Главная Публикации "Эстетическое образование: проблемы и перспективы" - 2007 (г. Брест) ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЕ НАТЮРМОРТОВ РУССКИХ МАСТЕРОВ ЖИВОПИСИ КОНЦА 19 - НАЧАЛА 20 ВЕКА В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЕ

Селивонец Инна Николаевна
Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина

ПРИМЕНЕНИЕ НАТЮРМОРТОВ РУССКИХ МАСТЕРОВ ЖИВОПИСИ КОНЦА 19 - НАЧАЛА 20 ВЕКА В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЕ

Натюрморт является тем жанром искусства, с которого начинается изучение студентами основ изобразительной грамоты в педагогических вузах.
При выполнении учебных натюрмортов, учащиеся учатся работать с натурой, т. е. конструктивно и перспективно строить предметы, передавать их пропорции, объем, материальность, пространственное расположение, приводить рисунок к цветовой целостности и единству, выявлять характерные особенности изображаемых предметов, их эстетические свойства и красоту.

Наряду с развитием умения работать с натурой, натюрморт служит также действенным средством формирования творческих способностей учащихся.
Как самостоятельный жанр искусства натюрморт обладает большими изобразительными возможностями. В нем показывается не только внешняя, материальная сущность предметов. Вместе с конкретным изображением вещей в натюрморте в образной форме могут быть переданы существенные стороны жизни, а также отражаться эпоха, важнейшие исторические события. Происходит это потому, что художник целенаправленно отбирает объекты изображения, выражая собственное отношение к миру, высказывая свои мысли, чувства.
В лучших своих проявлениях натюрморт становится действенным средством идейного и эстетического воспитания учащихся, формируя их вкусы, понятия, представления.
Исследователи выделяют четыре главных направления, обозначивших в натюрморте к 1917 году. Это работы К. Коровина и И. Грабаря, которые представляли импрессионистическую линию. Декоративно-плоскостной метод, идущий от французских постимпрессионистов, характерен для Н. Сапунова, М. Сарьяна, П. Кузнецова, П. Кончаловский, И. Машков, А. Лентулов, В. Лебедев, М. Ларионов избрали синтез русского фольклора и кубизма, в результате чего предметы в их картинах поражают подчеркнутой материальностью, осязаемостью. Уход от видимой реальности, разложение формы, деструктивные тенденции безудержного экспериментаторства увлекли К. Малевича, В. Кандинского. При этом существовал опыт изысканных, порой декоративно стилизованных работ А. Головина, К. Сомова, развивалось самобытное искусство К. Петрова-Водкина [3, с. 7].

В педагогической деятельности, на практических занятиях, наиболее целесообразно использовать, в качестве примера для изучения, полотна мастеров, выполненных в реалистической манере.
К числу таких художников можно отнести Константина Алексеевича Коровина, предопределившего расцвет натюрмортного жанра русской живописи начала 20 ст. Ему свойственно умение извлекать из палитры тонкие сочетания цветовых оттенков, которыми он мастерски передает сложные состояния освещения, создает прозрачную световоздушную среду в изображении. При этом показываемые им предметы не утрачивают своей материальной конкретности: рисунка, контура, объема. Xудожник сумел соединить цвет с живой реалистической формой, сделал его главным средством в изображении материального мира.
Другая не менее важная черта искусства Коровина- его стремление к картинному видению. Натюрмортам этого мастера присуща строгость и продуманность композиции. Компоновка отобранных им предметов, проста и естественна, но она никогда не бывает статичной, всегда служит динамическому развертыванию цвета на полотне. В его натюрмортах имеется центр композиции, через который мы воспринимаем все богатство живописной среды [2, с. 17].
В своих работах К. А. Коровин решает все задачи, которые ставятся перед студентами при выполнении ими живописных работ: правильный выбор композиции, лепка формы цветом, передача материальности предметов, показ пространства и плановости.

Все перечисленное мы можем увидеть, рассмотрев полотно Коровина «Сирень» (1915). Xудож-ник не стремится выписать каждую деталь картины, он очень точно улавливает нюансы цвета. Так, отдельные веточки свежесрезанной сирени светятся в полумраке комнаты, а другие выглядят на фоне оконного проема темным силуэтом. Так же, и листья сирени выглядят яркими и свежими в отличие от выгоревшей на солнце зелени за окном. Благодаря тонкой разработке синих, желтых, сиреневых оттенков появляется впечатление осязаемости предметов -пушистой массы букета, свежести лимонов, хрупкости стекла и фарфора [1, с. 12].
Еще один художник, работы которого стоит отметить, это Игорь Эммануилович Грабарь. В своих натюрмортах он развивает идею материальности предметного мира. К числу таких работ принадлежат «Xризантемы» (1905) и «Неприбранный стол» (1907), где художник сумел соединить свое понимание выразительности цвета с задачей разработки фактуры различных материалов в рамках единого колористического решения [2, с. 18].
Нередко композиции художника, помимо предметных групп, включали элементы пейзажа и интерьера. При этом, что немаловажно, в работах Грабаря не нарушается целостность композиции.

Такое сочетание мы можем увидеть в его картине «Xризантемы». Здесь внутренняя объединен-ность всех предметов, создающая единое настроение, единое эмоциональное состояние в картине, решена с блестящим мастерством. В центре накрытого стола- букеты пушистых желтых цветов. В прозрачных сумерках хризантемы кажутся излучающими своеобразное свечение. Отблески этого света лежат на скатерти и хрустале. Синий цвет вазы, по контрасту, сообщает этому желтому свечению особую остроту. Сложная, построенная на контрастах и все же единая цветовая симфония придает чисто бытовому, даже банальному мотиву приподнятое звучание, окрашивая его в романтические тона.

В натюрморте И. Грабаря «Неприбранный стол» нашли отражение основные законы построения реалистической композиции. Естественный подбор предметов придает этому произведению живописи живость и непосредственность. Прозрачные тени ложатся на голубую скатерть, голубоватые рефлексы на тарелках, блики на стенках стаканов, рюмок,
ваз с фруктами- все делает изображение свежим и живым [1, с. 15]. Все подчинено единому замыслу.

Не каждая группа предметов может быть запечатлена на холсте. При составлении натюрморта надо думать о том, чтобы предметы не только группировались по смысловому признаку, но и составляли интересную в художественном отношении группу, ритмично организованную, хорошо подобранную по цвету и форме, отличающуюся композиционной завершенностью. Будущий педагог-художник должен уметь ставить натюрморт с учетом правильности композиции, с целью специального анализа цвета, формы, материальности предмета. А у кого, как не у выдающихся мастеров живописи учиться этому?
Изучая работы таких художников, как К. Коровин и И. Грабарь, студенты младших курсов учатся работать с формой предметов, с передачей их материальности, а также учатся анализировать и передавать цветовые состояния натюрмортов. Студенты старших курсов могут изучать технические приемы масляной живописи.

Что касается других направлений в живописи натюрморта, которые были перечислены ранее, то они больше подходят для решения уже не учебных задач, а творческих.
Так работы А. Я. Головина и Н. Н. Сапунова, отличаются ярко выраженной декоративностью, цветностью, даже фантастичностью. Что наиболее характерно для прикладных ремесел.
Натюрморты К. С. Петрова-Водкина имеют, как правило, значительное идейное содержание, отличаются своеобразием цветового и перспективного построения. Предметы написаны в них не с одной точки зрения, как обычно, а с нескольких. Одна из его работ- «Селедка». Картина на первый взгляд очень простая и по сюжету, и по композиции, и по цвету. Но в этом натюрморте наметилась главная линия творчества художника: правдиво, без прикрас, рассказать о событиях современной тому времени жизни суровым языком правды [3, с. 28]. Здесь мы видим уже не просто композицию из предметов, которая нас впечатляет мастерством исполнения, а композицию с глубоким философским смыслом.

Когда художник находится в творческом поиске, его уже не удовлетворяет внешняя сторона изображения, он стремится постичь и показать зрителю более емкое содержание темы.
Творчество должно базироваться на реалистическом рисунке и живописи. Основу грамотного реалистического рисунка и живописи наиболее целесообразно изучать, работая над постановочными натюрмортами, поскольку его роль в обучении учащихся определяется доступностью и наглядностью.

На практических занятиях по рисунку (или живописи) перед студентами ставятся те или иные образовательно-художественные задачи. Среди них- построить композицию с учетом всех правил, передать объем предметов, их материальность, показать пространственную глубину и плановость и т. д. Все эти задачи не так легко решить студенту, у которого еще совсем мало профессионального опыта. Поэтому преподаватель на занятиях может использовать такой прием в обучении, как демонстрация работ признанных мастеров живописи. Например, полотна К. Коровина или И. Грабаря. В них гармонично сочетаются выполненные художниками живописные задачи, такие как передача воздушно-цветовой перспективы, материальности, лепка формы предметов, и графические- построение натюрморта с соблюдением композиции, пропорций и перспективного построения. Натюрморты написаны выразительно и высоко профессионально, к чему и должны стремиться студенты, работая над своими произведениями.
Изучив основы изобразительной грамоты, можно забыть о норме, и позволить себе увлечься творчеством.


 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы