Субботняя Алла Геннадьевна
Витебский государственный университет им. П. М. Машерова

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ КНР

Привлечение и организация обучения иностранных студентов, магистрантов и аспирантов в вузах страны является приоритетным направлением. Беларусь и Китай связывают долгосрочные экономические интересы, что укрепляет сотрудничество в области культуры и образования. Актуальной становится подготовка специалистов в условиях иной культуры, предполагающей активное вхождение в систему национальных ценностей, традиций, обычаев, норм, правил поведения и общения. Это связано с влиянием глобализации как мировой тенденции развития современных обществ, неравенством в развитии государств, вызывающем миграцию, поиском новых путей совместного существования различных этносов и культур. Решение социальных и образовательных задач ставит общество и государство перед необходимостью разрабатывать концепцию межкультурного образования как образца современного подхода к воспитанию и обучению нового поколения детей и молодежи.

Важность межкультурного образования в настоящее время состоит в том, что в условиях данного образования формируется личность, способная противостоять межкультурным конфликтам, критически осмысливать собственную культуру, проявлять понимание, терпимость к носителям другой культуры.

С каждым годом в различные вузы страны поступает все большее количество студентов из КНР. Наиболее популярные специальности у китайских студентов- музыкальное образование, хореография, менеджмент, предпринимательство, международное право, экономика, архитектура, компьютерная графика и дизайн. Музыкальное образование представляет собой подготовку иностранных студентов по двум направлениям- педагогическая и исполнительская деятельность. На первом году обучения иностранные студенты интенсивно занимаются изучением русского языка. В зависимости от выбранной специальности, студенты подготовительного отделения одновременно изучают курс «Введение в специальность», целью которого является адаптация иностранных студентов к системе преподавания в Белорусском Государственном учреждении, подготовка к обучению по специальности «Музыкальное искусство» и определение их уровня знаний по музыкальным дисциплинам. Курс включает в себя занятия по следующим музыкальным предметам: музыкальный инструмент, вокал, дирижирование, теория и история музыки. Задачами изучения данной дисциплины является: - подготовка иностранных студентов к сдаче комплексного экзамена по музыкальным дисциплинам;
выявление индивидуальных музыкальных способностей каждого иностранного студента;
постижение типичных черт музыки различных стилей, эпох, национальных школ и художественных направлений;
освоение музыкальной терминологии;
ознакомление с проблемами исполнительского мастерства и фортепианной методикой;
формирование умений и навыков самостоятельной творческой работы над музыкальным произведением.

Комплексный экзамен в конце обучения на подготовительном отделении позволяет выявить индивидуальные музыкальные способности студента и одновременно является вступительным экзаменом в высшее учебное заведение и в магистратуру. В настоящее время некоторые вузы страны (например, в Гомеле) работают с китайскими студентами по схеме 2+3. Два года студенты учатся в Китае в своём вузе по выбранной специальности и параллельно изучают русский язык, три года продолжают обучение в Гомельском Государственном университете. В Витебском Государственном университете действует модель 3+3. Три года студенты учатся в китайском вузе, один год подготовительного обучения и два года магистратуры в ВГУ с присвоением академической степени магистра. Такая модель последовательного обучения позволяет быстрее адаптировать иностранных студентов к системе преподавания в Беларуси, ускорить процесс обучения по выбранной специальности и получить диплом белорусского образца.

Таким образом, возрастающее количество иностранных студентов в вузах Беларуси является качественным показателем образования. Перспективы преемственности и координации в обучении иностранных студентов видятся в совершенствовании педагогического мастерства преподавателей, в разработке и внедрении инновационных технологий обучения. Реализация межпредметных связей предполагает согласованное изучение стилей, музыкальных направлений, гармонического языка, творчества композиторов различных эпох, а также анализа форм, метроритмических особенностей, динамического развития, законов фразировки и педализации. Профессионально ориентированная подготовка требует нового подхода к будущим специалистам, для которых знание русского языка представляет возможность расширения и улучшения их дальнейшей профессиональной деятельности в КНР.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы