Клёнина Валерия Викторовна
Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ИСКУССТВУ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Современная образовательная практика диктует необходимость активного привлечения искусства к процессу целостного развития личности. Особенно актуальным становится эстетическое воспитание, позволяющее посредством общения с различными видами искусства многогранно осваивать окружающий мир, овладевать опытом, накопленным человечеством, приучающее мыслить глубоко и оригинально. В «Канцэпцый выхавання дзяцей i навучэнскай моладз1 у РБ» особое место отводится формированию эстетической культуры, критериями сформированности которой являются:
наличие стремления приобщаться к искусству и природе;
наличие эстетической потребности в преобразовании окружающей действительности по законам красоты и нетерпимости к безобразному;
умение воспринимать искусство, сопереживать и получать удовольствие от высокохудожественных образов;
умение дать эстетическую оценку произведению искусства и объекту природы;
способность художественно-творческого самовыражения;
эстетизация отношений с окружающими людьми [4, с. 4].

Искусство - высшая форма освоения мира, которая формирует эстетически ценностную ориентацию человека в мире. Это один из элементов культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности. В отличие от других способов познания, понимания и интерпретации окружающей действительности, искусство стремится к целостности в этих процессах, выполняя среди прочих «культурогенную функцию». Ее проявление характеризуется включением человека в культуротворческую деятельность и строительство новой реальности - художественного мира через:
личностное понимание и осмысление высших ценностей предыдущего опыта поколений;
достижение осмысленного опыта отношений с многообразием мира к существующей социально-культурной ситуации.

Контакт с искусством в культурно-образовательном пространстве позволяет влиять на развитие и воспитание чувств, обогащение целостного восприятия, развитие проектных способностей, выработку навыков смыслопонимания и эстетической оценки.

Во всевозможных вариантах ценностных систем объявляются духовные ценности, ибо общей характеристикой аксиологического мира в его культурно-историческом развитии является духовная сущность. С нашей точки зрения, духовные ценности выдвигаются на первый план по сравнению с иными, т. к. проявляют эстетические предпочтения индивидов или конкретного социума и способствуют наполнению культурного содержания человеческого общества высшим смыслом и гармонией через духовно-нравственные мерила.

Духовные ценности содержат в своей структуре особый класс - «эстетическую ценность». Специфичность данного понятия определяется своеобразным характером эстетического отношения человека к действительности, чувственно духовным, бескорыстным восприятием. Л. А. Закс относит подобную характерность к «суперпрагматическому типу ценностного сознания», который «охватывает ценностные отношения, лишенные утилитарного содержания, открывающие самодовлеющую духовную значимость действительности, ее совершенно особую, нефункциональную целесообразность, доступную только субъектам, свободным от гнета материальных потребностей и интересов» [3, с. 20].

Эстетическая ценность, превращаясь в противоположность утилитарной ценности, предполагает известную свободу от непосредственной материальной потребности и требует бескорыстного к себе отношения. Ценность осознается в акте оценки. В науке сегодня существуют различные точки зрения на её содержание и значение. Одни исследователи принимают оценку, но понимают её как реализацию существующей в предмете ценности и не признают аксиологический характер эстетического отношения как такового (Столович Л. Н.). Другие, в связи с акцентировкой ценностной сущности эстетического отношения, рассматривают оценку как негативное явление, «неприятие каких-то сторон жизни... отказ от познавательной установки, от желания понять, вместе весь мир в целом» (Москаева А.). Наибольшее признание получила точка зрения, представляющая оценку как выражение субъективного отношения к ценности, ценностную реакцию индивида на меру соответствия предмета (явления) его потребностям или потребностям общества (Лупан С. Г.).

Эстетическая ценность находит свое выражение в диалектическом процессе единства отображаемого объекта и воспринимающего субъекта, который рассматривается в эстетике как эстетическое отношение.

Исторически выкристаллизовалось несколько моделей определения сущности данного понятия:
1.Объективно-духовная - эстетическое отношение как результат одухотворения мира Богом или Абсолютной идеей (Тертуллиан, Фома Аквин-ский, Платон, Гегель).
2.Персоналистская или субъективно-духовная - эстетическое отношение как проекция духовности личности на бездуховную действительность (Т. Липпс, Мейман, Жан Поль). В данном случае эстетическое отношение рассматривается только как проявление нашей субъективности, которая не связана с объектом.

З.Субъективно-объективная - эстетическое отношение как единение свойств действительности и возможностей человека (Аристотель, Сократ, Н. Чернышевский, М. Каган).

С последней точкой зрения созвучно мнение С. С. Гольдентрихта, рассматривающего эстетическое отношение как «нечто субъективное, устанавливаемое мировоззрением, оценочным актом сознания человека. Оно существует объективно в виде прекрасного, трагического, комического в человеческом сознании. Поэтому когда мы говорим об эстетическом отношении, то речь идет не только об оценочном моменте, а прежде всего об эстетических явлениях самой объективной деятельности, отражаемых в сознании» [2, с. 29]. Подобной позиции, согласно которой отношение человека к действительности детерминируется объектом, придерживаются исследователи, утверждающие, что эстетическое отношение не может существовать без эстетического предмета, который является условием существования эстетического отношения. Объективным эстетическое отношение будет только в том случае, если оно является отражением объективных эстетических качеств самой действительности [1, с. 50]. Следовательно, особенности всех видов отношений, в том числе и эстетического, определяются особенностями такой стороны действительности, на которую оно обращено, а также готовностью человека к данному виду отношения. В процессе формирования эстетического отношения человека значительное место занимает развитие его способностей адекватно воспринимать и понимать предметы и явления окружающей действительности, и в частности произведения искусства.

В широком смысле эстетическое отношение представляется как сложная многокомпонентная структура, рассматриваемая как метакатегория художественной педагогики, интегрирующая эстетические категории, которые обозначают определенные способы эстетического освоения действительности, но формируются, проявляются и обретают свою сущность только в эстетическом отношении:

эстетические эмоции, чувства, переживания и состояния, которые выражают эмоционально-чувственное освоение деятельности (эмоциональный компонент эстетического отношения);
эстетическое восприятие, эстетические суждения и представления, которые обеспечивают эстетическое познание мира (гносеологический компонент эстетического отношения);
эстетические оценки, вкусы, нормы, идеалы, которые составляют всё многообразие эстетических ценностей, а также связанных с ними эстетических мотивов, потребностей и способов их удовлетворения (аксиологический компонент эстетического отношения);
эстетические деяния, которые выступают как продуктивный результат эстетического освоения окружающего мира, а также как предпосылка к новому познанию, оценке, чувствованию на более высоком уровне (деятельност-ный компонент эстетического отношения) [5,
с. 10].

Уникальность и специфика эстетического отношения, осуществляющего неординарную, натуралистически и физиологически не интерпретируемую связь человека с окружающим, обуславливается его неутилитарным, аксиологическим и эмоциональным характером. В процессе сложного воздействия эстетического объекта на воспринимающий субъект неизбежно возникают эстетические эмоции и чувства, так как общение с искусством неизменно вызывает эмоциональные реакции человека. Характерной особенностью эстетических эмоций является то, что они могут возникать в умственной сфере (без внешнего стимула), обладать в своём развитии относительной самостоятельностью и быть исключительно устойчивыми. Это «умные эмоции», которые в большей степени принадлежат к области интеллектуальной, чем к аффективной, отличаясь по своей природе и характеру протекания от эмоций внеэстетического порядка. Образуясь на основе обобщения множества жизненных впечатлений как результат долгого общения с различными объектами в различных обстоятельствах, они обладают возможностями отражения, обобщения и концентрации видового опыта человечества, складывающегося и обогащающегося в процессе общественно-преобразовательной деятельности.

В процессе формирования эмоционально-эстетического отношения учащихся к искусству совершенствуются не только эстетические качества личности, но и духовное ее развитие. Некоторые исследователи установили, что структура эстетических чувств является многоуровневым образованием, включающим непосредственные эмоциональные реакции и эмоционально-обобщающие чувства, в которых присутствует различное комбинационное единство чувственного и рационального. При этом на первом уровне данная взаимосвязь выступает как превалирование чувственного над рациональным. Для эмоционально-обобщающих чувств характерна гармония между ними, проявляющаяся уже на более высоком уровне эмоционально-эстетического отношения - уровне эстетического вкуса, который составляет основу не только в определении эстетического отношения к произведениям искусства, но и к окружающей действительности, к микро- и макрокосму человеческого социума.
В процессе целенаправленного художественного воспитания происходит формирование эстетической культуры индивида и таких ее элементов, как эстетическое сознание личности; эстетические моменты различных видов деятельности; эстетическое воспитание. Развивается культура чувств, т. е. определенная степень эмоциональной одухотворенности человека, высокий уровень чувственной сферы индивида. В результате проецируется востребованная современной общественной ситуацией творческая личность - личность, постоянно находящаяся в процессе активной деятельности, которая держит уверенный курс на познание действительности и ее эволюционное преобразование; личность, способная создавать что-либо неординарное во всех сферах своего проявления, и в результате продуктивного использования творческого мышления способствующая дальнейшему развитию культуры человеческой общности.

Перед педагогами стоит задача поэтапного развития эстетических интересов и потребностей, активизации учащихся, их тенденции к самостоятельности, воспитания способности к обобщению и повышению уровня самосознания. Необходимо создавать благоприятные условия для формирования у подрастающего поколения высоких эстетических идеалов, полноценных критериев оценки художественного произведения, умения обобщать эстетические суждения, вырабатывать ценностные отношения и ценностные ориентации высокого порядка, а также для создания возможностей эмоциональной идентификации личности, которая осуществляется в процессе эмоционального общения в коллективном творчестве, стимулирует личность каждого ученика в эмоциональном преобразовании внутреннего мира, активном отношении к творческой деятельности.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы