Главная Публикации "Эстетическое образование: проблемы и перспективы" - 2007 (г. Брест) ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕТ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ МЕТОДИКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА

Гриценко Наталья Анатольевна
Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина

УЧЕТ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ МЕТОДИКИ

ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА

В настоящее время вопросы, связанны с методикой индивидуального подхода, остаются по-прежнему актуальными. Для обеспечения максимальной эффективности обучения на основе развития творческих способностей студентов необходима дифференциация обучения применительно к их индивидуальным данным [1, 45].

Необходимо помнить, что при обучении студентов творческой профессии неприемлем авторитарный стиль обучения. Натолкнуть на размышление, привить вкус к анализу, расширить сознание - не так уж и мало. Навязывать свое миропонимание, а тем более способ существования - значит априори считать собственное мышление эталонным [2, 173]. Общая черта авторитарного мышления состоит в убеждении, что жизнь определяется силами, лежащими вне человека, вне его интересов и желаний. Такой человек способен только к господству или подчинению, но не может испытывать солидарности [2, 22]. При обучении же специальности педагог-художник необходима солидарность и понимание каждого студента. Более того, мы должны помнить о том, что каждый ученик копирует своего педагога и то, как мы относимся к студентам впоследствии повторится, когда наши ученики станут педагогами.
Чтобы пробудить интерес к творчеству при выдаче индивидуальных заданий для самостоятельной работы одним студентам рекомендуется экспериментировать с новыми техниками; другим штудировать натуру, вырабатывать графику; третьим обращать внимание на конструктивное построение. Такой подход позволяет каждому студенту развивать свой стиль работы, способствующий проявлению творческой индивидуальности в процессе обучения.
Необходимо учитывать, что продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Занятия по рисунку и живописи требуют от студента усидчивости, кропотливости и аккуратности. Поэтому для холериков и сангвиников ежедневная штудия кажется работой скучной, однообразной и без смены действий приводит к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации практических занятий и при самостоятельной работе над набросками обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению. Но на экзамене по рисунку или живописи флегматикам может не хватить времени, а меланхоликам может помешать чрезмерная чувствительность.

Для группы 1-го курса психологом университета, были даны типологические рекомендации для каждого студента. Большинство из них (70 %) нуждаются в спокойной, доброжелательной обстановке, их необходимо вовлекать в активное решение деловых вопросов, поощрять социальную активность, привлекать к участию в каких-либо мероприятиях. На занятиях по рисунку и живописи от них требуется приобретение академических знаний и умений, чтобы пробудить интерес к творчеству в домашних набросках и этюдах им рекомендуется экспериментировать. Потому, что продуктивную творческую активность исследователи связывают именно с познавательной мотивацией, а не с мотивацией успеха.

Большую роль в успешной учебной деятельности играет интеллектуальный уровень личности. Но в ходе исследований были получены любопытные результаты. Протестировав по шкале общего интеллекта группу студентов - будущих педагогов, и, сопоставив данные тестирования с данными об уровне успеваемости, было выявлено, что никакой значимой связи интеллекта с успеваемостью нет. Этот удивительный факт получил подтверждение и в других исследованиях. При этом было выявлено, что «сильные» и «слабые» студенты отличаются по силе, качеству и типу мотивации учебной деятельности. Для «сильных» студентов характерна внутренняя мотивация: им необходимо освоить профессию на высоком уровне, они ориентируются на получение прочных профессиональных знаний и практических умений. Что касается «слабых» студентов, то их мотивы в основном внешние, ситуативные: для таких студентов в первую очередь важно избежать осуждения и наказания за плохую учебу, не лишиться стипендии и т. д.
Многие студенты считают, что добиться творческих успехов можно, обладая художественными способностями. Способности могут быть противопоставлены другим качествам и свойствам личности - качествам ума, особенностям памяти, чертам характера, эмоциональным свойствам и т. п., но должны быть поставлены с ними в один ряд. Высший уровень развития способностей - талант. Способности, как и характер, - это качество личности, существующее только в отношении определенной деятельности. Задача преподавателя, объяснить студентам, что способность - это возможность, а необходимый уровень мастерства достигается в процессе обучения и воспитания. Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, оригинальное, неповторимое. Поэтому применение методики индивидуального подхода предполагает стимулирование познавательной мотивации личности. Если студент четко представляет себе, что за профессию он выбрал, это, безусловно, влияет на то, как складывается его обучение. Отношение к профессии, мотивы ее выбора являются чрезвычайно важными факторами, обуславливающими успеваемость приобретения профессиональных знаний, умений, навыков. Особенно важно в процессе обучения повышение у студентов интереса к профессии, формирование соответствующей настроенности психических процессов на профессиональное обучение и творческую деятельность, осознанных установок на решение конкретных задач обучения и преодоления эгоистических побуждений. Для этого необходимо раскрытие перспективы, т. е. эмоционально-насыщенного представления о деятельности педагога-художника, развитие художественного вкуса, формирование стремления к обучению, к достижению поставленных целей и внутренней готовности к преодолению возможных трудностей.

Определим основные мотивы развития художественно-творческой деятельности, которые могут быть у студентов. Их можно подразделить на две категории: познавательные мотивы; социальные мотивы. Если рассматривать мотивацию по А. Маслоу, то социальные мотивы будут третьими по степени важности для человека после физиологических и самосохранения. К социальным мотивам относятся: стремление добиться определенных творческих результатов, занять определенное положение в обществе; широкое понимание значимости преподавателя художественно-графических дисциплин; материальное обеспечение себя и своей семьи на данном этапе не связано с профессией. Познавательные мотивы: ориентация на овладение профессией художника-педагога; направленность на освоение новых знаний и умений, необходимых для творчества; когнитивное самообразование, направленное на самостоятельное обучение профессии художника. Познавательные и социальные мотивы тесно связаны, причем познавательные мотивы являются первичными для достижения конечного результата.
Xорошо если у студента, пришедшего к нам из школы, уже сформировалась позитивная Я-концеп-ция. Е. А. Ямбург считал, что мы должны по возможности укрепить веру подростка в жизнь. Вера в жизнь, помимо всего прочего, у подростков базируется на уверенности в своих силах, ощущении своей нужности, если угодно незаменимости, а потому уникальности и самоценности, на оправдавшихся ожиданиях в том, что мир принимает тебя и по достоинству оценивает. Молодой человек, который в глубине души презирает себя, испытывает комплекс неполноценности, ощущает страх перед, как ему кажется, враждебным миром едва ли способен на активную любовь к окружающим. Надо укреплять самоуважение подростка пусть даже не очень успешного в интеллектуальной деятельности, всеми возможными способами [2, 176]. В продолжении мысли Е. А. Ямбурга хочется добавить, что при не-сформированной позитивной Я-концепции студент не может сконцентрироваться на позитивной творческой деятельности. Ему будут мешать самокопание, ощущение своей неполноценности. Отсюда заниженная самооценка. Таких студентов нужно поддерживать, поощрять даже за незначительные успехи. Одновременно давать индивидуальные задания и строго контролировать их выполнение. Это единственный путь к успеху.

Е. А. Ямбург отмечает уязвимые стороны вузовской педагогики и хотя он имеет ввиду преподавателей, приглашаемых для ведения занятий в условиях средней школы, к сожалению в вузе многие преподаватели работают так же:
незнание психологии детей и подростков их личностных особенностей;
небогатая методическая палитра (лекции и семинары), традиционная академическая манера изложения учебного материала;
пренебрежение специальными общедидактическими методами стимулирования познавательного интереса школьников и т. д. [2, 157].

Нет необходимости убеждать вузовских преподавателей в том, что развивающее обучение, индивидуальный подход при преподавании рисунка и живописи - это действенный метод повышения качества преподавания, важнейший фактор, влияющий на формирование и развитие творческой личности. Важно в процессе обучения владеть методами групповой психодинамики, управлять ими и использовать для активизации познавательной и творческой деятельности студентов. В вузовской педагогической практике педагогами применяются следующие методы обучения, которыми можно пользоваться при преподавании любых гуманитарных наук:
игровые методы, включая деловые игры, возможности которых значительно вырастают при использовании компьютерной техники;
дискуссионные методы, которые повышают мотивацию и включение студентов в познавательный процесс, стимулируют мышление, способствуют формированию и развитию способностей к самостоятельности суждений и отстаиванию своей точки зрения и принуждают анализировать и оценивать взгляды других;
методика «малых групп», чаще всего применяется в организации семинарских занятий по гуманитарным и психолого-педагогическим наукам
[2, 55-56].

Все выше перечисленные методики можно адаптировать и успешно применять при обучении рисунку и живописи. Но в основе любой методики должен находиться индивидуальный подход. При выставлении натюрморта на новую тему программы, желательно, чтобы присутствовали студенты и вначале только выслушивали объяснение, почему именно так нужно расставлять предметы, а вскоре и сами принимали активное участие в создании натюрморта. Рисунок и живопись преподают по подгруппам. Это примерно от 8 до 12 человек. Кроме того, в аудитории ставятся два натюрморта и таким образом создаются две творческие группы по 5-6 человек. Преподаватель имеет возможность, к каждому из студентов подойти и помочь в случае необходимости. Иногда выставляются натюрморты разной степени сложности, для того чтобы, например, при изучении новой техники предложить студентам самим выбрать с какой постановкой они справятся. Чаще всего они недооценивают свои возможности, нежели переоценивают, дифференциация происходит сама собой.

При преподавании рисунка и живописи необходимо учитывать индивидуальные способности и особенности развития каждого студента, важна не дрессура, не механическое «научивание», а побуждение к развитию, к творчеству. В применении индивидуального подхода необходимо в первую очередь обращать внимание на различие в темпераменте, способностях и мотивации творческой деятельности обучаемых. Здесь, в большей степени, чем при преподавании других предметов важно сочетание обучения и воспитания. Вспоминается высказывание Немова Р. С.: «В среде педагогов немало таких, кто является хорошим учителем, но сравнительно слабым воспитателем» [3, 437].

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы

Уаз продажа uaz torgmash автомобили уаз.