Главная Публикации "Эстетическое образование: проблемы и перспективы" - 2007 (г. Брест) АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБР ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Паринова Лариса Владимировна
Воронежский государственный технический университет (г. Воронеж, Россия)

ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Искусство и прекрасное издавна были предметом изучения. На протяжении более двух тысячелетий эстетика - наука о чувственном познании, постигающем и создающем прекрасное - развивалась в рамках философии, теологии, художественной практики и художественной критики. Сам предмет эстетики подвижен и изменчив, в процессе развития он усложняется и обогащается, так как высшей формой эстетической деятельности человека является создание произведений искусства.
Значение эстетического развития личности возрастает в переходные эпохи, требующие от человека повышенной творческой активности, напряжения всех его духовных сил. Именно такой период переживает сейчас наша страна.

В наше время чрезвычайно актуальна проблема формирования эстетической культуры личности и всего массового сознания, создания для этого благоприятных условий. При подготовке будущих специалистов очень важно оказывать эффективное противодействие наметившейся тенденции вытеснения эстетической среды на второй план. Данная тенденция чревата весьма опасными последствиями - культурным оскудением жизни общества и духовным одичанием составляющих его индивидов.

Становление и развитие эстетической культуры личности - процесс поэтапный, протекающий под воздействием демографических, социальных, социально-психологических и многих других факторов. В нем воздействованы механизмы как стихийного, так и целенаправленного характера, в целом определяемые средой общения и условиями деятельности студентов, их эстетическими устремлениями.
Во многом эстетическое сознание человека формируют объективные условия общественной жизни, нравственно-психологическая атмосфера деятельности. Эстетические потребности широких слоев населения удовлетворяются главным образом «массовой культурой». Задача преподавателя в высшем учебном заведении - целенаправленно и последовательно формировать эстетические ценности при подготовке будущих специалистов.
Первая стадия процесса формирования эстетической культуры в подготовке специалистов по связям с общественностью - это возникновение эстетической потребности. На этом этапе очень важно привить студентам базовые знания и заинтересовать их посредством чтения лекций по темам «Культурология», «Философия», «История мировой литературы и искусства», ведь искусство всегда являлось самым мощным фактором, воздействующим на сознание человека силами эстетики. Также необходимым условием является взаимосвязь теоретических и практических занятий, то есть применение студентами на практике теоретических знаний,их углубление и анализ.


Вторая стадия - познавательная. Здесь происходит осознание эстетических установок не просто как потребности в прекрасном, но и как необходимости изучения шедевров мировой литературы, культуры, философии для дальнейшего творческого роста личности. На этом этапе основное значение приобретают практические занятия по курсам «Культурология», «История мировой литературы и искусства». Необходимо стимулировать творческую активность студентов с целью более глубокого и всестороннего изучения курса культурологических дисциплин путем написания рефератов, докладов по изучаемым темам. Эти работы необходимо структурировать по разделам: биография, творческая деятельность, вклад в мировое искусство. Принцип инициативы и самостоятельности требует учитывать в полной мере пожелания самих студентов.
Огромную роль также играют так называемые «наглядные пособия», то есть копии шедевров живописи, архитектуры, скульптуры, иконографии. Для будущих специалистов по связям с общественностью создана электронная «Картинная галерея», в которой представлены картины, гравюры, офорты, рисунки, скульптуры известнейших отечественных и зарубежных мастеров, начиная с античной эпохи и до наших дней.


Третья стадия формирования эстетической культуры предполагает дальнейшее развитие способности эстетического суждения. На этом этапе специалисты по Связям с общественностью уже не удовлетворяются только лишь созерцанием какой-либо эстетической ситуации. Полученные теоретические и практические знания требуют переосмысления, переоценки каждым студентом сквозь призму собственного «Я». Накопленные знания необходимо закрепить путем обсуждения различных аспектов творческой деятельности гениев культуры, их произведений, а также теории искусства. В этом нам помогает проведение семинаров, написание самостоятельных работ и эссе.


В заключение отмечу, что эстетическая культура личности представляет собой единство эстетических знаний, убеждений, чувств, норм деятельности и поведения. Своеобразное сочетание этих составляющих в духовной структуре личности выражает степень освоения студентами эстетической культуры общества. При этом определяется также и мера возможной творческой самоотдачи, креативной фантазии, которые необходимы специалистам по Связям с общественностью для дальнейшего развития и роста, успешной творческой деятельности. Использование опыта многих гуманитарных наук в современной эстетике свидетельствует как о необходимости эстетического образования студентов, так и о большой перспективе эстетики как науки.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы

Самая актуальная информация Вызвать сантехника в Севастополе здесь.