Карпилова Антонина Алексеевна
Институт искусствоведения, этнографии и фольклора им. К. Крапивы НАН Беларуси (г. Минск)

КИНОМУЗЫКА КАК ФАКТОР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Очевидный в последние десятилетия во всем мире кризис традиционных методов образования связан, в немалой степени, со стремительным распространением массовой аудиовизуальной культуры. В соответствии с этим процессом в учебной практике, в различных звеньях образовательной системы нашей страны предпринимаются попытки проведения спецкурсов, экспериментальных уроков, лекционных циклов и семинаров. Общество начало осознавать, что проблема исследования массовой культуры - медийной, экранной, музыкальной и т. д. - имеет важное значение для современной педагогики - от уровня детской школы до вуза, где формируются кадры специалистов-профессионалов.

В Белорусской государственной академии музыки автором данной статьи более 10 лет ведется специальный курс «Массовая музыкальная культура», предназначенный для студентов-музыковедов -будущих педагогов, музыкальных критиков, научных работников. В 2001 году была издана программа-конспект, которая носит экспериментальный характер. В ней сделана попытка преодолеть изолированность учебного процесса от современной музыкальной практики. В программе нашли отражение различные виды и жанры массовой музыкальной культуры, получившие распространение во всей мировой музыкальной практике. Подобная проблематика не получила еще должного внимания в традиционной педагогике и мало освещена в отечественной методической литературе. При составлении программы мы опирались на опыт Музыкально-педагогического института (ныне Российской академии музыки) им. Гнесиных, Государственного музыкального училища им. Гнесиных, Ленинградского музыкального училища им. М. П. Мусоргского, детской музыкальной школы № 36 им. В. Стасова г. Москвы, на программы, составленные педагогами этих заведений. Однако эти учебные курсы и программы основываются, в первую очередь, на изучении истории стилей эстрадной и джазовой музыки. В нашей программе делается попытка охватить более широкое проблемное поле массовой музыкальной культуры, включить современные театральные и аудиовизуальные формы ее бытования, в том числе киномузыку, мюзиклы, видеоклипы, а также пограничные, синтетические формы взаимодействия массовой музыкальной культуры с академической и народной музыкой - так называемые «третье» и «четвертое» направления.

Основные задачи курса состоят в широком охвате современной музыкальной культуры, приобретении студентами навыков ориентирования в многоликом мире музыки, укреплении их мировоззренческой и эстетической позиций, способности критического осмысления явлений окружающей музыкальной действительности. При ведении курса учитывается современный научный подход к проблеме масскультуры. Он связан с пониманием возрастания ее роли в жизни современного общества, с определенными достижениями в этой области, с общей тенденцией современной музыки к активному взаимодействию различных стилевых направлений. Следует признать, что аудиовизуальная массовая культура стала мировым, общечеловеческим явлением и в этом смысле является фактором глобализации культуры.

Известно, что в теориях массовой культуры продолжают существовать две тенденции: критическая и апологетическая; с одной стороны, Т. Адорно, М. Xор-кхаймер, с другой - Д. Белл, Д. Маклюэн. В русскоязычной литературе теоретическая разработка проблем массмедийной культуры началась в 1980-х годах, с появлением исследований А. Кукаркина, Б. Грушина, К. Разлогова, а также музыковедческих работ А. Сохо-ра, В. Конен, А. Цукера, Д. Житомирского и др. В белорусском музыкознании выделяется книга профессора БГАМ Т. Щербаковой «Бытовая музыкальная культура XIX века и профессиональное композиторское творчество». Всем этим работам свойствен углубленный, взвешенный методологический подход к изучению сложного феномена массовой культуры. Общая методологическая посылка состоит в том, что массовая культура, и музыкальная в частности, рассматривается как закономерный процесс в развитии современного постиндустриального общества, не зависящий от его социальной структуры, и характерный для конкретного этапа развития СМИ и СМК.

Педагогическая практика показывает, что одной из наиболее востребованных молодежной аудиторией является такая область массовой культуры, как аудиовизуальные формы ее бытования, в частности музыка в кино, разнообразные жанры музыкального фильма, мюзиклы, видеоклипы, - формы, относящиеся к интегративным явлениям культуры XX века. Особый интерес аудитории к киномузыке во многом обусловлен влиянием так называемой «второй звуковой революции», происходящей в мировом кинематографе с 1970-х годов в связи с появлением качественно новой аудиотехники, что сказывается во все большем привлечении молодежной аудитории в кинотеатры. Именно визуальные и звуковые эффекты, активно используемые и порой эксплуатируемые современным кинематографом, во многом определяют и стимулируют интерес зрителей к новому кинорепертуару. Статистические данные показывают, что молодые зрители остается основным потребителем экранной продукции. Именно молодежная аудитория, порой не осознавая причин тяготения к определенной кинопродукции, наиболее подвержена влиянию звукового и, в частности, музыкального элемента фильма.
На занятиях со студентами важна методологическая установка, объясняющая основные эстетические характеристики изучаемого предмета. Так, художественно-эстетический статус киномузыки определен ее пограничным положением, принадлежностью к двум видам искусства: музыкальному как первоисточнику и экранному как контекстуальной среде. Автономное существование музыки сменяется подчиненным, когда она входит в фильм на правах его компонента. Если вначале музыка мыслилась композиторами как придаток к изображению, то постепенно она приобрела статус эстетического явления, избавившись от исключительно функционально-прикладного назначения в фильме. Киномузыка - это феномен художественного творчества, имеющий свои типологические признаки, которые выработались на протяжении 80-летнего периода истории звукового кинематографа.
Среди основных функций киномузыки обычно выделяют эстетическую, развлекательную и воспитательную.

В современной экранной культуре большой акцент делается на развлекательном моменте. Однако эстетическая и воспитательная функции киноискусства остаются важнейшими для современного кинематографа, особенно предназначенного для молодежной и детской аудитории. Роль музыки в этом процессе не следует преувеличивать, но не стоит и преуменьшать: она является не доминирующей, а дополняющей линией фильма, как бы «аккомпанирующей» основному содержательному ряду - изобразительному.
Киномузыка как фактор эстетического образования, в первую очередь, расширяет культурный кругозор зрителя, знакомит его с разнообразными музыкальными стилями, областями музыкального творчества - не только массовой музыкальной культурой, но и народной, церковной и академической музыкой.

Исторические фильмы и фильмы-легенды, например, включают в себя соответствующую музыку, связанную с характеристикой конкретной эпохи. Здесь уместны цитаты из народной музыки или классических музыкальных произведений, а также стилизация в духе старинной музыки. Так зритель получает представление о музыкальной культуре разных эпох и разных народов.
Включение композиций групп «Палац» и «Троица» в современные белорусские фильмы «Анастасия Слуцкая» (2000), «Три талера», «Маленькие беглецы» (оба 2005) имеет не только эстетико-культурологи-ческий, но и воспитательный аспект. Звуковую партитуру этих кинолент обогащают тембры древнейших народных инструментов - домры, смыка, гуслей, дудок, жалейки, лиры, окарины в сочетании с современной перкуссией и электроинструментами. Звуковой компонент как бы поднимается над приключенческим сюжетом и не только сопровождает действие, но становится аудиомузыкальным образом родного края. Зритель больше узнает о музыкальной культуре своего народа.

Неизмеримо высоко эстетическое назначение музыкальной классики, включенной в тот или иной фильм. В классической музыке сконцентрировано проверенное веками представление человека о духовности, красоте и гармоничности мира. В картинах многих режиссеров классическая музыка составляет не фон, а необходимую атмосферу действия, становится истинным нравственным и эстетическим камертоном, по которому сверяются и действия героев, и авторское размышление над вечными вопросами бытия. В финале белорусской картины «Иди и смотри» (1985) долго накапливаемое трагическое чувство находит выход в светлой печали знаменитой «Лакримозы» из Реквиема В. А. Моцарта. В переводе с латинского «слёзная», эта музыка отпевает и оплакивает бесчисленные жертвы войны, несет в себе эмоциональное просветление и очищение. В киноленту «Отступник» белорусский режиссер В. Рубин-чик включил многочисленные цитаты из музыки В. А. Моцарта, В. Беллини, Я. Сибелиуса, в контексте которой фантастическая притча об опасности клонирования людей, в частности политических деятелей, звучит особенно остро и предостерегающе.

Второй важный момент в эстетическом воздействии киномузыки состоит в том, что посредством ее кинозритель учится воспринимать кино как синтетическое искусство, в котором взаимодействуют разнообразные элементы и носители различных эстетических ценностей. В результате подобного синтеза возникает новая эстетическая целостность. Зритель воспринимает фильм по вертикали и горизонтали, в его зрительной и звуковой сферах, в единстве актерской игры, изобразительного и музыкально-звукового ряда. В фильме «Зеркало» (1975) А. Тарковского музыка органично сочетается с образами живописи и поэзии. Звучание эмоционально строгой и целомудренной музыки И. С. Баха, А. Вивальди и Г. Пёрселла, изобразительная стилистика картин Л. да Винчи, П. Брейгеля, чтение за кадром стихов Арс. Тарковского, отца режиссера, - все это создает атмосферу высокой духовности, в которой мучительная исповедь героя воспринимается особенно пронзительно и автобиографично.
Наибольшую эстетическую ценность представляют те фильмы, где музыка с самого начала, с момента режиссерского замысла направлена на создание звукозрительного образа, где она придает изображению новый смысл. Таковы многие киноленты режиссеров С. Эйзенштейна, Л. Висконти, Ф. Феллини, С. Параджанова, М. Xуциева, А. Сокурова. Эти имена принадлежат к «авторскому кино», к ряду создателей индивидуального аудиовизуального стиля. Из последних по времени выхода на экран можно назвать ленту К. Муратовой «Настройщик», где звучит прекрасная музыка известного украинского композитора В. Сильвестрова: ее романтический характер и образ элегической грусти вносят в трагикомическую историю возвышенно-ностальгическую интонацию.

Современный кинематограф все больше ориентируется на создание такой «звуковой дорожки», которая может существовать самостоятельно от фильма, в виде диска. Это так называемые саундтреки, музыкальные композиции из фильмов, состоящие из песенных и инструментальных композиций разных авторов, имеющие цитатный характер или специально написанные к фильму. Саундтреки представляют собой своеобразное «попурри» из музыкальных фрагментов и целостных композиций, отсылающих к разнообразным стилям и жанрам. С музыковедческой точки зрения в них превалируют жанры поп-музыки: эстрадная песня, претендующая на шлягер, рок-композиции, диско-музыка, шансон, кантри, реже - авторская песня.
Вышедший в 2000 году фильм А. Балабанова «Брат-2» с первым отечественным саундтреком, сделанным по всем канонам мировой индустрии, включал песни Земфиры, групп «Би-2», «АукцЫон», «Танцы Минус». В белорусском кинематографе таким фильмом является лента режиссера А. Ефремова «Поводырь» (2002), где звучит музыка, специально написанная композитором В. Ивановым, и композиции современных поп-групп.

В процессе серьезного и целенаправленного изучения всех пластов массовой музыкальной культуры студенческая аудитория постепенно формирует эстетические критерии подхода к разнообразным явлениям многоликого мира музыки. Опираясь на исследования зарубежных и отечественных авторов, а также на многочисленный музыкальный материал, слушатели спецкурса приходят к выводу, что в массовой музыкальной культуре есть «вершинные» достижения -такие, как авторская песня, французский шансон, киномузыка Н. Рота и А. Шнитке, оригинальные джазовые и рок-композиции, - но доминируют ординарные, банальные явления.
В процессе эстетического образования важно формирование установки зрителя-слушателя на ценностное, критическое восприятие явлений культуры, которые не всегда являются произведениями искусства. Основными факторами являются здесь понятия штампа, стереотипа, с одной стороны, и креативного, индивидуального решения, с другой; целостности и единства структуры или ее дисгармоничности и т. д. Надо признать, что современный кинематограф, в том числе отечественный, все чаще апеллирует к апробированным, стандартным решениям, а его музыкальная составляющая, заключенная в рамки саундтрека, изначально мыслится авторами как коммерческий продукт, способный к самостоятельному существованию. Тем не менее классические образцы из истории мирового и отечественного искусства дают благодатный материал для эстетического образования молодежной аудитории.



 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы

Зимняя укладка асфальта.