Главная Публикации "Эстетическое образование: проблемы и перспективы" - 2007 (г. Брест) АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБР УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ БЕРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОК УНИВЕРСИТЕТА

Ковалевская Алла Адександровна
Барарановичский государственный университет

УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ БЕРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОК УНИВЕРСИТЕТА

В условиях современных социокультурных изменений при сохранении фундаментальных основ педагогической науки и централизованного управления педагогическим процессом целесообразна адаптация образования к современным тенденциям преодоления демографического кризиса в Республике Беларусь. В его модернизации важно учитывать пути развития музыкальности будущего ребенка в пренатальный (внутриутробный) период у беременных студенток высших и средних специальных учебных заведений.

Актуальность проблемы пренатально-ориенти-рованного музыкального воспитания будущих детей подтверждается многочисленными исследованиями зарубежных (A. J. De Casper [1], I. Illich [2], А. Бертин [3], С. Гроф [4], М. Оден [5] и др.) и российских (А. И. Брусиловский [6], М. Л. Лазарев [7], Е. А. Ряпло-ва [8], Н. А. Чичерина [9] и др.) ученых, констатирующих избирательную активность плода с дальнейшим проявлением после рождения уже сформированных поведенческих навыков, более значимых по сравнению с позднее приобретенными. Проблема носит междисциплинарный характер (педагогика, психология, психофизиология, медицина, культурология, история, социология, музыкознание, кибернетика, теория информации, семиотика, общая теория систем и др.).
Важным аспектом адаптации беременных студенток к родам средствами музыки выступает сохранение ими физического, психологического, психического, нравственного и музыкально-психологического здоровья.

Всемирная организация здравоохранения (1984) определяет понятие «здоровье» как величину, способствующую, с одной стороны, реализации желаний и удовлетворению потребностей человека, а с другой - изменению им окружающей среды. В научной литературе данный термин трактуется в качестве целостного состояния, составляющими компонентами которого выступают соматическое (телесное), физическое (уровень роста, развитие органов и систем организма), нравственное (система ценностей, установок, мотивов поведения в социальной среде) и психическое (адаптационные способности к требованиям социума) здоровье [10].
Ученые (Б. С. Братусь, А. В. Шувалов и др.) различают понятия «психическое» как нормальность психических процессов и «психологическое» здоровье (И. В. Дубровина, А. А. Селезнев и др.) - ценностно-смысловое содержание развития личности.

Студенческий возраст- это время создания семьи и рождения первого/второго ребенка. В учебно-воспитательном процессе формированию позитивного эмоционального состояния беременной женщины и успешной адаптации ее к родам способствуют эмоции радости (удовольствие, ощущение легкости и уверенности в себе) и веселости (временное состояние радостного возбуждения). В результате многомерного шкалирования эмоционально окрашенных слов Расселом (1980) выделены следующие измерения: - «счастливо-печальное» - возбужденное, взволнованное, изумленное, счастливое, веселое,
обрадованное состояние;
- «возбужденное, напряженное, взволнованное -расслабленное,сонное» - довольное, расслабленное, благодушное, спокойное, умиротворенное расположение духа.
По мнению Г.-Г. Декер-Фойгта [11], «расщепление изнутри» у современной молодежи происходит оттого, что звук, влияющий на чувства, заключается в непосредственной взаимосвязи слуховых каналов через таламус и гипоталамус с лимбической системой, «центром чувств» мозга, т. е. системе, в которой при передаче сигнала в мозг о раздражении звукового рецептора рефлек-торно реагирует тело и пробуждаются эмоции. «Фундамент» - это средства музыкальной выразительности (метроритм, темп, динамика, лад, мелодия, форма) одинаковы для произведений различных стилей и эпох. Автор выделяет два звукоряда, оказывающие на человека внешнее и внутреннее воздействие. Ученый считает, что особенности эр-готропной (стимулирующей, активизирующей) музыки с пунктирным ритмом, мажорным ладом, диссонансами, ударной пульсацией, наличием резких взлетов и падений мелодии, стаккато, острых ладовых тяготений проявляются в следующих реакциях: повышение сердечно-сосудистого давления, учащении дыхания и пульса, расширении зрачков, раздражении кожи, возбуждении, сходным с состоянием опьянения, т. е. повышении возбудимости человека. Специфика трофотропной (успокаивающей, расслабляющей) музыки, характеризующейся отсутствием сильных акцентов, минором, консонансами, невысокой громкостью, легато, плавным движением мелодии, отсутствием острых ладовых тяготений, выражается в таких реакциях как снижение давления, замедление дыхания и частоты пульса, расслабление мышц, сужение зрачков, уменьшение раздражения кожи, появление чувства спокойствия, умиротворенности, т. е. преобладания возбуждения центральной нервной системы. Однако возможны и исключения в зависимости от ассоциаций и эмоций личности.

Современная музыкальная реальность отличается невероятной множественностью продуктов культуры (классика, джаз, фольклор, рок-музыка и др.). Музыкально-эстетическое сознание студенческой молодежи насыщено разнообразной звуковой информацией. Китч-восприятие (Б. Житомирский, Ж. Старнберг, А. Моль, Т. Чередниченко и др.), возникнув в литературе и живописи, отражаетустановку на безоговорочное принятие броских, модных, кричащих и общедоступных произведений. Данный тип коммуникации создает иллюзию эстетического взаимодействия образцов низкого уровня в процессе музыкального восприятия, имитируя приобщение к подлинному искусству. «Китчевое» (нем. - дешевка) восприятие стереотипно, ориентирует на клише, идеальную модель искусства, создавшуюся в сознании массового слушателя. Вследствие этого проблема методологической переориентации содержания музыкально-педагогического образования рассматривается сквозь призму теоретического переосмысления и научно-методологического обеспечения учебно-воспитательного процесса.
По нашему мнению, важным аспектом сохранения белорусской нации выступает музыкально-психологическое здоровье беременных студенток университета, понимаемое нами как интериориза-ция духовных ценностей, способствующая единству и нераздельности музыкального восприятия будущей матери и плода для реализации желания рождения музыкально развитого здорового ребенка, с одной стороны, и регулирования влияния на него окружающей среды, с другой.

В Барановичском государственном университете нами разрабатывается проект «Беременность и музыка», включающий условия, факторы, методы, средства и формы сбережения музыкально-психологического здоровья беременных студенток университета. Условиями сбережения музыкально-психологического здоровья выступают: а) обстоятельства, от которых зависит рождение музыкально-развитого ребенка; б) требования, предъявляемые к беременным студенткам; в) устное или письменное согласие на участие в эксперименте; г) правила, устанавливаемые для беременных студенток с целью сохранения музыкально-психологического здоровья; д) обстановка, в которой осуществляется развитие музыкальности будущего ребенка; е) задачи, из которых следует исходить будущим роженицам; ж) закрепление в общественном мнении необходимости сохранения музыкально-психологического здоровья в учебно-воспитательном процессе вузов.

Во-первых, важным обстоятельством, сопутствующим беременности, является обучение в университете. На этапе профессиональной подготовки студенты переживают множественные кризисы (дидактический кризис, кризис взаимоотношений с преподавателями и сверстниками, кризис профессионального выбора), сопровождающиеся рядом негативных проявлений. Дидактический кризис выражается в отрицательной динамике успеваемости, снижении у них желания учиться и самоэффективности, увеличении тревожности. Молодым женщинам необходимо адаптироваться также к студенческому и педагогическому коллективам, что приводит к кризису взаимоотношений. Кризис профессионального выбора (представления о профессии, удовлетворенность профессиональным выбором) связан со вхождением ими в будущую профессию.

Следует констатировать, что у беременных студенток адаптационные кризисы могут носить глубокий и затяжной характер, а их наложение - привести к усугублению физического и психологического состояния будущей матери. Наряду с адаптационными кризисами, переживаемыми на этапе профессиональной подготовки, женщины-студентки переживают кризисы семейной жизни, связанные со взаимоотношениями с супругом, его родственниками, друзьями, отказом от прежней жизни. Замечено, что беременность у студенток наступает чаще на втором и старших курсах, чем на первом. Как показывает практика наблюдения за студентами, адаптация к родам сопровождается серьезным эмоциональным кризисом, выражающемся в тревоге и страхе за здоровье будущего ребенка, боязни предстоящих родов, несущих перемены физическому телу женщины и ее социальному статусу. Возникают разочарования, снижается активность, появляется утомление из-за постоянного напряжения, вызванного подготовкой и сдачей экзаменов и зачетов в период сессии (зачастую экстерном).
Проблема управления адаптацией беременных студенток напрямую связана с кризисом рождения.

По мнению В. И. Слободчикова [12, с. 212], человеческая жизнь начинается с кризиса рождения, трактуемого как переход из внутриутробного к внеутроб-ному существованию, сопровождающемуся резкими звуками, ярким светом, толчками кроватки, изменением положения тела. Управление адаптацией беременных студенток к родам будет способствовать смягчению кризиса рождения, переживаемого новорожденным.

Во-вторых, к беременным студенткам предъявляются требования не только успешного обучения в вузе, но и развития музыкального восприятия плода. Проблема совершенствования музыкальности будущего ребенка - это формирование и ввод в его кодирующие и декодирующие механизмы более сложных программ музыкального воспитания. Например, в первом триместре беременности женщина может вести себя по-разному (инфан-тилизация и появление чувства взрослости, приводящие к частой смене настроения), поэтому подбор музыкальных произведений может осуществляться с учетом двух групп. Первой группе женщин с незначительными аффективными нарушениями (раздражительность, вспыльчивость, слезливость, обидчивость) можно предложить утреннее активизирующее «Адажио» из балета «Маленький принц» Е. А. Глебова и др., дневные релаксационные фрагменты «Снежной королевы» Э. Б. Зарицкого, вечерние белорусские колыбельные песни, «Фантазию для лютни» Ф. Мафона и др. Второй группе, картина беременности которых отличается полиморф-ностью, множеством проявлений (обмороки, скачки артериального давления, эмоциональные расстройства и др.) кроме вышеизложенной программы в кризисных ситуациях рекомендуется слушать произведения В. А. Моцарта. Следовательно, забота о материнстве и детстве с опорой на контроль субъективных влияний на беременность, коррекцию и компенсацию негативных социальных и психологических факторов будет способствовать становлению и развитию взаимодействия матери и ребенка.

Интраперсональными индикаторами сохранения беременными студентками музыкально-психологического здоровья выступают:
способность адаптироваться к родам средствами музыки;
инициативность в выборе музыкальных произведений для восприятия плодом в различное время суток;
уверенность в стимулировании музыкой рождения здорового ребенка;
- планирование деторождения и ответственность за сохранение белорусской нации. Интерперсональными индикаторами, способствующими развитию музыкальности будущего ребенка являются:
умение беременной студентки вести здоровый образ жизни;
эмпатия к музыкальным способностям будущего человека;
поддержка эмоционального состояния счастья беременности посредством звукового ряда. По нашему мнению, критериями музыкально-эстетической воспитанности беременных женщин-студенток выступают: а) умение регулировать собственное эмоциональное состояние средствами эр-готропной (стимулирующей и активизирующей) и трофотропной (успокаивающей и расслабляющей) музыки, т. к. счастливая женщина продуцирует эн-дорфин, а испуганная и взволнованная - адреналин;
б) учет специфического воздействия музыки на организм будущего ребенка (уровень громкости, стиль, жанр, направление (наиболее благоприятное воздействие производят произведения В. А. Моцарта, пение колыбельных песен; отрицательное воздействие оказывает рок-музыка, реп разрушает клетки головного мозга ребенка, восприятие эстрадной музыки может привести к рождению дебильных детей и др.); в) настройка биологических часов будущего ребенка; г) подготовка женщины-студентки к родам (дыхание, вокально-речевая деятельность, движение и рисование под музыку, игра на музыкальных инструментах и др. ; д) влияние на интеллект, творческие и музыкальные способности будущего ребенка, стимуляция его познавательного и эмоционального развития.

В-третьих, устное или письменное согласие беременной студентки на участие в эксперименте выступает документальным подтверждением предотвращения ее претензий к степени развития музыкальности рожденного ребенка, ухудшению самочувствия вследствие музыкального восприятия, различным аспектам здоровья на этапе беременности.
В-четвертых, - это правила, устанавливаемые для беременных студенток с целью сохранения музыкально-психологического здоровья, которые им следует соблюдать с учетом триместра беременности, самочувствия посредством различных видов деятельности (пение, восприятие, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения). Будущие роженицы Республики Беларусь - в большинстве своем белорусские женщины, поэтому желательно включать в репертуар для прослушивания произведения белорусских композиторов и народные песни, вызывающие чувство комфортности при их музыкальном восприятии. В связи с этим необходима разработка пакета музыкальных произведений белорусских композиторов для проведения музыкотерапевтических занятий с беременными.

В-пятых, обстановка, в которой осуществляется развитие музыкальности будущего ребенка - это музыкально-эстетическая среда, которая способствует: а) сохранению музыкально-психологического здоровья; б) стимулированию познавательного, эмоционального и психомоторного внутриутробного развития будущего ребенка; в) физической и психологической подготовке к родам средствами искусства; г) развитию культуры музыкального восприятия; д) кодированию плода в утробе матери средствами музыки; е) декодированию его, т. е. осознанию и удовлетворения потребностей будущей матери и ребенка; ж) наличию общей системы пре-натального образования в Республике Беларусь.

В-шестых, - это задачи, из которых следует исходить будущим роженицам, т. е. условия, при наличии которых возможно сбережение музыкально-психологического здоровья беременных студенток вузов. На наш взгляд, таковыми выступают: а) разработка концептуальных оснований, базирующихся на методологическом, проблемном, целевом, теоретическом и ценностном блоках; б) создание модели музыкально-эстетической среды, способствующей сохранению музыкально-психологического здоровья будущих рожениц; в) подготовка технологии реализации проекта «Беременность и музыка»; г) научно-методическое обеспечение его ресурсного, организационного и других аспектов внедрения и тиражирования.

В-седьмых, важным условием является закрепление в общественном мнении необходимости сохранения музыкально-психологического здоровья в учебно-воспитательном процессе вузов, а также научно-методическое обеспечение пренатально-ориентированного музыкального воспитания беременных женщин Республики Беларусь средствами исследовательских музыкальных программ и инструментария.

Таким образом,реализация различныхусловий сохранения музыкально-психологического здоровья беременных студенток в вузе средствами дифференцированного восприятия звукового ряда, специальной подготовки обучающихся к родам средствами музыкального искусства, сопроводительной музыкально-эстетической программы, выстроенной с учетом индивидуально-психологических и национальных особенностей белорусских беременных студенток будут содействовать их успешной адаптации к предстоящим родам; улучшению эмоционального состояния, снятию страха перед предстоящими родами и преодолению новорожденными кризиса рождения.


Медвецкая Наталья Михайловна
Витебский государственный университет им. П. М. Машерова

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ФИЗКУЛЬТУРЫ

Личностное развитие человека осуществляется в течение всей его жизни. Поэтому качество личности не может быть абсолютным определением человека, но лишь относительным для данного момента развития и становления индивидуума, его самообразования [1, с. 57].
При рождении ребенка обстоятельства образуют человека еще в детстве, но по мере взросления он в большей мере сам творит обстоятельства и образует себя как личность.
В юношеском возрасте представители обоих полов достигают физической и половой зрелости, их уровень самосознания себя как личности и представителя противоположного пола становится достаточно высоким. Поэтому именно в этом возрасте человек впервые задумывается об истинной сложности взаимоотношений между мужчиной и женщиной во всех психофизиологических и духовно-нравственных аспектах их проявлений [2, с. 4].
Гендерная культура - это культура взаимоотношений между полами. Она является базовым компонентом культуры личности. Критериями ее сфор-мированности являются:
установление принятых в обществе взаимоотношений между юношами и девушками, мужчинами и женщинами;
наличие знаний о физиологических, психологических и эстетических особенностях представителей обоих полов;
проявление заботы юношей и девушек друг о друге;
наличие искренности, доверия, взаимопонимания, верности, честности во взаимоотношениях с представителями противоположного пола.

Психологические особенности поведения мужчин и женщин
Гендерная культура предполагает наличие знаний о психологических особенностях мужчины и женщины- знаний психологии пола.
Известный американский психолог Д. Майерс [3, с. 67] приводит следующие различия, которые существуют между мужчиной и женщиной:
пубертатный период наступает у мужчины на 2 года позже, чем у женщины;
по росту средний мужчина выше средней женщины на 15%, умирают мужчины на 5 лет раньше, чем женщины;
женщины в два раза чаще страдают от тревожности и депрессии;
женщины в три раза реже совершают самоубийства, чем мужчины;
вероятность того, что женщина станет алкоголиком, меньше в пять раз;
женщины менее склонны к асоциальным действиям во взрослом возрасте, т. е. менее агрессивны;
женщины менее склонны к расстройствам речи и синдрому гиперактивности в детстве, чем мужчины;
женщины более склонны к опеке и более чувствительны;
мужчины во главу угла ставят информационный обмен и сотрудничество, женщины- отношения между людьми.
Известно, что мужчины выступают инициаторами большинства деловых свиданий. В ситуации, где нет распределения ролей, они чаще берут на себя роль лидера. Мужчины более склоны к авторитарности, а женщины- к демократии. Мужчинам лучше удается директивный и проблемно-ориентированный стиль социального лидера, а женщинам - стиль лидера, создающего и поддерживающего дух команды. Люди охотнее воспринимают «сильное и напористое» мужское руководство, чем «навязчивое и агрессивное» женское.

Однако, диапазон индивидуальных различий между людьми по параметрам как чувства независимости и доминирования, так и по большинству других социальных проявлений, значительно превосходит диапазон тендерных различий [4, с. 45].
Методы. Исходя из вышесказанного, задачами данного исследования являлись - изучение психологических, личностных и поведенческих особенностей представителей обоих полов.
С этой целью были проведены исследования студентов 2 курса факультета физической культуры и спорта педагогического университета.

Для ответов на вопросы был предложен тест «Знаете ли вы психологию мужчины и женщины? «.
Вот примерный перечень вопросов теста:
Женщина худший руководитель, чем мужчина.
Мужчина меньше, чем женщина, склонен к заболеванию бронхитом.
Женщина больше, чем мужчина, стремится разнообразить жизнь.
Мозг мужчины по объему и весу больше, чем мозг женщины.
Женщины более склонны принимать все на себя.
За каждый совпадающий с «ключом» ответ выставляется один балл и баллы суммируются. Ниже приведена оценка тестов на основании баллов.
До 12 баллов. Для вас мужчина или женщина является загадкой, изучайте правильные ответы.
12- 20 баллов. Кое-что о мужчинах и женщинах вы знаете, не еще не все. Постарайтесь изучить их более реалистично (и на работе, и дома, и в эмоциональной жизни).
21- 32 балла. Знакомая картина! Еще немного и вы станете читать в их душе, как в открытой книге.

33-40 баллов. Вы эксперт по мужским или женским вопросам! Оцениваете мужчин или женщин безошибочно. Такое понимание мужской или женской психологии предопределяет счастье в семейной жизни.
Результаты. Из 60 опрошенных студентов ответы попадались в интервале 21-33 баллов.
Характерно, что 80% студентов составляли юноши 18-20 лет, занимающиеся активно физической культурой и спортом. 40% из них - спортсмены разрядники. Девушки набрали в среднем 20-25 баллов, в то время как юноши отвечали более уверенно и диапазон их ответов соответствовал 25-27 баллов.

Обсуждение. Данные исследований по психологическому тесту позволяют сделать заключения, что совпадения в ответах и итоговая сумма баллов характеризует специфику поведения и физической деятельности студентов. Таким образом, систематические
занятия физической культуры и спорта влияют на их психическую и эмоциональную сферу.
В связи с этим, у исследуемых проведена характеристика типа высшей нервной деятельности по анамнестической схеме.

Были предложены 42 вопроса определяющих силу нервных процессов, их уравновешенность и подвижность, проявляющиеся в учебной и поведенческой деятельности. Испытуемый давал ответ в баллах по шкале, согласно которой подсчитывалась алгебраическая сумма баллов, причем за 100% принималось общее число оценок, умноженное на максимальный балл. Ориентировочные границы: 50% и более -высокая, 49-25%- средняя, 24-0%- низкая сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов.

Из приведенных в таблице данных наибольший процент составили студенты (без достоверных различий юноши и девушки) с наиболее благоприятным для занятий спортом типом ВНД (сангвиники), что существенно влияет на развитие у них психологических особенностей, выявленных по ранее проведенному тесту «Знаете ли вы психологию мужчины и женщины?

Литература

  1. Агеев, В. А. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов  В. А. Агеев Вопросы психологии. - 1987. - № 1. - С. 152-158.
  2. Горбачева, О. П. Программа «Психологические основы гендерной культуры молодежи» / УО «Витебский гос. ун-т им. П. М. Машерова»; сост. Горбачева О. П. - Витебск: Изд-во ВГУ им. П. М. Машерова.
  3. Майерс, Д. Социальная психология/Д. Майерс; пер. с англ. - С-Пб., 1999.
  4. Алешина, Ю. Е. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины/ Ю. Е. Алешина, А. С. Болович Вопросы психологии. - 1991. - № 4. - С. 74-82.




 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы

Эстрадный вокал школа.