Марчук Марина Владимировна
Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина

ЗНАЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ЯЗЫКА В СОЗДАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА

Проблемы творческого развития личности, формирования образного мышления и эмоционально-чувственного восприятия имеют определяющее значение в жизни общества, как неотъемлемый фактор развития культуры. Одним из важнейших аспектов этой проблемы является понимание и изучение выразительных возможностей изобразительного языка как основы художественно-композиционной грамоты. В отличие от традиционных, изобразительных видов искусства, декоративно-прикладное искусство и дизайн, как специфические виды творческой деятельности, наиболее наглядно выявляют проблему изобразительности, как сознательный и строгий отбор выразительных средств, Прикладное искусство отличается от изобразительного прежде всего двойственностью функции. Оно имеет не только идейно-художественный смысл, но прежде всего утилитарное значение. Именно этот фактор определяет способ создания художественного образа в ДПИ. Как указывает в своей работе М. Коган «форма вытекает прежде всего из назначения, из характера материала, из технологии обработки.» [1]. Этот фундаментальный принцип сформулированный ещё Витрувием как «прочность, польза, красота», подразумевает неразрывное единство этих факторов, которые всегда работают только вместе. В любом виде художественного творчества значение материала и технологии крайне велико. Физические и эстетические свойства материала всегда направляют творческий процесс. Однако в области прикладного искусства роль данных факторов особенно значительна.

Уходя от изобразительности функциональное искусство выстраивает художественный образ архи-тектонично, т. е. неизобразительно с помощью элементов самой формы: выразительностью тектонических соотношений, пропорций, пластического ритма форм и т. д. Может ли существовать изобразительный образ, не основанный на изображении конкретного? В музыке и хореографии этот вопрос не возникает. В области изобразительной деятельности он до сих пор вызывает неоднозначную реакцию.

Понятие образа является ключевым в искусстве. Это и основное средство координирующее композиционное построение, и фундаментальное понятие искусствоведения, и ключевая категория сознания, со-знания, т. е. знания чего-то высшего, идеального. Xудожественный образ как представление, образец, рождается на основе эмоционального переживания реальных событий нашей жизни. Разбушевавшееся море будет по-разному эмоционально воздействовать на того, кто смотрит на него с берега, и на того, кто оказался среди волн. «Все видимые свойства предметов обладают способностью эмоционально воздействовать на людей, потому что каждое живое существо обладает практической заинтересованность в окружающей его материальной среде» [1]. Практические потребности жизни не позволяют человеку относится к природе равнодушно. Здесь и формируется опосредованный, основанный на ассоциативном и эмоциональном восприятии язык воспоминаний и представлений. Мы говорим «тёплый цвет», «холодный цвет», «цвет осени», «цвет весны», «вялая линия», «сухая форма» и т. д. Формы, очертания, пропорции предметов связаны с изначальными, архетипичными представлениями о покое и движении, об устойчивости и неустойчивости, о лёгкости и тяжести, о механическом положении в пространстве. Эти представления поднимаясь до символических обобщений превращают простые предметы и явления в подсознательный, фундаментальный опыт человечества. Например квадрат вырастает из рациональной, устойчивой, основательной геометрической фигуры до мифологического символа- земли, материального мира, тверди, человека; а круг - солнца, небесного свода, нематериального, духовного. Отсюда понятно, что неслучайно на русской иконе лик Спаса помещен в круге, вписанном в квадрат.

Отражение жизни в художественном произведении никогда не бывает простым копированием, бесстрастной фиксацией фактов. Стремясь к обобщениям для выражения глубоких переживаний, отражения существенных сторон действительности, художник не может обойтись без известной абстрагирующей работы мышления. Работая над составлением учебных программ и над выполнением учебных заданий необходимо помнить, что наряду с наблюдением, активным созерцанием действительности, важнейшей стороной работы с натуры является изучение собственных, формальных свойств объекта и средств выразительности, которые имеются в распоряжении художника. По словам С. X. Раппопорта именно «.обобщение помогает человеку углубиться в сущность явления. Без этого нельзя выразить жизненный опыт» [2].

Принимая обобщение как художественную и технологическую необходимость, прикладное искусство определяет и понятие красоты как способ действий органически вытекающий из совершенного мастерства. «Мастерство»- пишет М. Коган, - есть высокая степень владения данной формой труда» [1]. Мастерски совершенное действие и чувство материала невольно обнаруживают эстетические качества. Не забывая, что вторым элементом этой классической триады формообразования является функция, М. Коган также указывает, что «красота неразрывно связанна с целесообразностью» [1]. До тех пор, пока форма предмета не передаёт информацию о содержании, назначении и устройстве предмета, его форма будет эстетически бездейственной. Человек просто не воспринимает незнакомые ему объекты. Красивый сосуд всегда выявляет своим обликом и характер своего назначения, и особенности своей конструкции, и природу своего материала. Однако стремление к выразительности всё чаще и неуклонно приводит художника к отступлению от правдоподобного изображения, к условности, т. е. к символическому значению смысла предмета закреплённого словом. Условность может стать настолько органичной для зрителя, что он перестаёт её замечать, она становится частью культуры.

Эти положения имеют характер универсальных формул, знание которых обуславливает уровень нашего понимания произведений искусства и окружающей жизни в целом. Иначе говоря именно эти правила во многом определяют уровень культуры и образованности современного человека. И именно эти положения должны быть основным критерием профессиональной подготовки художника-педагога, ясно представляющего искусство в его способности раскрывать, воплощать и передавать людям достоверный социальный опыт.

Литература

  1. Коган, М. О прикладном искусстве М. О. Коган. - Л.: «Художник РСФСР», 1961.
  2. Раппопорт, С. Х. Неизобразительные формы в декоративном искусстве  С. Х. Раппопорт. - М.: Советский художник, 1968г.




 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы

Выпрямление без покраски выпрямляем вмятины на авто без покраски.