Лукьянова Елена Петровна
Витебский государственный университет им. П. М. Машерова

АРТ-КОММУНИКАЦИЯ ВЗРОСЛОГО С РЕБЕНКОМ

Термин «Арт-терапия» (буквально: терапия искусством) - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном, и творческой деятельности. Данный метод психотерапии стал использоваться в нашей стране сравнительно недавно. В практике арттерапия не всегда связана с лечением в строго медицинском смысле слова, хотя лечебные задачи, несомненно, ей свойственны.
По мнению А. И. Копытина быстро растущий в нашей стране интерес к разнообразным направлениям терапии творчеством, в том числе и арт-терапии, вряд ли можно всецело объяснить «экзотичностью» этих направлений или «информационным голодом». Представляется, что наиболее значимыми факторами интереса являются ориентация арт-терапии на присущий каждому человеку внутренний потенциал здоровья и силы, её акцент на естественном проявлении мыслей, чувств и настроений в творчестве, принятие человека таким, каков он есть, вместе со свойственными ему способами самоисцеления и гармонизации. Кроме того, арт-терапия не навязывает человеку «внешних», «механических» средств лечения или разрешения его проблем [1].

В определенной мере арт-терапия выступает в качестве реального противовеса «технократическим» средствам врачевания, образования и решения социальных противоречий. Интерес к арт-терапев-тическим методам отображает потребность человека в более естественных, комплексных способах гармонизации, в которых равную роль играют разум и чувства, тело и дух, мужские и женские качества, способность к интроспекции и активному действию.

Арт-терапия является средством свободного самовыражения и самопознания. Она имеет «ин-сайт-ориентированный» характер; предполагает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутреннему миру человека. Это ли не то, в чем особенно нуждается формирующаяся личность ребенка. Методы арт-терапии привлекательны, как мощное средство сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов, в общении по поводу слишком сложного и деликатного предмета. Это ли не самое важное в построении взрослым взаимодействия с ребенком.
Арт-терапия - это работа клиента с изобразительными материалами в арт-терапевтическом процессе, который протекает в присутствии соответствующим образом подготовленного специалиста, способного выступать в качестве посредника в «диалоге» клиента со своей изобразительной продукцией.

В любом деле важны специалисты. Но внимание к детскому творчеству всегда существовало со стороны взрослых. Среди них специалистов немного. В большинстве своем это заинтересованные родители и неравнодушные педагоги. Так появилась идея арт-коммуникации.
Арт-коммуникация взрослого с ребенком должна стать живым диалогом двух личностей опосредованного продуктом изобразительной деятельности, и в котором проявляется всё многообразие их человеческих качеств. Ребенок и взрослый являются основными элементами данной системы, взаимодействующими друг с другом как напрямую, так и посредством изобразительных материалов и обладающими личными границами, степень открытости которых может быть разной.
Главная задача арт-коммуникации - предоставить ребенку внимание значимого взрослого к его внутреннему миру и возможность утверждения своего индивидуально-неповторимого способа бытия-в-мире.

В наше время идеализации высокого образовательного уровня, в погоне за выполнением и перевыполнением программы, взрослые склонны, в общении с ребенком, обращаться к его познавательному потенциалу порой забывая о личностном. На занятиях изобразительной деятельности учим, учим и можем отучить выражать себя, чувствовать красоту, взамен уметь анализировать точность повторения за педагогом. Родитель проверит, какова правильность линий круга, равность линий квадрата. Ребенку же необходима свобода самоактуализации.
Применительно к взрослым арт-коммуникация связана со следующими функциями [2]:
создание атмосферы высокой терпимости и безопасности, необходимой для свободного выражения ребенком содержания своего внутреннего мира - как в художественной работе, так и в иных формах экспрессивного поведения;
установление с ребенком эмоционального резонанса (раппорта), необходимого для взаимного обмена чувствами, образами и идеями, иными словами для «диалога» с ребенком, осуществляемого как напрямую - с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации, - так и опосредованно изобразительными материалами и продукцией;
использование взрослым различных интервенций, призванных оказать ребенку эмоциональную поддержку, фасилитировать выражение им своих чувств и мыслей и помочь ему в осознании содержания изобразительной продукции и её связи с особенностями его личности, проблемами и системой отношений.

Простое манипулирование с материалами и создание «нечленораздельной изобразительной формы» способствует удержанию энергии аффектов и создают предпосылки для постепенной трансформации «сырого» психического материала в более высоко организованные формы психической деятельности.
Xудожественные образы способны «аккумулировать» и «удерживать» в себе чувства, постепенно делая их более доступными для интерпретации и осознания (В. Оклендер [3]). Таким образом развиваются навыки психической саморегуляции, за счет достижения контроля над материалами изобразительной деятельности.

Выражение чувств, потребностей, мыслей человека посредством его работы с различными изобразительными материалами и создания образов называют художественной экспрессией. В арт-терапии для этого создают условия, используют различные методы, позволяющие обходить «цензуру сознания». Экспрессивное поведение ребенка изначально включает следующие основные этапы (А. И. Копытин [2]):
этап подготовки и соответствующей «настройки» на изобразительную деятельность;
этап непосредственного и наиболее примитивного отреагирования чувств и потребностей в экспрессивном поведении с минимальным осознанием ребенком психологического содержания изобразительной продукцией (этап «выплескивания чувств»);
этап постепенной трансформации хаотичной и малосодержательной художественной экспрессии в более сложную изобразительную продукцию с постепенным осознанием ребенком ее психологического содержания.

Наблюдая за рисующим ребенком, взрослых часто удивляет: вначале получается просто «каляка-маляка», потом он начинает в ней что-то видеть и дорисовывает детали. Если ребенок не рассчитывает на понимание, то рисунок толстым слоем покрывает ночь, пряча от глаз происходящее.

Чтобы помочь ребенку приобрести доверие к миру, а взрослому помочь наладить продуктивное взаимодействие, давайте обратимся к инструкции по технике обсуждения изобразительного материала Я. Боверс (Bowers J., 1992 [4]):
дайте ребенку рассказать о своей работе так, как он этого хочет. Взрослые, задавая ребенку, вопрос и давая собственные оценки, показывают ему, какая информация представляет для них интерес, а какая нет, поэтому ребенок предпочитает впредь сообщать лишь ту информацию, которая вызывает у взрослого наибольший интерес. Подобная «фильтрация» начинает действовать уже в ходе третьей-четвертой беседы, тем самым лишая общение проблемно-ориентированного характера, и превращая его в пародию;
попросите ребенка прокомментировать те или иные части рисунка, пояснить их значение, описать определенные формы, предметы или персонажи;
попросите ребенка описать работу от первого лица и, возможно, сделать это для каждого из элементов изображения. Ребенок может построить диалоги между отдельными частями работы, независимо от того являются ли эти части персонажами, геометрическими формами или объектами. Следует принять во внимание, что необходимо различать «эго» и «объект»-ори-ентированные вопросы; формулировать их в широком континууме от «объект»-ориентиро-ванных до «эго»- ориентированных. Например, «Чем занят медвежонок? , А что делаешь ты, когда боишься? , Как можно помочь медвежонку?»;
если ребенок не знает, что означает та или иная часть изображения, взрослый может дать свое объяснение, однако следует спросить ребенка, насколько это объяснение представляется ему верным;

побуждайте ребенка фокусировать внимание на цветах. О чем они говорят ему? Даже если он не знает, что цвет означает, фокусируясь на цвете, он может что-то осознать. Следует учесть, однако, что цвета могут использоваться в разное время по-разному: в одних случаях они отражают свойства объектов, а в других - отношение автора к этим объектам;
старайтесь фиксировать особенности интонации, положение тела, выражение лица, ритм дыхания ребенка. Используйте эти наблюдения при беседе с ребенком. Если заметили, что ребенок использует сильное напряжение, переключите его на другую тему;
обратите внимание на отсутствующие части изображения и пустые пространства на рисунке. Попросите ребенка объяснить их значение;
иногда следует принять изображение буквально, иногда следует искать нечто противоположное изображенному, в особенности, если есть основание для такого предположения;
попросите ребенка рассказать о том, что он чувствовал в процессе создания работы, до её начала, а так же после её завершения;
предоставьте ребенку возможность работать в удобном для него темпе и с сознанием того, что он будет изображать нечто, что может изобразить, и отражать те состояния, к исследованию которых готов;

стремитесь выделять в работах ребенка наиболее устойчивые темы и образы.
Как показывает практика, арт-коммуникация в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию. Проведение совместного рисования родителей с детьми формирует навыки сотворчества, позволяет ощутить особую радость от совместного созидания.
Совместное рисование родителей и детей является эффективной «узкой» зоной взаимодействия во время тренинга, может проводиться в разных вариантах:
предложить нарисовать рисунок на определенную тему;
дается задание выполнить рисунок одной ручкой (карандашом или фломастером), но при этом нельзя договариваться или вообще говорить друг с другом;
у одного из участников (по очереди) завязаны глаза, и он не знает, что нужно нарисовать, а второй его рукой рисует;
один из участников (по очереди) должен объяснить, что, где и как нужно рисовать по деталям, не называя предмет или сюжет, а второй участник нарисовать;
- участнику с завязанными глазами нужно дорисовать недостающую на рисунке деталь, второй участник вербально координирует его действия. После того как все закончили, каждая пара представляет свое произведение, ведущий предлагает ребенку рассказать, как был нарисован этот рисунок, кто был инициатором воплощения идей, как происходила прорисовка тех или иных деталей. При этом возможны разные варианты. Часто ребенок приписывает себе авторство.
Психологи-наблюдатели могут отмечать характерный тип и особенности взаимодействия на различных этапах рисования: сотрудничество, подавление одним из участников, игнорирование потребностей партнера, соперничество (конкуренция), согласие, ориентация на интересы партнера и т. д.

Xорошо, когда есть возможность обсудить впечатления от проведенного занятия с родителями сразу после того, как оно закончилось. Предметом обсуждения могут быть использованные формы взаимодействия родителей с ребенком, возникшие отношения между детьми и родителями, родители также говорят о неожиданных для них проявлениях ребенка в группе, часто после этого занятия появляются новые темы для размышления и обсуждения.
Применение арт-терапевтических методов в коррекционной работе позволяет получить следующие позитивные результаты:

обеспечивает эффективное эмоциональное от-реагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы;
облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение детей (клиентов);
дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арт-терапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит;
создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Эти условия обеспечиваются за счет того, что изобразительная деятельность требует планирование и регуляции деятельности на пути достижения целей;
оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком (клиентом) своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций;
- существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком (клиентом). Арт-коммуникация полностью соответствует все возрастающей потребности современного ребенка в мягком, экологическом подходе к его проблемам. Арт-коммуникация поможет взрослым, занятым поискам новых способов взаимодействия с детьми, педагогам, которые понимают, что чувства ребенка играют важную роль в его обучении,
родителям, которые хотят найти путь стать ближе своим детям.

Об эффективности арт-терапии можно судить на основании положительных отзывов клиентов, активизации участия в занятиях, усиление интереса к результатам собственного творчества, увеличение времени и самостоятельных занятий. Многочисленные данные показывают, что клиенты открывают в себе творческие возможности и после прекращения арт-терапии продолжают самостоятельно увлеченно заниматься разными видами творчества, навыки которых они приобрели в процессе занятий.

Литература

  1. Практикум по арт-терапии под ред. А. И. Копытина. - СПб.: Питер, 2000.
  2. Копытин, А. И. Системная арт-терапия А. И. Копытин. - СПб.: Питер, 2001.
  3. Оклендер, В. Окна в мир ребенка: руководство по детской психотерапии  В. Оклендер, перев. с англ. - М.: Независимая фирма «Класс», 2000.
  4. Bowers, J. J. Therapy through Art: Facilitating Treatment of Sexual Abuse  J. J. Bowers  Journal of Psychosocial Nursing. - Vol. 30. - 1992. - №6. - P. 15-24.




 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы