, степень первого родства и др.)
Обобщая изложенное, можно сделать вывод, что до издания «Учебника по.гармонии» профессоров Московской Консерватории (1955) в практике музыкальных училищ Латвии по курсу гармонии функционировали разные переводы учебного пособия Н. Римского-Корсакова «Практический учебник гармонии». Какое из изданий данного пособия находилось в школьной библиотеке, по тому и учили.

В целом методические основы гармонии строго базировались на традициях русской (Петербургской) школы, что оценивается весьма положительно. Книга была популярна и в России, и в Латвии. В изложении материала применены принципы систематичности и концентричности. Xарактерна методическая последовательность в изложении каждой закономерности. Но нужно отметить и недостатки- в книге очень незначительно изъяснен музыкальный язык определенного времени. Подобный недостаток существенно влияет на восприятие музыкальных стилей, жанров и. т. д. В книге отсутствуют также и примеры из музыкальной литературы. Не предусмотрен анализ гармонии и. т. д. Подобное однообразие процесс обучения гармонии делает односторонним.
По всем этим параметрам кардинально отличается предложенное И. Дубовским, С. Евсеевым, И. Способиным, В. Соколовым пособие нового типа- «Учебник гармонии» (1934), который появился в Латвии в 1955 году и, хотя был на русском языке, занял стабильное место как главное учебное пособие на двадцать лет- до 1975 года, когда была издана 1 часть «Гармонии» Луции Гаруте (LQcija GarQta, 1902-1977). Это книга является первым оригинальным латышским учебником по гармонии. Автор посвящает ее своему учителю, профессору Я. Витолу. В книгу Л. Гаруте входят разделы, превосходящие обычные рамки первого курса гармонии- «Альтерованные аккорды», «Модуляции и отклонения», «Двухчастная и трехчастная форма», «Мелодическая фигурация». Особенно ценен раздел «Диатоника в обработках латышских народных песен». Как недостаток в учебниках предыдущих лет Л. Гарута отмечает слишком позднее обращение к мелодичной фигурации. В данной книге первое ознакомление с неаккордовыми звуками предусмотрено, когда освоены трезвучия главных ступеней и их обращения и получены первые краткие сведения о построении периода. С этого момента к теоретическому изложению добавлены задания, в которых даны как мелодии без фигурации, так и с небольшой фигурацией (что не затрудняет гармонизацию, потому как неаккордовые звуки мелодии всегда обозначены). Следуя за привычной последовательностью изложения тем гармонии, в данной книге после модуляции первой степени родства следует мелодическая фигурация во всех четырех голосах. Мелодическая фигурация изложена так, чтобы педагог мог данный материал использовать раньше, например, еще до овладения модуляцией или одновременно. Как указывает Л. Гарута, работая с особенно одаренными учениками, педагог может указать на отдельные темы, например, «Вспомогательные звуки», «Проходящие звуки» уже тогда, когда происходит первое ознакомление с неаккордовыми звуками мелодии, и ученик своевременно может использовать фигурацию также и в других голосах.

Для дальнейшего развития латышской музыки важно освоение народной музыки. Чтобы гармония не была длительно отделена от тех особенностей, которые характерны для латышской народной музыки, Л. Гарута в своем учебнике гармонии отмечает следующие инновации: 1) уже с первых разделов внимание ученика обращается не только на нату-ральний мажор и гармонический минор, но так же и на натуральний минор, которые характерны для латышских народных песен; 2) уже упомянутое раннее обращение к неаккордовым звукам поможет почувствовать гармонию народной мелодии; 3) уже в I разделе учебника помещена тема «Диатоника в обработках латышских народных мелодий». В данном разделе Л. Гарута раскрывает те особенности, которые слышны в обработках народных мелодий, где образовались принципы диатоники. Анализ здесь опирается в основном на труды классиков латышской музыки.
Теоретическое изложение материала всегда иллюстрируется нотными примерами, для упрощения ориентации нередко к тексту и соответствующим нотным примерам присоединяются буквы а, б, в и. т. д., чтобы указать, какой нотный пример наглядно подтверждает сказанное в тексте.

Эти пояснения особенно ценны для тех, кто учится заочно. Изложение материала Л. Гарута преподносит так, чтобы ученики понимали, что закономерности соединения аккордов- не искусственно придуманные условности, а их создало улавливание функциональной значимости аккордов и чувство голосоведения.
Как утверждает Л. Гарута, ученикам нельзя давать только лишь закономерности и ограничения, гораздо важнее им понять взаимоотношения между аккордами, почувствовать стремление голоса двигаться к тому или иному звуку. Чем глубже понимание, тем успешнее результат. Чтобы облегчить восприятие материала, большинство лекций имеет соответствующие изложению текста обозначения параграфа. Каждой теме следуют соответствующие задания.
2-я часть «Гармонии» Л. Гарута осталась незаконченной и неизданной. Составленный под редакцией Аустры Карклини (Austra Karklina, р. 1939) манускрипт книги в 1990 году был сдан в библиотеку Латвийской Музыкальной Академии (ЛМА) им. Я. Витола.

В целом в изложении материала 1-ой части «Гармонии» Л. Гаруте выражается принцип системного усвоения материала. Это относится и к логике освоения материала путем связывания нового материала с предыдущим, и к достижению нарастания постепенного усложнения. Все это благотворно влияет на освоение материала и создание правильных навыков. Освоение некоторых тем (мелодическая фигурация, септаккорды) связано с концентрическим принципом. Учебник предусмотрен для пользования в музыкальных училищах. К сожалению, более широкого применения данная книга не получила, хотя ее в большом количестве обрели библиотеки всех школ, потому как прежде в Латвии уже 20 лет для овладения гармонией служил учебник гармонии Московской Консерватории, что являлось практически единственным учебным пособием. Таковой ситуацию предрекали и исторические условия - составленные в Москве централизованные программы, существование параллельных латышских и русских групп обучения по всем специальным дисциплинам, а также приглашение знаменитых преподавателей из Москвы и Ленинграда в 1940 году и послевоенные годы.
К сожалению, препятствием для широкого применения 1-ой части «Гармонии» Л. Гаруте явился и методический замысел учебника - необыкновенно детальное объяснение любого, даже самого наипростейшего вопроса и доказательства его всеми последовательностями соединений аккордов и их оборотов. В результате - объем страниц в учебнике возрос до 430 и содержание учебника стало для учеников училищ и студентов вузов сложным в использовании.
Поэтому в музыкальных училищах и педагогических институтах для освоения гармонии использовался в основном Учебник гармонии Московской консерватории. В 1977 году четвертое его издание (1955 г.), методически усовершенствованное и видоизмененное соответственно духу времени, на латышский язык переводит Лудвигс Карклиньш (Ludvigs Karklins, р. 1928) и Петерис Риба (Peteris RTba, 1900-1981).

В Латвийской Государственной консерватории имени Язепа Витола гармонию композиторам преподавали так же и по Сборнику гармонии А. Мутли. В некоторых школах, например, специальной музыкальной школе им. Эмиля Дарзиня (EmTIa Darzina muzikas vidusskola), в обучении гармонии параллельно использовали также учебники А. Мясоедова, А. Степанова и. др. авторов, которые базировались на методе, созданном П. Чайковским.
Как уже упоминалось, метод освоения гармонии по П. Чайковскому предполагает в начальном периоде обучения использовать все ступени одновременно, таким образом итенсифицируя процесс освоения гармонии. К тому же метод обучения гармонии П. Чайковского охватывает более широкий круг стилистических явлений.

Упомянутые учебники применялись в основном для преподавания гармонии в консерватории, частично и в специальной музыкальной школе им. Э. Дарзиня. В данной книге более подробно рассмотрены аспекты, касающиеся современных тенденций в гармонии.
Эти учебные средства также используемы для углубленного изучения гармонического анализа. Все упомянутые книги имеют общий характерный признак. В конце каждой темы даны практические задания для студентов, а так же методические указания по их выполнению. Это важно.

После 1991 года в учебные заведения Латвии приходят два новых учебника по гармонии профессора Л. Карклиня: «Гармония» (1993) и «Гармония. Основной курс» (1997).
«Гармония. Основной курс» создана какучебное средство для освоения предмета гармонии в музыкальных училищах и общих курсах музыкальных вузов. В последнем случае гармонизацию мелодий и басов нужно замещать соответствующими заданиями творческого характера (сочинение миниатюр разных жанров). Книга отличается лаконичным изложением теоретических закономерностей, что делает весь материал наглядным и легко осваиваемым. В последовательности изложения основного курса соблюдался педагогический опыт музыкальных учебных заведений Западной Европы. Весьма концентрированно преподнесены аккорды всех ступеней - в совокупности квинтаккорды (трезвучия) всех ступеней, соответственно следом - септаккорды всех ступеней и. т. д. Здесь необходимо упомянуть об оригинальной концепции разрешения всех септаккордов (три аутентических и три плагальных соединения), когда любой септаккорд может разрешиться в любом квинтаккорде.

В гармонизацию мелодии сравнительно рано введена мелодическая фигурация. В заключительную часть входят также темы, характерные именно музыкальному языку XX века, например, многотерцовые аккорды (ундецимаккорды, терцдецимаккорды), комплексное мелодическое движение, политональность, нетерцевая структура аккордов, симметричные звукоряды, хроматическая тональность, двенадцатизву-ковая гармония, техника центра, серийная техника, сонорика и алеоторика, а также минимализм.
Наблюдаются некоторые различия в терминологии и подборе музыкальных примеров. Трезвучие Л. Карклиньш в гармонии рекомендует называть квинтаккордом (термин Э. Сухоня), потому как интервал между основным звуком аккорда и верхним звуком - это квинта, также как у септаккорда - септима или у нонаккорда - нона.
Немного изменена классификация модуляций, расширен объем явлений системы мажорминора, перенят опыт некоторых иностранных теоретиков музыки в обозначении оборота нонаккордов (секст-септимаккорд, картквинтаккорд, секундтерцаккорд).
В пояснение закономерностей гармонии включены многие примеры латышской музыки, особенно ценны, данные в самом конце книги, избранные по жанровой и стилистической направленности мелодии для самостоятельной гармонизации, темы для сочинения прелюдий, а также гармонические последовательности для игры на фортепиано. Внимание посвящено также творческим задумкам - самим нужно сочинить второе предложение или заполнить такт, где дан только ритм.

Второй учебник «Гармонии» Л. Карклиня предназначен музыковедческим и композиторским отделениям музыкальных вузов, а также для обучения в магистрантуре и докторантуре, для исполнителей. Глубокое понимание музыки необходимо не только автору музыки но и ученому-музыковеду, который исследует и пропогандирует сочинения композитором.
В книге глубоко и детально отображена историческая эволюция гармонии как главного компонента в создании музыкального произведения вплоть до конца XX столетия, постепенно овладевая стилистической панорамой гармонии на протяжении нескольких столетий.
Каждый музыкант обязан хорошо ориентироваться в музыкальных стилях разных столетий- без этого невозможно индивидуальное понимание произведения, интерпретация оригинала. Владение музыкальными средствами выразительности особенно актуально в наше время, когда, соответственно требованиям XX века, эстетике плюрализма в искусстве, композиторы в своих произведениях, и даже рамках одного произведения, свободно используют стиль музыкального языка любой эпохи.
В книге отражены новейшие открытия в музыкальном формообразовании, включая модальные формы, коллаж, особенности полистилистического и репетиционного формообразования.
Весьма отличается оформление принципов, что радикально отличается от предыдущей практики анализа.

Обобщая выше изложенное, можно сделать вывод, что обучение гармонии в Латвии с 1919 по 1991 гг. базировалось на традициях русской школы. Ценными явились как методы П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, так и методы, предлагаемые в учебниках гармонии, где все было последовательно перенято и дополнено, и развивается далее.
В целом, разработанная в Москве и примененная на практике в Латвии программа гармонии от-цениваема положительно.
Первый оригинальный учебник гармонии (Л. Га-руте) по сути в новом качестве продолжает традиции, основанные Я. Витолсом и по многим аспектам близок концепции «Учебнику по гармонии» Московской консерватории.
После 1991 года в учебной практике вводится учебники гармонии нового типа. Учебники профессора Л. Карклиня предусмотрены для обучения гармонии в концентрированном виде, для них характерно лаконичное изложение теоретического материала (особенно в книге «Гармония. Основной курс»), который дополняют целенаправленные музыкальные примеры и схемы для развития слуховой и зрительной памяти.

В «Гармонии», предусмотренной для вуза, теоретический материал изложен в историческом контексте со сверхзадачей- не только познакомиться, но и усвоить главные стили музыкального языка. Соответственно автором внедрена новая система изложения и терминов, охватывающая характерные проявления музыки 20 века. Многие терминологические аспекты приближены к опыту музыкальной науки Западной Европы. В обеих пособиях широко предусмотрено место для гармонизации мелодий и импровизации, но для вуза- сочинению в соответствующем стиле. Особую функцию выполняют примеры музыкальной литературы к каждой теме- их нужно не только проанализировать со всех точек зрения, но и исполнить музыкально, дабы под влиянием видео и аудио аспекта во всей полноте прочувствовать и запомнить соответствующий стиль музыки.

Литература
Garuta, L. Harmonija L. Garuta. - I d. - RTga: Liesma, 1975.

Karklins-Karkle, J. MacTba par akordiem (daudzskaniem) ka ievads harmonijas macTba J. Karklins-Karkle. -RTga: Leta, 1926.

Karklins, L. Harmonija L. Karklins. - Riga: Zvaigzne, 1993.

Karklins, L. Harmonija. Pamatkurss / L Karklins. - RTga: Zvaigzne ABC, 1997.

Rimskis-Korsakovs, N. Harmonija (A. Skultes redakcija) N. Rimskis-Korsakovs. - RTga: Latvijas valsts izdevniec ba, 1951.

Rimskis-Korsakovs, N. Praktiska harmonijas macTba (Tulkojis B. Valle) / N. Rimskis-Korsakovs. - RTga: Leta, 1921.

Rimskis-Korsakovs, N. Praktiska harmonijas macTba (Prof. J. VTtola red. Tulkojis V. Reimers) / N. Rimskis-Korsakovs. - RTga: Otto Krolla izdevniecTba, 1944.
*

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы

Санкт петербург спортивные бальные танцы клуб спортивного бального танца в санкт петербурге.