Александрова Светлана Александровна
Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина

ФОРМИРОВАНИЕ УСПЕШНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ ФОРТЕПИАНО

При организации профессиональной педагогической деятельности приоритетной необходимостью и важнейшим условием для заинтересованного и динамичного развития обучающихся всех возрастов и категорий является создание ситуации успеха в обучении.
«Ситуация успеха - это организованное сочетание психологических условий, при которых человеку даётся возможность испытать радость успеха, являющегося для него весьма значимым результатом деятельности.
Ситуацию успеха можно определить как психологическую ситуацию, в результате которой действие, совершаемое человеком, приводит к чувству удовлетворения своими достижениями, гордости за свой труд, самоуважению» [1, с. 7].

Данная ситуация не только вносит позитивный характер в процесс обучения, но и стимулирует движение учащихся к новым достижениям, самосовершенствованию и развитию.
Даже разовое переживание успеха приоткрывает у учащихся мотивационные каналы, которые могут коренным образом изменить самочувствие ученика, способствовать изменению ритма, стиля и качества его деятельности, характера взаимоотношений с окружающими. Если же успех делается устойчивым, постоянным, то возникает цепная реакция, можно сказать эскалация успехов, несущая неисчерпаемый заряд духовной энергии, высвобождающая скрытые, широкие возможности личности. Поэтому успех считается «самым мощным источником интеллектуально-нравственного развития растущего человека, рождающим энергию для преодоления трудностей и желания настойчиво и упорно учиться» [1, с. 4].

В педагогике всё чаще осознаётся важность и необходимость создания ситуации успеха каждому обучающемуся. На это указывают работы Рототае-вой Н. А., Реуцкой Н. А., Никифоровой Н. А., Ксензо-вой Г. Ю., Белкина А. С., Бакурадзе А., Назаровой М., Лопатина А. Р., Буйловой Л. Н., Воронцова А., Ра-фальской Е. С., Посталюк Н. Ю., Цветковой И. В., Целищевой Н., Щербо И. и др.
Особый смысл имеет эта проблема, когда речь идёт о будущих представителях творческих профессий, в частности о студентах-музыкантах, для которых состояние успеха неотделимо от дальнейшей профессии и является обязательной составляющей роста их творческой личности.
Рассмотрим основные компоненты успешной учебной деятельности.
Первым и самым мощным побудителем в данной деятельности является наличие веры в успех у каждого обучающегося. Она неразрывно связана с мотивационной зоной, которая вызывает у человека желание действовать, утвердить себя, получить высокую оценку результатов своего труда.

«Если педагог сумеет организовать обучение таким образом, что ученик всякий раз будет открывать новое, неизвестное, то исчезнет проблема мотивации учения, возрастёт заинтересованность учащихся к обучению, эффективней будет достижение образовательных целей» [3, с. 11]
По словам Г. Ю Ксезовой, «Выделяют четыре фактора, которые определяют уровень мотивации достижения успеха: стремление к успеху, надежда на успех, субъективно оцененная вероятность достижения успеха, субъективные эталоны оценки достижений» [1, с. 7].
Однако успех гарантирован лишь тому, кто прилагает определённые усилия, преодолевает себя в деятельности. Поэтому систематичность занятий является обязательным компонентом в работе музыканта. «Талант, подобно мышцам, наращивается и укрепляется при помощи упражнений. ...едва ли не единственный шанс быть в форме состоит в том, чтобы предварительно потренироваться в преодолении препятствий» [2, с. 140].
Ещё одним важнейшим компонентом в обеспечении учебной деятельности является создание в процессе общения между учителем и учеником благоприятного психологического микроклимата. Этому способствует одобрение деятельности учеников сразу после достижения даже незначительных результатов, похвала со стороны учителя.

Xвалить рекомендуется именно учебные успехи, а не личные качества учеников. Чем слабее ученик, тем больше он нуждается в поощрении за старания в процессе работы. «Слабых важно хвалить за улучшение, в то время, как сильных порицать за ухудшение» [1, с. 14].
Xарактер индивидуальных занятий со студентами личностно ориентирован, и в этом его особенность, но непременным условием для их проведения является создание атмосферы открытости, доверия, диалога, сотрудничества, в которой «ученики выступают не в роли объектов воздействия со стороны учителя, а как полноценные субъекты коммуникационного взаимодействия» [4, с. 63].

Очень важно, когда студенты на уроке размышляют, высказывают своё видение, ищут различные способы работы над музыкальным произведением. Всё это способствует развитию творческого подхода, становлению творческой личности, развивает критическое мышление.
Ещё Гераклий говорил, что « учить надо много-мыслию, а не многознанию». Это же мнение подтверждается словами Т. Эдисона: «важнейшая задача цивилизации - научить человека мыслить» [6, с. 27].
Поэтому не случайно, что хороший пианист много думает, размышляет и к практическим навыкам приходит через теоретическое осмысление.
Развитию личности, а по большому счёту развитию творчества способствует стимулирование воображения, ассоциативности, фантазии, обращение к поэзии, живописи, примерам из театрального искусства, кинематографа. Пробуждая интерес к смежным видам искусств, мы тем самым создаём условия для развития внутренней мотивации к постижению музыки, как наиболее ценной, и косвенно приводим учащихся к успешной деятельности. Попутно заметим, что такое тотальное воздействие всеми видами искусств на личность студента развивает у него способности к эффективному синтезу различных знаний.

Личностно ориентированный подход предполагает выбор индивидуальной траектории развития, обусловленной индивидуально-личностными особенностями каждого учащегося. Учебную деятельность по Л. С. Выготскому целесообразно организовывать « в зоне ближайшего развития» каждого отдельного студента. Это не только актуально, но и необходимо в наших условиях работы, т. к. состав студентов, зачисленных на I курс по специальности «начальное образование с дополнительной специальностью музыкальное искусство» неоднороден по уровню музыкальной подготовки. В одной группе объединены как выпускники музыкального и музыкально-педагогического колледжей, так и выпускники музыкальных школ, гимназий, школ с музыкальным уклоном, музыкальных студий. Среди них не единичны случаи переучивания скрипачей, домристов, балалаечников, цимбалистов основам фортепианной игры.
В такой разношёрстной массе студентов, объединённых общими зачётно-экзаменационными требованиями достаточно сложно выработать единые критерии оценивания результатов их деятельности.

Индивидуальный подход, личностно ориентированная шкала оценивания студента «с самим собой вчерашним» позволяет увидеть успехи каждого обучающегося, выявить его индивидуальную динамику развития. Таким образом, осуществляется основной принцип успешности: «Сегодня ты стал лучше, чем вчера». По словам Майкла Корда «успех легко измерить: это расстояние между тем, с чего вы начали, и вашим самым последним достижением» [1, с. 6].

Индивидуальный характер педагогического общения предполагает индивидуальное целеполага-ние для каждого студента. Диапазон промежуточных целей зависит от уровней музыкальной подготовки, наличия «слабых мест», а потому разнообразен по характеру. Вместе с тем для студентов важно знать не только свои ближайшие цели и работать в режиме устранения собственных недочётов, но и видеть конечную цель обучения - подготовку специалиста, учителя музыки, которая едина для всех и не зависит от начальной степени музыкальной подготовки.

Выбирая программу по «Основному инструменту» желательно найти разумный баланс между произведениями, нацеленными на развивающее, иногда ускоренное обучение и произведениями, создающими ситуацию успеха при выступлении. Первый из них лучше проходить в классе, при этом степень выученности может быть различна и зависит от цели выбранного произведения. Вторую группу произведений, выносимых на эстраду, как правило, экзаменационных, желательно подобрать таким образом, чтобы публичное выступление прошло успешно и студент смог показать свои сильные стороны, ощутить ситуацию успеха, столь необходимую в профессии музыканта.

Здесь уместно руководствоваться принципом Аристотеля: «Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз больше».
Это особенно актуально на первых курсах, когда закладываются основы, проходит процесс адаптации как к новому учебному заведению, так и к педагогу. Позитивный характер этого процесса обязателен. Он способствует творческому росту обеих сторон педагогического процесса.

На протяжении всего времени обучения, а на первых курсах особенно, хорошо руководствоваться принципом поддержки, смысл которого связывается с созданием благоприятных условий, творческой безопасной среды, необходимых для развития и саморазвития учащихся, формированием способностей к самостоятельному труду.
Руководствуясь принципом поддержки педагог помогает раскрыть и реализовать его внутренние силы, сформировать способность к самостоятельным действиям и свободному выбору. С другой стороны, педагог помогает ему в разрешении проблем, связанных с подсознанием и самоопределением. «Поддержать ученика - значит оказать ему в той или иной форме помощь: прямую, непосредственную или опосредованную» [3. с. 10], а значит исключить ситуацию неуспеха.

Что касается способов обучения, то на наш взгляд они не разделяются на правильные и неправильные, а только на эффективные и неэффективные.
Одним из эффективных способов обучения, успешно зарекомендовавших себя на практике, является способ моделирования, т. е. возможность в точности воспроизвести уровень, достигнутый другим. В музыкальном исполнительстве это часто используемый метод работы, дающий хорошие результаты. Для этого желательно, чтобы фортепианный класс был оборудован двумя инструментами и оба постоянно использовались преподавателем и студентом во время урока.
Еще одним важным фактором в формировании успешной учебной деятельности является верно выбранный контроль обучения. Здесь предпочтителен умеренный контроль, дающий студенту возможность «сохранить лицо» и сформировать позитивную Я-концепцию личности. «Вера в ребенка, доверие к нему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация де-терменирует успех обучения» [5, с. 11].
Высокая эффективность ситуации успеха очевидна не только в учебной практике, она помогает молодым людям в выстраивании собственной линии жизни, в преодолении всевозможных жизненных трудностей, а значит педагогически и психологически оправдана, перспективна и построена на высокой нравственной основе, потому как по выражению Пола Даффи, «по-настоящему велик тот, кто дает шанс другим» [1, с. 52].

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы

Примеры эффективного омниканального маркетинга стратегий омниканального маркетинга.