Главная Публикации "Эстетическое образование: проблемы и перспективы" - 2007 (г. Брест) АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБР РЕАЛИЗАЦИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ЯЗЫКА В ПРОЦЕССЕ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (НА РЕГИОНАЛЬНОМ МАТЕРИАЛЕ)

Яковлева Татьяна Викторовна, Демичева Вера Владимировна, Еременко Ольга Ивановна
Белгородский государственный университет (г. Белгород, Россия)

РЕАЛИЗАЦИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ЯЗЫКА В ПРОЦЕССЕ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (НА РЕГИОНАЛЬНОМ МАТЕРИАЛЕ)

Статья выполнена при финансовой поддержке РГНФ (07-06-55601 а/Ц)
Новый взгляд на человека, на законы формирования собственно человеческого в нем, на условия, факторы и движущие силы модернизации, которая активно внедряется в современную педагогику начальной школы, не может не повлиять на изменение всей системы образования, а также на организацию и содержание преподавания дисциплин гуманитарного цикла.
Как отмечает Медведь Э. И., «...наступившее 21 столетие унаследовало одну из главных закономерностей сложного 20 века: в пору чрезвычайного взлета технического прогресса особое значение обретают духовные ценности, связанные с ощущением внутренней гармонии, пробуждающие у нас любовь к прекрасному, к красоте, добру и справедливости» [1, с. 19].
Эстетическое воспитание всё более опирается на эстетическое развитие детской личности в процессе преподавания всех предметов школьного цикла и организации всех видов деятельности детей. Настоящее время войдет в историю отечественной методики как период реализации дидактических возможностей эстетической функции родного языка.
Реализация эстетической функции языка начинается с создания определенного запаса элементарных эстетических впечатлений и знаний, без которых не могут возникнуть склонность и интерес к эстетически значимым предметам и явлениям, их звуковым, колористическим качествам. На основе полученных впечатлений и знаний эстетическая функция формирует разносторонние способности эмоционально-чувственной жизни и ценностного отношения к миру.

Начальная школа является первой ступенью в изучении эстетической функции языка. Перед учителем начальных классов стоит задача привития учащимся эстетической функции языка, формирование основ эстетического воспитания, гражданской позиции младшего школьника через формирование нравственных качеств личности, его культуры общения и коммуникативных навыков ребенка, мировоззренческих позиций, чувства сопричастности к историческому прошлому края.

Главное - заложить в школьнике чувство единения с родной землёй, природой, вызвать интерес к истории края, воспитать ответственное отношение к делам и поступкам.
Воспитание ребёнка осуществляется в ходе всего учебного процесса, но основой системы воспитания является родной язык. Урок родного языка таит в себе неограниченные возможности воспитания в ребёнке любви к прекрасному.

Овладеть речью, научиться мыслить - значит приобщиться к роду человеческому, его культуре. Сущность индивидуального развития и заключается в присвоении культуры, всего того, что вырабатывало человечество в долгом и трудном пути своего движения к современности.
Учителю важно объяснить детям, что язык - одна из прекраснейших способностей человека. Он позволяет вступить в контакт с другими людьми, понять их, выразить себя, глубину своих чувств. Освоение языка необходимо не только в целях общения с себе подобными, но и для самовыражения, для познания мира и себя. «Овладевая словом, ребёнок приобщается к человеческой культуре, вместе со словом познаёт людей и мир вещей, учится бесценному дару -специфике человеческой речи. Музыка родного слова передаёт настроение, чувства, мысли народа, образ Родины, и её историю» [2, с. 23]. Как отмечал В. А. Сухомлинский, важно, чтобы красота слова и красота той частицы мира, которую это слово отражает, пробуждало интерес к тем рисункам, которые передают музыку звуков человеческой речи.

Яркость, образность, чувственная зримость того или иного слова открывается малышам вместе с открытием мира. Если же слово оторвано от мысли, оно умирает, превращается в правописание вне всякого смысла. Эстетическое воспитание на уроках родного языка должно исходить из того основного принципа, что человек отличается от животного. Мышление невозможно без языка, речи, слова. Нужно объяснить учащимся, что вне речи нет мышления. Многообразная деятельность человека требует от него не только знания значений слов, правил правописания, но и живой, образной речи, овладение различными речевыми стилями. Учащиеся должны почувствовать потребность в овладении красивой речью.

>Особенно важно воспитывать у детей негативное отношение к штампам, засоренности речи. Эту работу следует начинать сразу после того, как была сформирована потребность в правильном и красивом выражении мыслей. На фоне этого достижения, когда школьники почувствовали музыкальность и пластичность слова, неточно выбранное, а тем более жаргонное слово представало во всей своей убогости, воспринималось как несоответствие, как нечто недостойное человека. Работа эта приноситтем больший успех, чем богаче становится словарный запас учащихся, чем шире овладевают они различными речевыми стилями.
В младшем школьном возрасте эстетические чувства не имеют ещё полной формы выражения, они могут развиваться только при правильной постановке всего процесса эстетического воспитания ребёнка.

Для изучения эстетической функции языка могут использоваться произведения местных авторов -как на уроках русского языка, так и на уроках литературного чтения. Это позволит, во-первых, реализовать требование Образовательного стандарта включения регионального материала в процесс изучения русского языка, во-вторых, познакомить детей с творчеством местных художников слова более основательно, в-третьих, развивать патриотические чувства любви к малой родине, в-четвертых, понять эстетическую функцию родного языка.
Опишем фрагменты уроков родного языка, на которых можно знакомить учащихся с эстетической функцией языка (на примере творчества местных авторов).
На уроке русского языка в третьем классе при повторении изученного мы использовали для анализа следующее стихотворение:
Имя «Белгород» городу дали.
Почему же его так назвали?
Видно, много в окрестностях мела,
А ведь он, точно снег, белый-белый.
Видно, люди душою чисты.
В белой пене весною сады,
Зданий новых белеют громады.
Лучшей родины нет и не надо! (С. И. Липич).

Вопросы и задания: Чему посвящено стихотворение? Почему же наш город так называется? Наша речь состоит из предложений, а предложения из слов. Докажите это на примере стихотворения. С чем сравнивается город? Какие образные средства помогают описать наш город? Как вы понимаете выражения: чистые душою, белеют громады.
Комментарий учителя: Для того чтобы красиво и образно можно было описать предмет, часто используется эпитет. Эпитет - это образное яркое, красочное определение. Запишите определение в тетрадь. Эпитет не просто характеризует предмет, а украшает его, подчеркивает его неповторимость, уникальность. Например: красна девица, добрый молодец.
Очень часто для яркого описания предметов используется другой прием- метафора. Метафора -это перенесение названия, свойств одного предмета (явления или аспекта бытия) на другой, на основе их сходства. Запишите определение в тетрадь. Например: когда говорят головка лука, иголки сосны, то называют один предмет вместо другого по сходству формы. А когда говорят хвост поезда, шляпка гвоздя, переносят название с одного предмета на другой по сходству расположения предметов (точнее, их частей). Очень часто используется перенос свойств окружающего мира свойствам человека.

Опишите наш город при помощи метафор и эпитетов. Обратите внимание, как красив наш язык. Благодаря использованию образных средств мы делаем нашу речь красивее, ярче.
При изучении творчества местных поэтов и писателей мы использовали следующие приемы работы над изобразительными средствами языка:
а) обнаружение в тексте «образных» слов;
б) объяснение значений слов и оборотов речи,
найденных в тексте самими учащимися или ука-
занных учителем;
в) иллюстрирование, словесное рисование, вос-
создание образа по вопросу учителя: какую кар-
тину ты представляешь себе?
г) использование проанализированных и понят-
ных образов в пересказе, в собственном расска-
зе, в письменном сочинении или изложении;
д) отработка интонации, подготовка к выразитель-
ному чтению художественных текстов;
е) специальные упражнения на подбор сравнений,
эпитетов, составление загадок и т. п.
Язык художественных произведений, в том числе и белгородских авторов, служит прекрасным
образцом для детей: на основе чтения, анализа, заучивания отрывков формируется речь учащихся, развивается их языковое чутьё, вкус. При работе над изобразительно-выразительными средствами языка, следует стремиться к тому, чтобы работа учащихся органически вплеталась в систему идейно-художественного анализа произведений, подчёркивая их содержание. Работа над изобразительными средствами языка воспитывает и внимание к слову, чуткость, понимание оттенков его значения. Таким образом школьники приобщаются к стилистике художественной речи, сами овладевают её простейшими средствами.

Изобразительно-выразительные средства языка делают нашу речь ярче, красочнее, и на это надо обращать внимание учащихся, учить их самостоятельно использовать тропы в речи.
Таким образом, работа над изобразительно-выразительными средствами языка помогает учащимся начальных классов в раскрытии эстетической функции русского языка.
В современной школе наблюдается тенденция к переосмыслению традиционного урока русского языка: на нём решаются не только практические задачи обучения, но и постигаются истоки выразительности русской речи, осознаются языковые механизмы создания образности высказывания. Изучение эстетической функции языка в современной школе является важным аспектом в преподавании русского языка. Важная роль в раскрытии эстетической функции языка принадлежит изобразительно-выразительным средствам. Эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения изучаются в начальной школе. Работа над ними воспитывает у учащихся внимание к слову, понимание его, чуткость, помогает увидеть красоту русской речи, русского слова, то есть, имеет большое значение в понимании учащимися эстетической функции языка.


 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы