Главная Публикации "Эстетическое образование: проблемы и перспективы" - 2007 (г. Брест) АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Никашина Галина Александровна
Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ

СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Гуманизация дошкольного образования предусматривает формирование у детей системы эмоционально-ценностных ориентаций к окружающему миру на основе художественного познания общечеловеческих ценностей (добра, красоты, истины) в процессе освоения искусства. Однако анализ педагогического опыта организации музыкально-эстетического воспитания в дошкольных учреждениях республики Беларусь показал, что на современном этапе педагогический процесс в большей мере направлен на овладение детьми специфическими средствами и приемами художественной деятельности, а в его содержании доминирующим является дидактический компонент, направленный на наращивание у воспитанников объема знаний, умений и навыков. Предельная рационализация воспитательно-образовательного процесса музыкального воспитания в детском саду, исключительно понятийное постижение сущности явлений окружающего мира, а также недооценка роли эстетического развития личности ребенка ведут к доминированию левопо-лушарного, абстрактно-логического мышления. Важность воспитания чувств при этом умаляется.

Игнорирование эмоционально-аффективного аспекта в воспитании детей приводит к неполноценности развития детской эмоциональной сферы, в частности, эстетических чувств, стереотипности мышления, неразвитости эстетической восприимчивости к окружающей красоте, основанной на единстве рационального и чувственного отражения действительности. В результате этого происходит деформация личностного мироощущения, в котором смысложизненные проблемы выносятся за его рамки. В данном случае педагогами игнорируется идея самоценности дошкольного детства, обоснованная в концептуальных положениях Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина и их последователей В. В. Давыдова, Т. В. Кудрявцева.

Сущность идеи самоценности дошкольного детства выражается в том, что дошкольное детство представляет собой период возникновения и становления у ребёнка психических новообразований, в основе которых лежит творческое, деятельное освоение общественно-исторического опыта человечества. Именно в дошкольном возрасте закладывается самоценная фундаментальная база человеческого развития, а не просто предпосылки развития способностей и свойств, характеризующих взрослого человека. При этом, как отмечают учёные, из объекта формирования, точки приложения односторонних педагогических воздействий ребёнок постепенно превращается в субъект собственного развития, обладателя неповторимой индивидуальности, носителя личностного начала на основе таких личностных самоообразований, как активность, общение и самостоятельность (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин). В этой связи, по нашему мнению, основная цель музыкального воспитания выражается в формировании базиса личностной культуры ребёнка, обеспечивающей активизацию процессов саморазвития, самопознания и самовыражения своего «Я» в разных видах художественной деятельности, проявление заинтересованности в самоизменении себя и окружающей действительности с позиций эстетического мироощущения.

В качестве приоритетных направлений развития личности дошкольника в процессе музыкального воспитания, на наш взгляд, являются следующие: создание условий для проявления и развития индивидуальных способностей и склонностей, психических процессов каждого ребёнка, обеспечивающих формирование творческой личности (восприятие, внимание, ассоциативная память, творческое воображение); формирование навыков продуктивного мышления, а также таких личностных образований, как потребность в общении с музыкой, установка на творческие действия, активное познание и эстетическая оценка воспринимаемых явлений в искусстве и жизни, сопереживание художественному образу, самому себе, окружающему миру; воспитание основ эстетического мироотношения, потребности постоянного ощущения красоты; эстетической восприимчивости к явлениям окружающей действительности; чувствительности к восприятию и переживанию гармонии форм, цветовых и звуковых сочетаний природного мира и искусства; эстетических чувств; культуры речи и общения со сверстниками и взрослыми.
В педагогической теории и практике в настоящее время сложилось несколько подходов к определению сущности педагогического процесса. В одном случае он представляет собой специально организованное взаимодействие взрослого и ребёнка, направленное на достижение поставленных образовательных целей. В другом - рассматривается как создание комплекса педагогических условий, необходимых для развития личности ребёнка в условиях учреждения образования.

Педагогические условия мы понимаем в широком и узком смыслах. В широком смысле они представляют собой составляющие звенья педагогического процесса, к которым мы относим модель воспитания, выбор адекватной методики, учет закономерностей воспитательного процесса. В узком- создание благоприятной художественно-педагогической среды, которая способствует активизации эстетических переживаний, творческого воображения, ассоциативных представлений ребёнка и является базой для возникновения у него опосредованных эмоциональныхличностных связей с эстетически значимыми явлениями окружающей действительности и искусства.

Становление дошкольника как субъекта деятельности предусматривает создание педагогом на музыкальных занятиях определённых педагогических условий. К ним мы относим: наличие художественной необыденной развивающей среды; педагогическую поддержку творческих проявлений каждого ребёнка; позитивность отношения педагога к детским проявлениям; оценку поступков и продуктов деятельности детей на основе создания ситуаций успеха; организацию педпроцесса в условиях игровой деятельности, направленной на личностное, интеллектуально-творческое развитие дошкольников; актуализацию проблемно-поисковых игровых ситуаций; доминирование проблемно-поисковых и интерактивных методов работы; поливариативность детской деятельности. При этом система педагог-ребёнок представляет собой непрерывно «развивающуюся духовную общность», в которой сам взрослый обладает выраженным стремлением к саморазвитию, самосовершенствованию и самовыражению. В данном случае педагогические задачи направлены на стимулирование личностного развития детей. Общение при этом носит характер не трансляции информации, а активизации художественной познавательно-поисковой деятельности дошкольников.

Создание художественно-педагогической среды на музыкальном занятии как одно из педагогических условий личностного развития дошкольников определяется объективными, и субъективными факторами, действующими в разных взаимообусловленных плоскостях содержания: эмоционально-образной, ситуативно-мотивационной и игровой.
Субъективность проявляется, прежде всего, в эмоционально-образной сфере педагогического процесса, одним из важных условий которого является сотворчество взрослого и ребенка. Его созданию способствует творческая актёрская деятельность педагога и детей, включающая в своё содержание два вида драматического действия: интонационно-речевое и образно-пластическое. Актуализация этих действий в процессе музыкального занятия приводит к эмоциональному контакту и полноценному эстетическому общению между взрослыми и детьми в художественной деятельности.

Моделирование ситуативно-мотивационной и игровой плоскостей художественной среды осуществляется с помощью различных средств, направленных на активизацию поисковой деятельности детей в процессе распредмечивания эмоционального содержания музыки. Так как основу любой музыкальной деятельности на занятиях с дошкольниками представляет восприятие музыки. Поэтому одной из важных задач педагога на музыкальных занятиях является научить детей воспринимать музыку, а значит, понимать ее, размышлять о ней, то есть быть активным, деятельным по отношению к ней. В этом случае сущность музыкального восприятия как ин-тегративной деятельности осуществляется в сотворчестве взрослого и детей в различных действиях (вокальных, пластических, изобразительных,экспрессивных, речевых), пронизывающих все виды и способы общения с музыкой. Таким образом, в процессе восприятия ребёнок через художественное познание музыки открывает для себя и в себе новые эмоции, которые становятся достоянием его опыта эмоционально-ценностного отношения к миру и составляют основу для возникновения и становления различных психических новообразований.
Личностное развитие ребёнка в условиях музыкального воспитания на современном этапе обусловлено особой организацией педагогического процесса, сущность которого выражается в насыщении его содержания разнообразными проблемно-игровыми ситуациями. Такой подход содействует созданию эффективных педагогических условий для формирования субъектной позиции ребёнка в игровой деятельности, заключающейся в проявлении поисковой инициативности, исследовательского типа эстетического отношения к миру, непосредственности творческого самовыражения. Так, в частности, художественно-познавательные игры-дизайны направлены на эмоциональное познание красоты, уникальной одухотворённости и гармонии окружающего мира на основе восприятия музыки. Они содействуют обогащению познавательного и чувственного опыта дошкольников через накопление цветовых впечатлений, линейных ассоциативных представлений, разнообразия форм, присущих объектам и явлениям окружающей природы, а также освоение новых видов эстетических переживаний.

В процессе игровой деятельности детям предлагаются разнообразные игровые задания. Например, на основе прочувствования и осознания эмоционально-образного содержания музыки подобрать цветовой фон к той или иной сюжетной ситуации, разукрасить силуэты в соответствующие цветовые оттенки как индивидуально, так и в коллективном рисовании; поиграть с цветными фигурами, конструируя из них разнообразные объекты окружающего мира; определить формы: домика, в котором будет жить болтливая или печальная сорока; лепестков у сердитого и нежного цветка, внешнего вида леса, в котором живет грустный или радостный мишка; выбрать линии, которыми можно изобразить образ ласкового ветерка или важного облака. При этом характер используемого средства художественной выразительности, выбор цветовых оттенков, форм, линий в игре-дизайне обусловлен глубиной и полноценностью восприятия детьми сущности музыкального развития того или иного сюжетного персонажа.
Исходя из вышесказанного, следует сказать, что обновление организации и содержания педагогического процесса музыкального воспитания в детском саду обусловлено реализацией личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребёнка, основанной на их межсубъектных отношениях; создании условий для развития субъектности, самостоятельности, самовыражения и самореализации дошкольников в деятельности; рефлексии педагогами и детьми собственного опыта творческой деятельности.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы