Михайлова Надежда Ивановна
Брестский городской центр внешкольной работы

СОЗДАНИЕ ЭСКИЗА МОДЕЛИ - КАК ТВОРЧЕСКОЕ САМОВЫРАЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

На пороге третьего тысячелетия подведение итогов, осмысление прошлых и настоящих, прогнозы на будущее приобретают наибольшую значимость и актуальность. Бурный рост средств массовой коммуникации и компьютерных технологий в последние десятилетия оказывают влияние на все сферы человеческой деятельности. Феномен перемен в 20 столетии отражён А. Аппадураем в концепции «глобального эт-ноландшафта», в котором человеческие существа быстро и легко перемещаются из одной части земного шара в другую. Доступность интернациональных средств массовой информации в форме кино, телевидения, печатных публикаций также влияют на множество людей в тех этнических сообществах, которые никогда не выезжают за пределы региональных и национальных границ. Возникает процесс» коммуникации культур», в котором существенную роль играет мода, а чтобы создать модную одежду её нужно сначала представить, а потом нарисовать эскиз. Эскиз модели - это своеобразное отображение действительности через призму моды. Ещё в начале века антрополог Э. Кроули заметил, что в связи с увеличившейся возможностью путешествий и сообщений наметилась интересная тенденция к космополитичной одежде, европейской по форме. К концу века эта тенденция получила свое активное развитие. Процессы глобализации в обществе нашли прямое отражение в моде. Сегодня она интернациональна и демократична. Но, несмотря на это, она подсознательно национальна в каждой отдельно взятой стране. Международные проявления моды воспринимаются и трактуются сквозь призму предшествующей культуры и духовного наследия. Здесь также свою роль играют политика и экономика страны, особенности климата, облика людей и многое другое. Уже сегодня социологи отмечают проявление фундаментализма в обществе, то есть защиту и верность некой одной традиции, как естественную реакцию на процессы глобализации. Это происходит и в области моды. Она всё чаще обращается к историческим и этническим мотивам. Но мы не можем замыкать в скорлупе национальной культуры и самосознания, чтобы развиваться мы должны ассимилировать опыт развития культуры всего человечества.

Ничто так не вдохновляет фантазию, как далёкие горизонты. Это видно в тенденциях последних показов различных кутюрье. Жаркая Африка, многоцветие роскошного Марокко, вышивки, кожа рептилий - это один полюс, а на другом - Дальний Восток - прохладные шёлковые кимоно, благородная простота, вышивки с мотивами цветущей сакуры, драконов, мандариновых деревьев, удивительных птиц.

Сказочные птицы - подразумеваются пёстрые абстрактные геометрические, цветочные рисунки, бесчисленные воланы, переходящие в шлейф, рваные подолы струящихся платьев и юбок, не говоря уже о головных уборах украшенных голубыми, жёлтыми, сиреневыми птичьими перьями. Настоящая перомания - перья торчат отовсюду - на дамской обуви, платьях и даже на белье.
Ещё одно решение «от кутюр» - своеобразный минимализм, первобытный подход к одежде: самое необходимое «чтобы не быть голой», чтобы было тепло и не сковывало движений, как образы на работах Сандро Боттичелли. Это платья-туники, подпоясанные узкими кожаными ремешками. Любимый цвет - цвет льна-сырца - символ новой простоты, ненавязчивости, естественности и чувственности. Новая женственность позаимствовала классические приёмы Древней Греции.

В английских коллекциях прет-а-парте много сюрпризов, смелые сочетания набивных рисунков, возникающие темы панк-рока, офицерские шинели под видом вечерних платьев.
Образ, придуманный дизайнерами весьма условен. Но примечательно, что ещё недавно доминировавший тип агрессивной женственности, смелой амазонки, неукротимой супер-леди уступил место поэтичной девушке. Задумчивый взгляд, бледная кожа, минимум грима, распущенные русалочьи волосы. Теперь в моде - неприметная скромность.
Мода - это не только новые фасоны и силуэты, это ещё и театр, где каждый показ становится спектаклем. Всю эту информацию дети впитывают на уровне подсознания, просматривая кинофильмы и модные журналы, пользуясь Интернетом, и, даже, общаясь друг с другом. Задача руководителя определять эстетические ориентиры в мире моды, соответствующие возрасту обучаемых детей.

Целью обучения является развитие пространственного и творческого мышления учащихся при работе над эскизом. Задачей - научить детей созданию своих моделей и индивидуальных образов, научить материализовать свои мысли на бумаге. Наряду с этим развивается пропорциональное восприятие человеческой фигуры, воспитывается эстетический вкус и оригинальное отношение к моде. Руководитель рассказывает о пропорциях человеческого тела, какую часть занимает голова, где проходит линия груди, талии, бёдер, колен. Даёт информацию об архитектонике построения модели. Раздаёт методические пособия - это образцы возможной архитектоники современной модели и вырезанную фигурку, выполненную в пропорциях человеческого тела. Это делается для того, чтобы дети концентрировали своё внимание не на то, чтобы нарисовать человеческую фигуру, многие это не умеют, а на создание и рисунок самой модели, которую придумали. В результате творческой работы с информацией каждый из кружковцев выбирает для себя определённое стилевое решение, в котором хочет создать свой эскиз или серию эскизов. Для «материализации» своих мыслей на бумаге помогает фигурка, обрисовывая которую ребёнок на подсознательном уровне усваивает человеческие пропорции. «Одевая» придуманную модель на бумаге, определяет длину, ширину, силуэт и конструкторское решение модели. Это в последующем помогает ему ориентироваться в дальнейшем в воплощении своих идей в материале. На этапе эскизного решения модели преподаватель может оценить общий уровень развития кружковца, суметь помочь ему более полно выразиться как самостоятельной творческой личности, помочь в творческом и профессиональном росте. Ребёнок приобретает уверенность в конечном результате работы, своеобразную «творческую смелость». Он рисует не просто брюки, юбки, платья, блузки, он рисует выбранный образ и стиль, отображая через это своё отношение к действительности. Тем самым работа над эскизами модели может стать индивидуальной воспитательной работой над эстетическим восприятием окружающей среды и моды. По окончании работы над эскизами руководитель с каждым кружковцем индивидуально анализирует нарисованные им модели. Вместе с ним выбирает понравившуюся модель и обсуждает её конструкторское решение для последующего выполнения в материал.




 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы