Нечай Ольга Федоровна
Институт искусствоведения, этнографии и фольклора им. К. Крапивы НАН Беларуси

КИНООБРАЗОВАНИЕ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ЛИЧНОСТИ

В системе эстетического образования важное место занимает кинообразование как средство формирования высоких ценностных ориентаций личности молодого человека и развитого художественного вкуса. В 90-е гг. XX в. в СССР сложилась плодотворно действующая система кинобразования, реализовавшаяся через Всесоюзный Совет по кинообразованию при Союзе кинематографистов СССР. Этот Совет возглавлял патриарх кинообразования доктор искусствоведения, профессор И. В. Вайсфельд. Активно действовал филиал Совета по кинообразованию в Беларуси. Здесь в течение 10 лет функционировал в Доме кино в Минске семинар «Киноискусство: этапы, стили, мастера», который возглавляла доктор искусствоведения О. Ф. Нечай. Под ее руководством киноведы и творческие работники кино еженедельно проводили занятия: просмотры и обсуждения фильмов, ретроспективы классики кино, встречи с кинематографистами Беларуси, союзных республик и зарубежных стран. Это был период расцвета кинообразования в БССР. Важным событием явились издания учебных пособий по кинообразованию. Три издания выдержала книга О. Ф. Нечай и Г. В. Ратникова «Основы киноискусства», учебное пособие для некинематографических вузов (первое издание: Минск, изд. «Вышэй-шая школа», 1978; второе издание- на латышском языке: Рига, изд. «Звайгзне», 1983; третье издание, переработанное и дополненное- Минск: «Вышэй-шая школа», 1985). В 1985 г. была опубликована книга О. Ф. Нечай «Основы киноискусства: Учебное пособие для студентов педагогических институтов». В ней наряду с главами, освещающими теорию и практику кино («Синтетическая природа экранного искусства», «Создание фильма- творческий процесс», «Виды и жанры кино») были представлены главы о кинообразовании- «Кино и зритель», «Формы и методы работы с фильмом». Эти учебные пособия не имеют аналогов в научной литературе и в настоящее время используются в различных формах кинообразования в Беларуси и бывших союзных республиках.

После распада СССР работа по кинообразованию под эгидой Союза кинематографистов фактически прекратилась. Однако возникли новые формы кинообразования и кинопросвещения. Профессиональное кинообразование ведется в системе вузов Беларуси. В их числе- Белорусская академия искусств, где обучаются будущие кинопрофессионалы- режиссеры, операторы, актеры кино и телевидения. В определенной степени это «белорусский ВГИК», подготовивший плеяду молодых кинематографистов Беларуси, в том числе в творческих мастерских В. Турова, М. Пташука, В. Никифорова, В. Дашука. В Белорусском государственном университете на протяжении десятилетий кинообразование получают будущие журналисты, работники печатных и электронных средств массовой информации. В числе их педагогов - киноведы, кандидаты наук Л. Саенкова и О. Медведева. В Белорусском государственном университете культуры и искусств также длительное время кинообразование включено в учебные программы студентов многих специальностей. Историю, теорию кино преподают кандидаты искусствоведения Г. Ратников, Н. Агафонова, И. Смирнова, С. Смульская, а также Е. Шаройко. В Белорусской государственной академии музыки кинообразование будущих музыкантов проводит кандидат искусствоведения А. Карпилова.

В 2005 г. был сделан первый набор на отделение кинотелеведения кафедры истории и теории искусств в БГАИ. Будущие киноведы получают образование в широкой сфере современного экранного искусства, включающего кино, телевидение, различные виды так называемого «дигитального искусства», основанного на новейших электронных технологиях.

Новизна современных форм кинообразования, вошедших в практику в начале XXI в., заключается в следующих основных аспектах. Во-первых, новейшие технологии определили разнообразие форм контактов экранных продуктов с массовой аудиторией (в кинотеатрах, при посредстве кассет, дисков, через Internet и др.). Во-вторых, диктат рынка определил доминирование в глобальном масштабе продуктов так называемой «массовой культуры» (или «жанрового кино», или течения «мэйнстрим»), что обусловливает необходимость большего внимания в системе кинообразования к ценностным ориентирам этой продукции. В-третьих, система современного кинообразования не может обойтись и без анализа ценностных ориентиров так называемого «элитарного кино» (или «авторского кино», или «артхауза»). Если традиционное кинообразование ХХ в. было основано на изучении классики советского и мирового кино, несущего преимущественно позитивные житейские ценности, воплощенные в высокой художественной форме, то кинообразование XXI в. должно основываться на осмыслении реального функционирования экранного процесса с многообразием его художественных форм, этических установок, национальных специфических проявлений и глобальных тенденций.
Современный экран активно формирует ценностные ориентации личности, особенно в контактах фильмов с молодежной аудиторией. Этические концепции картин, типы героев, авторские позиции создателей фильмов- все влияет на молодежную аудиторию (а современная экранная аудитория преимущественно молодежная). Поэтому эстетические аспекты кионообразования неотделимы от этического воспитания, от выработки у молодежного зрителя умения самостоятельно вычленять в фильме авторскую позицию и принимать ее или противостоять ей. В этом могут помочь все формы кинообразования, кинопросвещения и киновоспитания.
Выделим ценностные ориентиры, важные в системе кинообразования. Основные из них- отношение к отечественной истории, патриотизм, любовь к Родине, понимание значения Великой Победы, осмысление роли семьи, процессов социализации подростка, темы любви и секса, духовной силы и физического насилия, эгоизма и человеческого братства, национального и глобального. В более широком смысле это вечные общечеловеческие проблемы добра и зла, нравственного выбора человека, смысла жизни.

Молодежное движение в Беларуси, носящее название «Жыву у Беларус i тым ганаруся» воплощает идею, образно выраженную Я. Коласам: «Мой родны кут, як ты мне мты!», А. Пушкин воплотил подобную мысль в строчках: «Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». История Отчества, ставшая частью личной духовной истории, обогащает личность молодого человека. В кинематографиях разных стран созданы эпопеи о национальной истории своих народов. В русском кино- это фильм «Война и мир» С. Бондарчука по роману Л. Толстого. В последние годы созданы картины «Кочевник» и «Монгол» С. Бодрова, в которых утверждается идея величия исторического пути народов Средней Азии. В белорусском кино, к сожалению очень мало фильмов о крупных исторических деятелях и исторических событиях минувших эпох, которые бы поддерживали тонус высокого этнического самосознания. Такие деятели, крупные исторические личности, как Ефросинья Полоцкая, Франциск Скорина, могли бы стать героями этически и эстетически значимых киноэпопей и активно воздействовать на ценностные ориентации современной молодежи. Единственный современный белорусский фильм на историческую тему «Анастасия Слуцкая» режиссера Ю. Елхова был решен в жанре исторической легенды. В нем большое внимание было уделено вымышленной истории любви к княгине Анастасии Олелькович (16 в.) язычника Будимира. Эта линия была данью коммерческому кино. В то же время интерес массовой (в основном молодежной) аудитории к фильму был обусловлен именно исторической тематикой, зрителям были интересны сцены борьбы Слуцка во главе с княгиней Анастасией с татарским нашествием. Особенно привлекала зрителей сцена поединка героини с ханом Баты-Гиреем.

Идеи патриотизма, любви к Родине особенно ярко проявились в белорусском кино на материале фильмов о Великой Отечественной войне. Этот массив национальных фильмов - лучшее, что создано студией «Беларусьфильм» в послевоенные годы. Неоценимым художественно значимым материалом в различных формах кинообразования являются ге-роико-романтические фильмы, созданные по реальным биографиям («Константин Заслонов» В. Корш-Саблина, «Часы остановились в полночь» Н. Фигу-ровского), лирические киноповести о детстве послевоенного поколения («Я родом из детства» В. Турова, «Венок сонетов» В. Рубинчика, «Иван Макарович» И. Добролюбова), кинотрагедии о жертвах войны, женщинах и детях, сгоревших в огне Хатыней («Иди и смотри» Э. Климова, «Свидетель» В. Рыба-рева, «Знак беды» М. Пташука). Очень важно, что во всех этих и других картинах у героев, оказавшихся в самых драматических и трагедийных ситуациях, сохранились высокие нравственные ориентиры. Они не теряли свою душу живую, не утрачивали высшие качества своей души- совесть, милосердие, жертвенность, чувство коллективизма.

В начале XXI в. в некоторых кинематографиях мира начался пересмотр итогов Второй мировой войны. Зрителями стало совсем молодое поколение, воспитанное преимущественно на американских боевиках, пропагандирующих диктат физической силы. Война стала рассматриваться как столкновение двух «диктаторских систем»- «сталинской» и «гитлеровской». Герои картин представлялись как безвольные жертвы этих систем, одинаково гибнущих в жерле войны. Из фильмов стало исчезать понятие «Войны Священной», «Войны Народной».

Уравнивались агрессоры- «арийцы», носители фашистской идеологии, стремящиеся стереть с лица земли или превратить в рабов другие народы, - и защитники родной земли, Отечества, семей, Родины. Историческое беспамятство привело к возрождению идей нацизма, «оправданию» фашистов, участвовавших в войне. Перекос нравственных ориентиров в определенной степени проявился и в кино России и Беларуси. Стала эксплуатироваться идея «детей репрессированных родителей», которые якобы обязательно становились противниками своего Отечества. Это проявилось, в частности, в российском фильме «Сволочи» А. Атанесяна, где юные дети репрессированных родителей - «сволочи» (преступники- убийцы, воры и т. д.) подготавливаются в специальном закрытом лагере как смертники-диверсанты, забрасываемые на парашютах в немецкие части. В белорусском фильме «Родина или смерть» А. Кры-нициной юные «сволочи»- также дети репрессированных. В спецшколе Абвера их подготавливают путем психологического «онемечивания» для диверсий на железных дорогах в тылу советских войск, для взрывов советских эшелонов с живой силой и техникой. Подобные картины не соответствуют исторической правде, но, самое важное, ценностные ориентиры их авторов фактически выражают в образной форме надежды фашистских агрессоров на то, что дети репрессированных станут врагами своего Отечества и будут сражаться в войне на стороне гитлеровцев. В реальности этого не случилось, но экран плодит мифы о «детях-сволочах», предающих свое Отечество. Если о современной молодежи принято говорить как о «наследниках Победы», то ряд фильмов пытается пересмотреть итоги Великой Победы- т. е. «отнять у победителей Победу».

Нравственные ориентиры очень важны при воплощении на экране тем семьи, родителей и детей, нравственного климата отношений между поколениями. К сожалению, на экране очень мало картин, где бы в позитивном плане показывались современные семьи. Скорее это можно увидеть в экранизациях, в частности в прекрасном фильме В. Никифорова «Отцы и дети» по И. Тургеневу. Или в фильме о военном детстве- картине «Я родом из детства» В. Туро-ва, где создан светлый, возвышенный образ семьи фронтовика.

Тема инициации, социализации подростка тесно связана в кино с темами выбора модели межличностных отношений, в том числе в такой интимной сфере, как любовь и секс. Если в традиционной художественной культуре (в том числе в русской литературе XIX- XX вв., в экранном искусстве советского периода) утверждается образ любви как возвышенной сферы чувств, то в современной экранной культуре утверждается и ширится образ вседозволенности, полной детабуированности в области морали. Идет массированное наступление на личность молодого зрителя, в сознание которого всеми изощренными способами внедряется идея отмены всех моральных норм и ценностей. Идет расширение молодежной аудитории, которой через экран внушается: «Все это есть в жизни, значит все это дозволено, все это современная норма». Показательно, что зачастую продукты «массовой культуры» и «артхауза» смыкаются в ценностных авторских ориентирах. Суть их такова: человек- животное, грязное создание, он ищет все более экстремальных ситуаций и раздражителей. В их числе- однополые связи, инцест, свальный грех, канибальство, педофилия, скотоложство и т. д. Трансвеститы, люди, переменившие пол, публично через телеканалы рекламируют себя. Подробно обсуждаются аспекты «сексуальной революции». Создаются экранные «гламурные» образы «звезд экрана», которые беспрерывно меняют своих сексуальных партнеров. Все это экранные образцы для молодежного поведения в реальной жизни. Призы подобным картинам на престижных международных кинофестивалях как бы подчеркивают их эстетические достоинства и ценностные ориентации авторов. Фильмы «Горбатая гора» о гомосексуалах и «Мечтатели» о троице, объединенной сексом (близнецы брат и сестра и их зарубежный гость), относятся вроде бы эстетически к сфере «артхауза», но этически это форма нравственного растления личности. Анормальность стремится утвердить себя как норму, расширить поле своего воздействия на аудиторию и отменить нормы морали.

К числу популярных современных «героев» относится не только «секс-символы», но и персонажи, воплощающие культ агрессивной силы и насилия. Если в советском кино героями были люди труда, защитники Отечества («Баллада о солдате», «Летят журавли», «Альпийская баллада», «Судьба человека»), то современный экран представляет молодежному зрителю в качестве «героев» киллеров, бандитов, воров, убийц (фильмы «Брат», «Консервы» и т. д.). Практически исчезли с экранов герои честного труда. Их заменили антигерои- модели для подражания юных зрителей. Соответственно изменилась лексика экранных персонажей. С экрана звучит нецензурная брань, которая «поощряет» юных зрителей общаться в жизни подобным образом (фильм «Изображая жертву»). Воровской экранный жаргон становится нормой и моделью подобного словесного общения в молодежной среде.

Сексуальный беспредел и культ силы на экране стал настолько массовым явлением, что впору говорить не о ценностных ориентациях личности, воплощенных на экране, а об «антиценностях» экрана, ра-стляющих современную молодежь. Каким же образом следует утверждать нравственные ценности в системе кинообразования на современном этапе? Прежде всего, современный педагог призван четко осознать современную критическую ситуацию в сфере массового кинорынка, спекулирующего на образах падения и упадка человеческой личности.

Ф. М. Достоевский в романе «Бесы» прозорливо предвидел трагические последствия падения ценностных ориентиров личности. Один из персонажей- Петр Верховенский перечисляет «наших»- тех, которые утратили нравственность. Это адвокаты, защищающие образованного убийцу, потому что он развитее своих жертв и не мог не убить, если ему денег надо. Верховенский считал, что два поколения разврата необходимо- «разврата неслыханного, подленького, когда человек обращается в гадкую, трусливую, жестокую себялюбивую мразь...» Современная «массовая культура» и часть «артхауза» зримо воплощает эти образы-желания Верховенского. Кинообразование целесообразно осуществлять с глубокой опорой на классику русской и белорусской литературы, в том числе на произведениях А. Пушкина, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Я. Купалы, Я. Ко-ласа, И. Мележа, В. Быкова, В. Короткевича, А. Адамовича. Их нравственные ориентиры одухотворены и высоко человечны. Для молодежи они- основа подлинной морали и духовности. Эти классические ориентиры важны и при анализе негативных тенденций в сфере экранного бизнеса, утративших нравственность антигероев и авторских концепций о низменной сути человеческой природы.

Но эти же классические ориентиры не менее важны в сфере кинообразования, связанной с освоением высших достижений мирового киноискусства. Здесь большое поле для подлинно творческих контактов молодежной аудитории с киноэкраном. Так, один из ведущих современных кинорежиссеров Эмир Кустури-ца считает, что фильмы должны исцелять души, говорить о смысле человеческого существования. В то время как современная цивилизация (то есть рынок), по его определению, нуждается лишь в картинах, которые пойдут на «ура» у публики, т. е. развлекательных, которые никак не затрагивают центральные моменты человеческой жизни, вопросы «кто есть человек» и «зачем я живу». Э. Кустурица, автор фильмов «Время цыган», «Черная кошка, белый кот», «Жизнь как чудо», принявший в 2005 г. православие, считает, что кино 70-х гг. XX в. было искренним, человечным, глубоко вовлеченным в жизнь общества. Оно давало миру героев, оно все было словно парафразом романов Достоевского, в частности, романа «Преступление и наказание». Нравственное киноискусство стремилось сделать мир гармоничным, а в современности, когда на телеэкранах можно увидеть ежедневно 50 смертей, смерть человека утратила свое значение. В то же время Кустурица считает, что «Андрей Рублев» А. Тарковского- самое значительное произведение мирового киноискусства. Именно в русской культуре сербский режиссер искал высшие смыслы, идя от Достоевского к Лермонтову, Платонову, Чехову. Познание своего места в мире было прочувствовано им через русскую культуру. Именно в ней фундаментальные основы человеческого существования, в ней заложена система ценностей, которым надо следовать всю жизнь.

Современный кинопроцесс многолик и внутренне противоречив. Кинообразование в XXI веке должно базироваться на образцах киноискусства, созданных в кинематографиях всех стран и несущих позитивные нравственные ориентиры в контексте национальных культурных традиций. Вместе с тем одна из важных задач кинообразования в XXI веке -выработка у молодежной аудитории высоких личностных ценностных ориентаций, которые помогут противостоять растлевающим образам вседозволенности и морального беспредела бездуховной «массовой культуры». Такой двуединый подход, учитывающий развитие кино и как вида высокого искусства, и как рыночного продукта, способствует совершенствованию кинообразования как важной формы современного эстетического образования и формированию эстетического сознания у молодежной экранной аудитории.


 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы