Дубина Наталья Георгиевна
Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина

СУЩНОСТЬ И РОЛЬ КОЛОРИТА В ФОРМИРОВАНИИ КОЛОРИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА-ХУДОЖНИКА

Проблема колорита актуальна для всех жанров искусства, но, прежде всего, для живописи, поскольку он является одним из основных составляющих колористической культуры педагога-художника.
При изображении на плоскости художник строит свою цветовую систему, опираясь на знании определенных закономерностей действительности, а так же на внутренние закономерности построения картины. На плоскости существуют иные законы объединения цветов, чем в природе, иные способы достижения гармонизации. Колорит в живописи создается всеми цветовыми соотношениями в картине. Мы остановимся подробнее на понятии колорита во втором значении, т. е. на колорите в живописи.

Каждый художник в смысл понятия колорита вносит свое отношение в соответствии со своими представлениями о творчестве и задачах искусства. Например, в результате исследования путем опроса и анкетирования выяснилось, что, некоторые студенты художественно-графических факультетов не имеют четкого представления о понятии колорита в живописи. Многие считают, что колорит - это нюансировка цветового тона в пределах одного цветового пятна, и чем больше нюансировка этого пятна, тем богаче считается колорит.
Это односторонний, чисто технический подход к понятию колорита. Он не отражает всю сущность данного явления. Изучая историю формирования понятия колорит обращаясь к высказываниям художников, искусствоведов, теоретиков искусства, видно, что они заключают в себе самые различные точки зрения на содержание данного понятия.

Начиная с XVI в., на протяжении веков, среди художников шел спор о первичности формы или цвета, рисунка (линии) или колорита в живописи. Данные понятия рассматривались в отрыве одного от другого и решались идеалистически в поисках абсолюта. Xудожники эпохи Возрождения оценивали в основном рисунок как первооснову живописи. В XIX в. некоторые представители русской реалистической школы живописи придерживались линеарного подхода в живописи. П. П. Чистяков говорил: «Высокое искусство, как неотъемлемое достояние духа человеческого, проявляет себя в сущности в черте. Эффект, колорит - это все вспомогательные средства, ими нужно уметь пользоваться в меру» [3, с. 189].
Однако наряду с приведенным выше отношением к цвету как «вторичному» качеству живописи и лишь вспомогательному средству дополнения и украшения формы, история искусств дает нам многочисленные примеры использования цвета и колорита в живописи как активного средства в построении художественного образа.

Уже в эпоху Возрождения наряду с линеарной школой возникла живописно-колористическая школа венецианцев - Джорджоне, Тициана, Веронезе. В произведениях Рембрандта и Рубенса, а также русских художников В. Сурикова, В. Серова, К. Коровина, М. Врубеля, П. Кончаловского и многих других активно используется колорит для выражения художественно-образного содержания творческого замысла. Известный армянский художник М. Сарьян говорил, что живописец выражает мир и свое отношение к миру прежде всего в цвете.
Рассмотрим более подробно теорию колорита, обращаясь к высказываниям художников, искусствоведов, теоретиков искусства.
В XVIII в., Д. Рейнольде высказал мнение, что колорит в живописи создается путем избегания искусственных эффектов, вроде игры пятен цвета или особого разнообразия оттенков и появляется в спокойствии и простоте в произведении через единообразные и чистые краски. Он говорил, что колорит -это гармония одних тонов цвета с другими.
К. Коро дополняя считает, что следует изучать прежде всего форму, затем Валеры и это опорные точки в искусстве. Цвет и выполнение придают очарование произведению. К. Коро непосредственно связывает художественные достоинства живописной работы, колорит с тональными отношениями цвета.

Аналогичные мысли мы находим в высказываниях Ж. Энгра о цвете. Он считает, что основные элементы колорита заключены не в ансамбле светлых или темных масс картины; они скорее всего в особых различиях тона каждого предмета.
Однако К. Ф. Юон определяет колорит как богатство и характер цветовых оттенков, введенных в живописное произведение и в его отдельные части. «Картина может быть выдержана в голубоватом, розоватом или зеленоватом колорите. Он определяет также насыщение оттенками широких живописных пятен. Колорит составляет обогащающее живопись качество, насыщающее ее переливами и красочными оттенками. Каждая работа может быть колористически богатой или колористически бедной» [4, с. 112].
В известных учебниках и методических пособиях авторы дают свое понимание колориту. А. А. Унков-ский, автор учебного пособия для студентов художественно-графических факультетов считает, что колорит может быть определен как совокупность всех цветов картины, ее цветовой строй. Колорит картины обуславливается особенностями собственной окраски изображаемых предметов, светотенью, спектральным составом того или иного освещения, общим тоном, зависящим от степени освещенности в различное время суток и состояний дня, свойствами зрения, воспринимающего изменения цвета и светлот. Кроме того, большое влияние на цветовой строй произведения оказывает профессиональный опыт художника, идейный замысел и направленность его творчества.

Кроме того, А. А. Унковский отмечает- наряду с характером цветовых сочетаний в колористическом решении картины определенное значение имеют и используемый материал, особенности мазка, фактура, специфические свойства которых усиливают эмоциональную выразительность живописи. Сила эмоционального воздействия колорита картины определяется единством примененных художником средств и выразительностью в передаче качественных характеристик изображаемых предметов.
В учебнике для студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов Г. В. Беда предлагает следующую характеристику колориту: «Характер взаимосвязи всех цветовых элементов изображения, его цветовой строй. Главное его достоинство - богатство и согласованность цветов, соответствующих самой натуре, передающих в единстве со светотенью предметные свойства и состояние освещенности изображаемого момента. Колорит этюда определяется: 1) выдержанностью пропорциональных натуре цветовых отношений с учетом общего тонового и цветового состояния освещенности; 2)богатством и разнообразием рефлексов свето-воздушной и предметной среды; 3) контрастным взаимодействием теплых и холодных оттенков; 4) влиянием цвета освещения, который объединяет цвета натуры, делает их соподчиненными и родственными» [1, с. 163].

Как мы видим, понятие колорита и способы колористического построения картин несколько по-разному трактуется художниками, методистами, искусствоведами.
По нашему мнению на основе анализа понятия колорит наиболее полным и соответствующим реальности определением может быть следующее: колорит - это цветовая гармония красочных отношений и сочетаний, основанная на согласованности и обобщенности цветовых элементов в единстве со светотенью, общим тоном, зависящим от степени освещенности, источником освещения, пространством, отражающих облик и художественную образность реальной действительности, связанная с содержанием произведения и вызывающая эмоционально-чувственную реакцию, эстетическое наслаждение.
Итак, колорит представляется в двух основных моментах. Первый - это красочные отношения, цветовая гармония изображенного художником на холсте, бумаге, картоне и т. п. Второй - это передача посредством выразительных средств живописи в своем этюде, на картине (верное или неверное, выразительное или невыразительное) реальной, существующей в действительности гармонии цветовых отношений, определяемой материалом, освещением, пространством, состоянием природы, то есть передачей реального колористического состояния действительности, изображаемой природы.

Таким образом, передача колорита в живописном произведении, организация цветового строя картины, этюда до уровня колористического решения во многом зависит от понятийного аппарата (уровня теоретической базы) живописца, от его умения использовать знания на практике. Педагог-художник с развитой колористической культурой должен уметь проанализировать в действительности натуру, единство цвета, света и пространства, ее материальность и затем передать это колористическое единство в своей художественной работе используя все выразительные средства живописи.

Литература

  1. Беда, Г. В. Живопись: учебник для студентов художественно-графических факультетов Г. В. Беда. - М.: Просвещение, 1986.
  2. Волков, Н. Н. Цвет в живописи Н. Н. Волков. - М.: Искусство, 1984.
  3. Мастера искусства об искусстве. - Т. 4. - М.: Искусство, 1967.
  4. Юон, К. Ф. Об искусстве К. Ф. Юон. - T. 1 - M.: Советский художник, 1959.
    *

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы