Олехнович Ирина Юрьевна
Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ


Сущность кризиса образования на рубеже ХХ-XI веков прежде всего состоит в отчуждении образования от культуры как носителя духовных ценностей. Нет смысла в высочайших духовных достижениях человечества, если некому воспользоваться этими достижениями, если они никого не интересуют, никому не нужны. Поэтому современная философия образования утверждает необходимость решительного перехода к парадигме опережающего активного конструирования нового, достойного человека нравственно-эстетического и творческого отношения к культуре. Социально-экономические изменения во всех сферах жизни общества привели к смене ценностных ориентаций в образовании. Ведущей целью образования становится не объём усвоенных знаний и умений, а гармоничное разностороннее развитие личности, дающее возможность реализации её уникальных способностей, подготовка к новым условиям жизни, психологическая и социальная адаптация.
Только умственное развитие детей, их интеллектуальное обогащение не обеспечивает всестороннего развития личности. Для достижения гармонии в развитии ребёнка большое значение имеет его нравственное и физическое совершенствование. Нельзя оставлять без внимания и развитие эмоциональной сферы личности.


На протяжении веков из универсальных средств воспитания было и остается искусство, представляющее целую картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. В процессе исторического развития искусство выступает как хранитель нравственного опыта человечества. Искусство по самой своей природе призвано направлять и воспитывать нравственно-эстетическое мироотношение человека и общества. Общественной техникой чувства назвал искусство Л. С. Выготский. По мнению А. А. Леонтьева, в произведениях искусства отражается личность человека в ее единстве и целостности, поэтому оно «своего рода полигон для развития эмоционально-волевых, мотивационных и других аспектов личности. Мы учимся чувствовать, хотеть, относится к другим людям - через искусство. Мы учимся быть людьми -через искусство. Искусство выполняет специфическую задачу - оно является носителем и передатчиком... социально-личностного опыта... Секрет искусства лежит на скрещении познания искусством и общения искусством» [1, с. 60].


Современная педагогическая наука ищет эффективные средства воспитания личности, развития её духовного потенциала. Актуализация этой проблемы обуславливается многими факторами: усложняющимися противоречиями социально-экономической жизни, переоценкой ценностей молодёжью, ориентированной на культурные зарубежные модели, явлениями субкультуры и массового искусства, заполонившими современное культурное пространство. Вышеназванное во многом искажает у нового поколения молодежи представления о красоте, нравственности, морали, добре, преобразуя их в некие «виртуальные» категории, выпадающие как из активного лексического оборота, так и из общественного сознания. Справедливо высказывание В. Ф. Мартынова о том, что массовое искусство, в котором доминирует развлекательно-игровой элемент, «создает мир иллюзорный, призрачный, который не отражает подлинную глубину человеческого существования». Настоящее искусство погружено в особую реальность, «согретую человеческой духовностью, просветленностью. Оно выражает глубины человеческого духа и, следовательно, сокровенную сущность Мироздания». В музыке и искусстве присутствуют все составляющие, способствующие воспитанию и развитию духовности личности на протяжении всей её жизни.
Однако само понятие гармонически развитой личности в различных философских учениях трактовалось в зависимости от господствующих взглядов на личность, идеологических установок конкретного общества.


В научной литературе дано определение гармонии как соразмерности частей, слияния различных компонентов объекта в единое органическое целое. Под гармоничным развитием личности мы понимаем такое единство развития различных её качеств, при котором происходит их взаимодействие, взаимообогащение, в результате чего каждое из этих качеств способствует эффективности развития другого. Следовательно, школа должна создавать такие условия обучения и воспитания каждого индивида, при котором исчезло бы сама возможность диспропорции между интеллектуально-теоретическим, художественно-эстетическим, нравственным, физическим и эмоциональным развитием личности.


Основная воспитательная задача школы и других учебных заведений в настоящее время состоит в том, чтобы обеспечить растущему человеку возможность полноценного развития, определяющего его отношение к людям, окружающему миру, культурному наследию своей Родины. В структуре содержания общего и среднего образования функцию оснащения подрастающего поколения опытом эмоционально-ценностного отношения к действительности выполняет прежде всего искусство, являясь одним из важнейших элементов общественного социального опыта, подлежащего усвоению в условиях школы, который, в свою очередь, является основанием социальной позиции развивающейся личности.
Вместе с тем воспитательный потенциал искусства по многим причинам недостаточно используется учреждениями образования . Основная из них - это существующий на современном этапе пробел в методическом обеспечении процесса эстетического воспитания детей и учащейся молодежи, которое призвано базироваться на преемственности воспитательного процесса в школе и в среднем специальном учебном заведении возможной эстетизации внеклассной деятельности учащихся.


Начатая реформа образования нуждается в разработке новых форм воздействия искусства на художественно-творческое развитие учащихся, формирование их ценностных ориентаций, специфики эстетических отношений современных детей, действенных стимулов и форм развития созидательного творческого потенциала учащихся. Актуальность и необходимость реализации вопросов эстетического образования связана также с организацией свободного времени детей.
Проблема времени всегда обостряется в переходные периоды развития общества, когда связь с предыдущим уже нарушена, а будущее находится в стадии неопределенности. Вероятно, именно это вызвало всплеск исследований времени как универсальной философско-научной категории. Эти исследования осуществлялись как в психологии и педагогике, так и в музыковедении и музыкальной педагогике. Одной из главных задач современного образования и воспитания является формирование эстетической культуры личности. Предметы художественного цикла обладают огромным потенциалом формирования эмоционально-ценностного отношения к миру, действительности. Интернализация эстетических ценностей в систему ценностной ориентации личности возможна только в единстве с глубокими переживаниями. Музыка как особый вид искусства, призванный в звуках и интонациях выражать тончайшие движения души, гибкость и текучесть человеческих чувств, обладает исключительными суггестивными возможностями, способна оказывать мощное воспитательное воздействие на мир внутренних переживаний школьников, эмоционально-эстетически развивать их. В умелых руках вдумчивого педагога музыка оказывается способной не только формировать эстетическую культуру слушателя, но и корректировать психоэмоциональное состояние ученика, способствовать его эмоциональной разгрузке, реабилитации.


Воспитание музыкального восприятия является сложным педагогическим процессом, обусловленного факторами субъективного и объективного характера. Не будучи ограниченным сложными временными рамками, оно может быть мотивированно самыми разнообразными потребностями, психологическими установками и художественными интересами слушателя в сфере музыкальной культуры. Это требует внесения серьёзных коррективов в систему развития музыкального восприятия у детей, учета всех его составляющих.
Бессистемное вторжение в хрупкий и во многом интимный мир общения ребенка с искусством может действовать разрушающе. Необходимость системного подхода определяется также и тем, что сама теория музыкального восприятия мультидисципли-нарна и базируется на стыке разных отраслей знаний - философии, эстетики, психологии, музыкознания, педагогики, методики музыкального воспитания. Этим объясняется множественность, а порой противоречивость взглядов ученых на природу музыкального восприятия, его функций в художественной жизни общества.


Рассматривая процесс развития музыкального восприятия, традиционно выделяют три его основных составляющих: музыка-педагог-учащийся. На первый взгляд эта структурная организация представляет собой оптимальный набор элементов, достаточный для воспитания музыкального восприятия школьников. И это действительно так, если рассматривать данную проблему в контексте образовательных задач, передачи и усвоения знаний о музыке, формирования специальных умений и навыков. В таком понимании ее решение хорошо вписывается в методологию субъект-объектного подхода к исследованию педагогики как практико-ориентированной науки, в недрах которой длительное время формировались установки теории и практики общего музыкального образования, сфокусированные на решении узкотехнических задач.


В современной педагогике искусства наблюдается переосмысление целей массового музыкального воспитания. Актуальным для общества становится подготовка духовно-ориентированной личности, гармонизация средствами искусства рационального и эмоционального мира ощущений человека. Чрезвычайно важно то, насколько подрастающее поколение будет готово вобрать в себя сконцентрированные в искусстве представления об истине, добре и красоте, выработать гуманистическую ориентацию в жизни.
Перспективы развития музыкального образования как одной из основ формирования эстетического отношения человека к окружающей действительности напрямую зависят от преодоления существующих противоречий между педагогической идеей об опережающем обучении, с одной стороны, и очевидной усложненностью учебных программ и методическим консерватизмом многих педагогов различного уровня- с другой, а также от электронно-технической оснащенности семей (в определённом смысле и от технологической подготовленности детей), недостаточной материальной обеспеченности учреждений образования, инертности педагогической деятельности отдельных учителей и необходимости её адаптации к меняющимся социальным условиям.


Преодоление этих противоречий возможно при рациональном использовании учителем имеющихся в наличии научно-методических и материальных ресурсов, при гуманном отношении к личности учащегося, внедрении в учебный процесс инновационных технологий.
Эта деятельность учителя согласуется с прогрессивной идеей гуманизации национальной системы образования, отвечающей требованиям современности, но не может считаться самодостаточной в процессе активизации художественного творчества детей на уроке. Поэтому первостепенное значение приобретают наличие музыкального инвентаря
в классе, использование на уроке современных электромузыкальных инструментов, компьютера. На первый взгляд это может казаться утопичным. Однако ещё двадцать лет назад, пожалуй, ни одно из учреждений образования республики не было оснащено компьютерным классом. Пройдет ещё некоторое время, и каждый учитель музыки будет иметь возможность проводить занятия на основе компьютерных технологий. Для этого необходимо аргументировано обосновать перед педагогическим коллективом и администрацией школы важность приобретения хотя бы одного персонального компьютера в класс. В ожидании технической комплектации кабинета музыки учителю следует продуктивно работать над постижением основ компьютерной музыки, совершенствованием навыков владения музыкальными программами, созданием схемы оптимальной конфигурации персонального компьютера (особое значение представляют технические характеристики звуковой карты, модуля памяти Midi- клавиатуры, звуковоспроизводящего устройства и пр.), над переосмыслением преподавания методики предмета с учетом интеграции программных установок по музыке с инновационными технологиями их реализации на уроке. В этом видится большой резерв привлекательности музыкальных занятий, в какой бы форме они ни проводились.


В этой связи назрела необходимость введения в учебные планы музыкально-педагогических факультетов и профилирующих кафедр вузов, которые готовят будущих учителей соответствующей квалификации, спецкурсов по подготовке их к работе с компьютерными музыкальными программами. Это обусловлено как неизбежностью динамичного развития электронных технологий, при котором появление новых образцов способствует их же модернизации по формуле геометрической прогрессии. Так и несоизмеримым преимуществом учебного процесса с применением компьютера в сравнении с уроками, проводимыми с использованием традиционных средств обучения. Системный исторический анализ технического обеспечения музыкальных занятий, выраженный в иерархической последовательности совершенствования звуковоспроизводящих устройств (граммофон - патефон - проигрыватель -магнитофон - музыкальный центр с лазерным дисководом) наглядно свидетельствует об актуальности проблемы, рассматриваемой в статье.


В области музыкальной педагогики компьютерные технологии открывают необозримые горизонты для всех участников творческого процесса композитора, программиста, аранжировщика, исполнителя, слушателя. Причем комплектующие устройства конфигурации персонального компьютера, необходимые для успешного проведения уроков музыки, стоят значительно дешевле, чем аналогичный синтезатор с аналогичными техническими параметрами. Неоспоримым преимуществом компьютера остаётся возможность наглядной демонстрации нотного текста, элементов теории музыки, графических зарисовок, творческих заданий и видеоклипов. В этой связи правомерным считается предположение о грядущих радикальных изменениях как в техническом оснащении учебных заведений и технологии преподавания музыки, в частности , так и в совершенствовании компьютерных программ и цифровых музыкальных инструментов. Сбывается пророческое предсказание Б. В. Асафьева, сделанное им ещё в 20-е годы XX столетия в знаменитой работе «Музыкальная форма как процесс», о неизбежности появления аппаратов с «беспредельным миром звукотембров», с помощью которых композитор будет «записывать свои идеи», не заботясь об исполнителях и составе оркестра. Под техническим обеспечением музыкальных занятий подразумевается достаточно большой арсенал современной видео- и аудиовоспроизводящей аппаратуры, музыкальных инструментов, методических приспособлений и заготовок.


Эстетическое воспитание личности, её духовности - процесс сложный, долговременный. Он требует от педагога, как объёмных профессиональных знаний, так и многих человеческих качеств, и главное - личностного примера духовности, нравственности и любви.
Наиболее эффективно затрагивает внутренний мир ребенка, школьника, студента, взрослого классическое музыкальное искусство. Поэтому многие современные педагоги связывают процессы гуманизации образования со степенью развития музыкального образования, так как музыкальное искусство изначально ориентируют человека к вечным идеалам.
Результативность современной реформы образования во многом зависит от степени понимания в обществе важности гуманитарных и, в частности, музыкально-эстетических дисциплин. Формирование духовной, гармонично развитой личности было и остается одной из основных задач воспитательно-образовательного процесса. В этой связи совершенно правы те ученые, утверждающие, что «нация может выступать субъектом культурного строительства в том случае, когда развитие творческого потенциала личности является идеалом общественного развития и его обязательным условием». [4, с. 43]. Осваивая духовное, художественное наследие предшествующих эпох, человек не только формальным образом приобщается к высоким идеалам искусства, но и постепенно расширяет горизонты художественного освоения мира, отодвигая на второй план прагматизм и преобладающий сегодня материализм.
Сегодня очевидно, что без системного приобщения подрастающего поколения к почвенным, славянским пластам традиционной культуры вряд ли возможно истинно духовное становление личности, ее эстетическое и высоконравственное развитие, открытое эмоциональное восприятие мира, устремленность в будущее на вечных началах любви и добра.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы