Голенко Олег Борисович
Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДОНОТНОГО ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ИГРЕ НА БАЯНЕ

Перед учителем, работающим в сфере обучения детей игре на музыкальном инструменте, стоит множество задач, почти не поддающихся разделению по степени приоритетности. Исключительно сложно расставить методологические акценты в период начального, особенно донотного, этапа обучения игре на музыкальном инструменте детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Особая проблематичность педагогической и методической конкретики заключается в индивидуализации подхода к каждому отдельному ребенку, вступившему на сложный, абсолютно не детский, долгий путь постижения тайн инструментального музицирования.
Реалии современной жизни (наличие в семье доступного количества бытовой техники, автомобили, мобильная телефонная связь, компьютеры, определенная возможность увидеть Мир) накладывают отпечаток не только на взрослых молодых родителей, но и их детей. Перечисленное в целом положительно, развивающе влияет на личности юных учащихся: расширяет кругозор, делает их отношение к окружающей действительности в определенном смысле раскрепощенным, прагматичным, но нередко и упрощенным. Многие из них, особенно дети состоятельных родителей, в начальном периоде обучения игре на музыкальном инструменте, психологически настроены научиться сразу и всему. Если желаемое не свершается, возникают определенные проблемы: нервозность, потеря интереса к музыкальным занятиям и, как следствие, оставление начатого дела.

Одним из вариантов исключения подобного сценария является быстрое приобщение ребенка к практическому музицированию с первого урока.
Уходя от академической сухости будущих примеров и рекомендаций, вспомним строки гениального Пушкина:

Monsieur I'Abbd, француз убогой, Чтоб не измучилось дитя, Учил его всему шутя, Не докучал моралью строгой, Слегка за шалости бранил И в Летний сад гулять водил.
Конечно, данный пример не следует рассматривать как методические рекомендации к заявленной теме, но как определенный ориентир - вполне.
И не следует сбрасывать со счетов или уводить из арсенала педагогических приемов учителя такие моменты общения с учащимися как афористичность языка, образность изложения, умение отклониться от цели урока в интересах самой же цели, легкость и артистизм.
Большое количество кнопок двух клавиатур баяна, как правило, поражаетдетское воображение. Ребенку кажется, что разобраться и запомнить, а тем более научиться играть, используя все это не поддающееся счету и скрытое от глаз при правильной посадке множество, будет почти невозможно.

Донотный период обучения, сочетающийся с нефорсированным постижением нотной грамоты и неспешным освоением двух клавиатур, позволит упростить кажущиеся на первый взгляд сложными педагогические задачи. Очень важным, иногда решающим, является привлечение родителей к посещению уроков. Особенно на начальном этапе.
С первой встречи учителя в классе с ребенком следует внимательно рассмотреть музыкальный инструмент. Внимательно посчитать и запомнить количество прямых рядов в правой и левой клавиатурах. Обратить косвенное внимание на множество (не считая их) косых рядов. Рассказать о роли меха в звуко-извлечении, поиграть ребенку знакомые ему мелодии и убедить в том, что вы его не только умелый учитель, но надежный друг. Вместе вам вполне по силам преодолеть все трудности обучения игре на вашем инструменте.

Есть множество иных, не менее действенных и убедительных способов увлечь ребенка, приобщить его к радости музициования, к музыкальному творчеству, но вернемся к теме.
Все ремни (два плечевых и ремень для левой руки) должны быть тщательно подогнаны к фигуре и руке, а высота стула соответствовать росту юного музыканта. Посадка ребенка за инструментом должна соответствовать традиционно рекомендуемой [1, с. 1-2] для инструмента с трехрядной клавиатурой и соответствующей - с пятирядной [3, с. 6-7]. Если сразу поставить музыкальный инструмент правильно и ненавязчиво следить за правильной посадкой и постановкой инструмента, то впоследствии мы избавим себя от некоторых негативных явлений в игре ученика, связанных именно с этими вопросами.

Следующим шагом будет обращение к осязательным функциям пальцев ребенка. Так как обе клавиатуры при правильной посадке находятся за пределами видимости глаз учащегося, то придется проявить доброжелательное терпение и игривую настойчивость, чтобы ребенок смирился с действиями, исключающими «заглядывание». Чаще всего это относится к правой клавиатуре, с которой мы и начнем «игру» донотного периода обучения.
Не отрицая самых разнообразных вариантов начального периода донотного общения с музыкальным инструментом, рассмотрим следующий: крайний правый прямой ряд правой клавиатуры баяна -объект нашего внимания.

Правильно поставив руку и пальцы на гриф трехрядного или пятирядного баяна, медленно, с помощью учителя, начинаем ровное движение в низ клавиатуры. Сразу учителю следует приложить возможные усилия по «снятию» напряжения, «зажатости» не только правой руки и кисти правой руки, но и всего корпуса ребенка.
Мех на начальном этапе можно менять через два или четыре звука. Необходимо разу и строго следить за сменами меха. В противном случае ребенок растянет мех на разжим до упора и впоследствии придется прилагать определенные усилия, чтобы отучить его от подобного действия.
Пример для баяна с трехрядной правой клавиатурой. Третий ряд.

Пример для баяна с пятирядной правой клавиатурой. Пятый ряд.
Л 123 4, 5 12 3, 45 1 2, 3 4 5 1, 2 и тд 
Заметной проблемой для детей, исполняющих рекомендуемые упражнения на первых музыкальных занятиях, является четкое, внятное нажатие звуков 4 и 5 пальцами. В этой ситуации и не только полезно поиграть вышеприведенные примеры, но с иной аппликатурой.
Пример исполнения музыкального упражнения с вариантом аппликатуры, способствующим совершенствованию работы 4 и 5 пальцев учащегося.
Пример музицирования по первому ряду трехрядной правой клавиатуры баяна с иным вариантом аппликатуры.

Пример музицирования по третьему ряду пятирядной правой клавиатуры баяна с иным вариантом аппликатуры.
л 132435 132435 1324 и т.д.

Вряд ли будет целесообразным с первого занятия стремиться опускаться по ряду до конца клавиатуры. Если подобный вариант не проходит, то вполне можно удовлетвориться и половиной пути.
На первом занятии, при подобного рода музицировании, не следует удовлетворяться игрой (движением) по одному ряду. Гораздо полезнее поиграть по трем, а с пятирядной клавиатурой и по большему количеству рядов.

Безусловно, данная задача осложняется тем, что ребенок, двигаясь по иным рядам, перестает ощущать пальцами край грифа. Это в некоторых случаях приводит к «сползанию» с используемого ряда, но отчаиваться не следует. Практика показывает - дети быстро справляются с поставленными задачами. При желании, в качестве «творческого компромисса», можно поиграть на баяне с трехрядной клавиатурой не со второго, а с первого ряда. Это может несколько изменить ситуацию в пользу ребенка. Если неудачи преследуют ребенка относительно длительный период времени, имеет смысл на некоторое время «отложить» проблемный этап, сосредоточившись на успешном. Умело и вовремя отступить от уже выстроенного, намеченного плана бывает не менее полезно и даже полезнее, чем его реализовывать, «дожимая» ребенка любой ценой.


Пример музицирования по второму ряду трехрядной правой клавиатуры баяна.
Из приведенных примеров вырисовывается стереотип исполнения характерный для любого из рядов правой клавиатуры баяна.
На последующих занятиях, изучая клавиатуру инструмента, полезно перед началом исполнения упражнения просить ребенка назвать белые кнопки того ряда, на котором определились музицировать.
Например: си-ре-фа, или ми-соль, или ля-до.
Это способствует запоминанию необходимой информации.
Опустившись по ряду до его конца (до высшей звуковой точки), естественным будет вернуться по тому же ряду в обратном направлении к исходному звуку. Исполнить восходящее и нисходящее движение по ряду с нарастанием и ослаблением звучания (крещендо, диминуэндо). Легато, стаккато.
С течением времени полезно к одиночным звукам приведенных примеров добавить четырех, пяти-звучные аккорды.
Пример для трехрядной клавиатуры.


Пример для пятирядной (пятый ряд) клавиатуры. Аппликатура в примерах не выставляется, так как вполне понятна из предыдущих примеров.
-й . i -= l ,-1-л. . .h- *

Количество вариантов примеров для донотного музицирования зависит от творческой фантазии преподавателя, его понимания необходимости данного вида деятельности.
Изложенное направление в работе с учащимися способствует развитию у ребенка навыков слухового контроля на раннем этапе обучения, широкому освоению клавиатурного пространства музыкального инструмента и смелой ориентации в нем, развитию двигательных навыков исполнительского аппарата в любом месте клавиатурного пространства правой клавиатуры баяна, морально-психологической подготовке учащегося к будущей исполнительской работе в пределах и вне школьной учебной программы.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы