Главная Публикации "Эстетическое образование: проблемы и перспективы" - 2007 (г. Брест) ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВНЕДРЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Кожало Елена Сергеевна
Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина

ВНЕДРЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Экономическое и социально-культурное развитие общества, ориентирует художественное образование на запросы потребителей. Обществу требуется специалист, владеющий как ручными видами изобразительного искусства, так и современными компьютерными технологиями. Главным механизмом решения этого вопроса является внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс.

Современные технологии захватили такую, казалось бы, «гуманитарную» область, как художественное творчество. Сегодня не нужно убеждать дизайнера в необходимости компьютерной грамотности - выполнять работу на компьютере куда удобней. Это позволяет за короткий срок перепробовать огромное количество различных комбинаций, ускорить процесс поиска оптимального расположения элементов композиции, добиться необычных эффектов, «поиграть» с цветом и, наконец, просто на порядок повысить производительность.
Ни для кого не секрет, что компьютерная графика является одной из быстроразвивающихся отраслей на рынке информационных технологий. Это явилось следствием востребованности и высокоопла-чиваемости специалистов.

В республике Беларусь существуют вузы, которые занимаются подготовкой соответствующих специалистов - дизайнеров. Они выпускают художников, владеющих, как теоретическими знаниями, так и практическими ручными и компьютерными навыками работы.
В Брестском государственном университете им. А. С. Пушкина вопрос освоения компьютерных технологий на специальности «Педагог-художник» остается открытым.
Если несколько лет назад сложность внедрения компьютерных технологий связывалась с недостаточной подготовкой преподавателей, а так же с отсутствием необходимой методической и технической базы, то сегодня педагогами разрабатываются методические программы по изучению наиболее распространенных графических редакторов. Сейчас существует достаточно хорошее и относительно недорогое оборудование, позволяющее работать с художественными программами. Для современного выпускника вуза необходимо соответствовать требованиям, предъявляемым техническим прогрессом.
Известно, что многие выпускники находят себе работу в частных и государственных фирмах. Стандартный набор требуемых программ - это Corel Draw и Photoshop. Как освоить их будущему специалисту? Ответом на этот вопрос явится внедрение компьютерных технологий в процесс обучения студентов. Это позволит не только подготовить всесторонне развитую личность, но и повысить качество учебных проектных работ.

Существует множество программ распространенных среди дизайнеров. Они все делятся на два основных формата компьютерной графики: векторный и растровый. Растровая графика - формат представления изображения в компьютере в виде, множества точек (пикселов). К таким изображениям относятся, например сканированные иллюстрации и фотографии, причем цветные изображения состоят из точек различных цветов. [1. с. 23].
Векторная графика - способ кодирования изображения состоит в том, что рисунок «расчленяется» на простые геометрические фигуры (круг, квадрат, эллипс и т. д.), прямые, кривые линии, и каждый такой элемент хранится в памяти компьютера в виде математической формулы [1. с. 23]. В отличие от растровой графики масштабирование изображения не приводит к ухудшению качества. Изображение может быть преобразовано в любой размер, от логотипа на визитной карточке до рекламного щита на улице.

В современном образовательном процессе для обучения художников-дизайнеров можно использовать такие программы как: программы компьютерной графики для полиграфии; программы рисования; программы верстки; программы для деловой графики и презентации; программы двухмерного и трехмерного моделирования; анимационные программы; программы мультимедийной графики для web-дизайна. Освоить их можно только постепенно в процессе практической работы. В Витебском государственном университете им. П. М. Машерова на Xудожественно графическом факультете освоение начинается с одного из самых гибких и популярных графических пакетов Corel Draw. Графический редактор предоставляет студентам на выбор различные художественные средства: карандаш, перо, кисти, фактуры и текстуры, разнообразный спектр палитр. Способность рисовать объемными, колючими, пушистыми линиями, создавать целые гирлянды различных предметов и многое другое способствует расширению задумок и сюжетов. Универсальные возможности, предоставляемые компьютером, упрощают задачи компоновки предметов, подбор цвета, поиск формы и многое другое. [2]. Программа Corel Draw позволяет выполнить обширный фронт работы: текстовые страницы, рекламные документы, визитки, этикетки, вывески, афиши, открытки, пригласительные. Все это подразумевает совмещение текста с рисунком. Компьютерные пакеты незаменимы в этом случае. Они позволяют не только совмещать текст с рисунком, но и использовать разнообразные типы шрифтов, располагать текстовые строки по направляющим, формировать блоки текстов произвольной формы и многое другое. Данная программа может быть широко использована при создании и оформлении проекта.

После знакомства студентов с векторным редактором, необходимо обеспечить освоение ими растрового редактора Adobe Photoshop. Программа позволяет создавать композицию из уже готовых изображений, используя знакомую всем технику коллаж. Разница состоит в том, что работа ведется на компьютере. С использованием средств предоставляемых программой: цветокоррекция сканированных изображений, ретуширование фотографий, наложение спецэффектов и масок, трансформация изображения и его частей, работа с текстом и многое другое, можно добиться по-настоящему интересных и профессиональных работ. Adobe Photoshop, как и Corel Draw относятся к программам компьютерной графики для полиграфии, но из за широких возможностей предоставляемых программой, активно стало заявлять о своей самостоятельности цифровое искусство. Цифровая графика стала востребованной, многие художники стали пробовать себя в этом искусстве, а некоторые уже успели утвердиться в нем. Большое количество художников-иллюстраторов выбирают средством воплощения своих замыслов компьютер, с его универсальными возможностями. Появилось большое число сайтов и журналов, где художники, выбравшие цифровое направление могут продемонстрировать свои работы.

Рассмотрение возможностей программ Adobe Photoshop и Corel Draw позволяет сделать вывод, о том, что в условиях информатизации общества, является необходимым внедрение компьютерных технологий в процесс обучения студентов художественных специальностей.

Литература

  1. Яцюк, О. Г. Компьютерные технологии в дизайне. Эффективная реклама О. Г. Яцюк, Э. Т. Романычева. -СПб.: БХВ-Петербург, 2001.
  2. Кулененок, В. В. Особенности преподавания дисциплины «Основы проектной графики» по специальности «Дизайн» В. В. Кулененок, Е. С. Кожало Изобразительное искусство в системе образования: материалы междунар. науч.-практ. конф., г. Витебск, 7-8декабря 2006 г. под ред. В. П. Климовича. - Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2006.
 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы