Главная Публикации "Эстетическое образование: проблемы и перспективы" - 2007 (г. Брест) ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОСОБЕННОСТИ СОЧЕТАНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ И НОВАТОРСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЛАСТИ АКРИЛОВОЙ ЖИВОПИСИ

Отрошко Виктор Михайлович
Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина

ОСОБЕННОСТИ СОЧЕТАНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ И НОВАТОРСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЛАСТИ АКРИЛОВОЙ ЖИВОПИСИ

На протяжении многих веков искусство живописи продолжало развиваться и совершенствоваться. Известно, какое большое значение придавалось во все времена овладению техникой и технологией работы живописными материалами в русской и западноевропейской художественных академиях, художественных вузах, а также художниками -профессионалами.
Новое поколение художников, перенимая все от отцов и мастеров кисти, оставляло лучшее, отбрасывало неудачное, добавляло что - то новое, свое.

Как отмечал великий русский педагог-художник П. П. Чистаков: «Техника - это язык художника; развивайте ее неустанно, до виртуозности. Без нее вы никогда не сумеете рассказать людям свои мечтания, свои переживания, увиденную вами красоту».
Овладение профессиональными приемами в живописи, знание технологии работы с живописными материалами и различных техник и способов живописи, умение применять эти знания необходимы для художника-педагога.

Колористические качества произведения живописи находятся в большой зависимости от того, насколько профессионально художник использовал возможности материалов.
В понятие «техника живописи» входит совокупность навыков, способов и приемов, употребляемых при исполнении художественного произведения.

В живописной технике, пожалуй, наибольшую роль играет работа кистью в нанесении красок на полотно, умелая передача формы и цвета изображаемых предметов, достижение определенной фактуры цветовой поверхности, что во многом зависит от темперамента художника, его опыта, от той уверенности, с которой он наносит верно взятый цвет на изобразительную плоскость.
Отводя большую роль технической стороне живописи нужно сказать, что художественное мастерство слагается как из технического исполнения этюда или картины, так и из их содержания. Техническое мастерство направлено на выявление художественного замысла, стремление к единству формы и содержания. Легкость письма, которую можно наблюдать в произведениях мастеров, достигнуто большой практикой работы с красками. Она строится на пристальном изучении натуры и способов ее изображения.

Начинающие художники, как правило, испытывают на себе влияние живописных приемов, свойственных выдающимся мастерам. Интерес к творчеству мастеров строится на увлечении внешней стороны живописи, конечным результатом ее, без глубокого изучения методов работы и всего творческого пути художника. Манерность, простое подражание лишь отвлекает от образной передачи натуры, отдаляя вместе с тем от нахождения собственного языка в искусстве.

В период обучения живописи часть студентов специализации «Изобразительное искусство и черчение, народные художественные ремесла» проявляет склонность к одному материалу, а другая часть - к другому, тем самым добиваясь успехов в выбранной технике. Зачастую в учебных работах наблюдаются случайно и неумело положенные на поверхность полотна мазки или вялое, невыразительное письмо. Иногда это вызвано плохим состоянием кистей, палитры и грунта, что затрудняет работу, не позволяя результативно изучить и применить тот или иной прием.

Мастерство в живописи, кроме владения красочными материалами, зависит от умения художественно видеть. Xудожественное видение формируется у начинающих в неразрывной связи с процессом овладения ими профессиональными средствами живописи. Это и знание материалов и целого ряда технических приемов при использовании тех или иных красок. На занятиях по живописи мы работаем с красочными материалами: масляными, акриловыми красками, акварелью, гуашью и т. д. Масляные и акриловые краски практически изменяют цветовую интенсивность по мере высыхании, это нельзя сказать об акварели и тем более о гуаши или темпере - высыхая они светлеют. В любом случае, перед тем как приступить к исполнению живописи, необходимо потренироваться в работе красками, изучить их характеристику.

Обладая множеством преимуществ масляных и акварельных красок, а также рядом собственных достоинств, акриловые краски универсальны и удобны в обращении. Они основаны на пластичной синтетической смоле и могут давать как самые изысканные заливки и лессировки, так и плотную фактуру живописи. Популярность акрила неуклонно росла со временем его появления на рынке около пятидесяти лет назад. Происходило это главным образом благодаря ряду его серьезных преимуществ перед традиционными материалами.
Акриловые краски быстро сохнут, обладают хорошей кроющей способностью и великолепной яркостью цвета - они не выгорают на солнце (как акварель) и не тускнеют со временем (как масло), после высыхания принимают форму упругого практически стойкого покрытия. Акрилом можно писать на бумаге, картоне, холсте, дереве, масоните. Кроме того, его можно наносить на стекло, металл или ткань, очищенные от пыли, масла и жира.

Акриловая краска может служить основой для работы в других видах техники. Можно комбинировать акриловые и масленые краски, сделав подмалевок или фактурную подготовку быстровысыхающим акрилом, а затем писать маслом. Комбинирование акриловых и масленых красок - хороший способ работы на открытом воздухе, позволяющий закончить этюд маслом в мастерской. Этот подход близок манере письма старых фламандских мастеров, создавших основу произведений яичной темперой, потом после этого слоя писавших лессировками маслом.
Помимо быстрого высыхания и водостойкости акрил обладает хорошей адгезией. Это качество позволяет успешно использовать в наружной росписи: краски не подвержены влиянию погодных условий и хорошо ложатся на большинство поверхностей. Акриловые краски прекрасно подходят для коллажа, так как могут использоваться как клей для бумаги или ткани. Фактурные акриловые пасты (гели) и моделирующие средства обладают сильными адгезивными свойствами и могут использоваться для создания рельефных поверхностей. Жидкие акриловые краски могут быть использованы в целом ряде ремесленных работ. Они прекрасно подходят для декорирования дерева и кожи. На стекле можно получить эффект витража.

Один из действенных способ работы с акриловыми красками - постоянное экспериментирование, исследование новых техник и материалов. Следуя сложившимся, профессиональным стандартным подходам - нужно одновременно учится рисовать вдохновенно, подчиняясь стихийным порывам. Иногда бывает сложно объяснить, как именно работать кистью - это сочетание техники, эксперимента и вдохновения. По мере того, как осваиваешь технику, начинаешь себя чувствовать в ней легко, естественно и свободно, техника отходит на второй план, а на первый выдвигается свой взгляд на мир, индивидуальность. Техника становится средством просто высказываться. Пока концентрируешься на чисто технических проблемах, работы неизбежно остаются ученическими и подражательными. А по мере «обживания» нового стиля начинаешь говорить «своим голосом». Становится важен не способ изображения, а то, есть ли художнику что сказать. Если у человека есть внутренняя потребность высказываться, он неизбежно скажет то, что другие не говорили. Экспериментирование - это лучший способ для художника. Возможности эксперимента безграничны.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы