Главная Публикации "Эстетическое образование: проблемы и перспективы" - 2007 (г. Брест) АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБР РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Казаручик Галина Николаевна
Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Эколого-эстетическая деятельность в современном дошкольном учреждении является одним из приоритетных направлений. Это обусловлено нарастанием глобальных экологических проблем, решить которые можно только изменив отношение людей к природе посредством экологического образования, а также и эстетического развития, так как всем известен лозунг «Красота спасет мир». А важность ступени дошкольного образования в этом процессе является неоспоримой. Как неоспоримым является и тот факт, что успешное решение задач экологического образования и эстетического развития дошкольников во многом зависит от подготовки педагогических кадров.

Однако в настоящее время наблюдается несоответствие между реальным уровнем готовности воспитателя к эколого-эстетической работе и актуальной потребностью в ней. Причина этого, на наш взгляд, заключается в том, что подготовка педагогов в вузах, колледжах ведется в рамках традиционного «зуновс-кого» подхода. В рамках специальных учебных дисциплин студенты изучают теорию и методику экологического образования и эстетического развития детей дошкольного возраста, усваивают цели, задачи, принципы, содержание, методы, приемы, средства данного направления работы. В результате воспитатель, «вооруженный зунами», оказывается неспособным действовать в новых, нестандартных ситуациях, в которые попадает благодаря своим воспитанникам, их вопросам, поступкам, поведению, отношению к окружающей природе. Начинающие, а часто и опытные педагоги, не умеют творчески решать возникающие задачи, что, несомненно, снижает эффективность эколого-эстети-ческой деятельности. Исходя из этого, в своем исследовании мы поставили цель разработать модель профессиональной готовности педагогов к работе по эко-лого-эстетическому образованию дошкольников.
Разработанная нами модель профессиональной готовности педагогов к работе по эколого-эс-тетическому образованию дошкольников является своего рода образцом целенаправленной подготовки специалиста к предстоящей деятельности. Анализ общего уровня готовности специалиста невозможен без разработки основных показателей, которые с учетом специфики исследуемой нами проблемы представлены в модели следующим образом:

профессионально-педагогическая направленность, предполагающая наличие ответственного отношения к предстоящей деятельности, любовь к детям, природе, убежденность в необходимости реализации непрерывного эколого-эстетического образования, стремление к самовыражению и самореализации в своей работе;
знание основ психолого-педагогических наук и методики экологического образования и эстетического развития детей дошкольного возраста;
знание основ естествознания, ведущих экологических идей и понятий;
умение вести наблюдение за объектами и явлениями природы, видеть преемственность прекрасное в них, давать оценку и прогнозировать состояние окружающей среды, осуществлять природоохранную деятельность и др. ;
практические умения по созданию оптимальных условий для жизнедеятельности живых существ ближайшего окружения;
умение применять полученные знания при выполнении практических заданий, направленных на решение эколого-эстетических задач;
умение организовать соответствующую природную среду в условиях дошкольного учреждения, обеспечивающую эколого-педагогический процесс и непрерывное общение детей с природой;
умение вести творческий поиск наиболее эффективных путей решения задач экологического образования и эстетического развития дошкольников.

В психологической части модели определен комплекс личностно-профессиональных качеств воспитателя, необходимых для эколого-эстетичес-кой деятельности:
отношение к работе: любовь к профессии, целеустремленность, дисциплинированность, добросовестность, трудолюбие, увлеченность, потребность в творчестве;
отношение к себе: чувство собственного достоинства, стремление к профессиональному самоутверждению, требовательность к себе;
отношение к детям: любовь и уважение, стремление их понимать;
профессиональные умения владеть собой в сложных ситуациях, педагогическая наблюдательность, воображение, педагогический такт;
интеллектуальные качества: эрудиция, любознательность, самостоятельность, логичность, системность и гибкость, творческий характер мышления;
волевые качества: настойчивость, умение преодолевать трудности;
моральные качества: честность, справедливость, обязательность.
При раскрытии содержания личностной готовности стержневым, по мнению О. Газиной, является «мо-тивационно-ценностное отношение к эколого-педа-гогической деятельности» [1, с. 87]. Оно выражается в понимании социальных потребностей общества, ответственности педагога, любви к детям, убежденности в необходимости их экологического образования, а также эстетического развития, стремлении к педагогическому самосовершенствованию. Поэтому на личностно-мотивационном уровне подготовки студентов основными показателями могут быть:
доминирующий мотив: самоутверждение и самовыражение в общественно важном деле - воспитании и обучении детей;
критерий сформированности: ответственное отношение к работе по эколого-эстетическому образованию дошкольников, потребность в эколого-педагогической деятельности, стремление углубить методические и биоэкологические знания, совершенствовать специальные педагогические умения.

Безусловно, готовность к выполнению профессиональных обязанностей предполагает наличие определенной теоретической базы. В связи с этим модель ориентирует будущего специалиста на усвоение достаточного объема системных естественнонаучных знаний, основных экологических понятий (биоценоз, живой организм, экологический фактор, среда обитания, экосистема и др.); закономерностей взаимодействия общества и окружающей среды, взаимосвязи глобального, национального и регионального подхода к экологическим проблемам; представления о значимости природы для формирования личности ребенка, необходимости учета его возрастных и индивидуальных особенностей; сущности, задач, содержания, основных путей и средств эколого-эстетического образования детей дошкольного возраста.
Однако наряду с теоретической подготовкой к предстоящей эколого-эстетической деятельности должно предусматриваться также формирование творческой индивидуальности воспитателя - от накопления и переосмысления знаний к внедрению элементов творчества в процесс решения педагогических задач. С учетом всего высказанного критериями сформированности теоретической готовности служат полнота и системность знаний, показателями которых являются: правильность (знания применяются правильно, частично правильно, неправильно); взаимосвязь знаний (применение знаний в системе с другими); перенос знаний (в новую ситуацию, в частично измененную, ранее известную).

Совершенное владение комплексом профессиональных умений составляет суть практической готовности специалиста. Результативность работы по эколого-эстетическому образованию детей во многом зависит от степени овладения педагогом соответствующими психолого-педагогическими и специальными умениями. В модели они сгруппированы в блоки с учетом характеристики и направленности их действия, особенностей эколого-эстетической деятельности воспитателя.

Первый блок составляют основные группы психолого-педагогических умений:
1. Аналитические умения:
диагностировать уровень эколого-эстетичес-кой образованности детей на основе адекватно подобранной методики обследования;
наблюдать и анализировать эколого-образо-вательный процесс, вносить конкретные рекомендации по его усовершенствованию;
анализировать оснащенность педагогического процесса дидактическими и наглядными пособиями, техническими средствами, давать рекомендации по выполнению методического и материально-технического оснащения;
оценивать организацию и состояние уголков природы, зеленых зон на участке дошкольного учреждения.

2. Прогностические умения:
прогнозировать развитие личности ребенка и группы дошкольников;
предвидеть результаты педагогического воздействия на детей в ходе эколого-образовательно-го процесса;
прогнозировать совершенствование своего педагогического мастерства.
3. Конструктивные умения:
формулировать задачи эколого-эстетическо-го образования детей, определять пути и средства их реализации;
рационально выбирать методы и формы эко-лого-эстетической работы с дошкольниками;
отбирать необходимый дидактический материал в соответствии с целями эколого-эстетическо-го обучения и воспитания, с учетом возрастных особенностей детей;
составлять конспект конкретного мероприятия (природоведческие занятия, экскурсии, прогулки, досуги), планировать работу по развитию экологически направленной личности.

4. Организаторские умения:
организовывать экологически ориентированную деятельность детей (художественную, познавательную, трудовую, игровую, поисковую и т. д.);
выбирать наиболее рациональные формы организации дошкольников в зависимости от конкретной педагогической ситуации;
создавать условия, способствующие успешной реализации процесса эколого-эстетического образования;
- организовывать собственную эколого-эстети-ческую деятельность.

5. Коммуникативные умения:
устанавливать контакт с коллективом детей, находить индивидуальный подход к каждому ребенку;
регулировать взаимоотношения между детьми, разбираться в конфликтных ситуациях и устранять их;
находить правильную форму общения с коллегами;
устанавливать педагогически целесообразные отношения с родителями.
Во второй блок входят следующие умения:
Умение организовывать природную среду в условиях дошкольного учреждения: оборудовать аквариум, террариум, инсектарий как образцы искусственно созданных биоценозов; использовать созданные модели для ознакомления детей с функционированием аналогичных экосистем в естественных условиях; организовывать экологическую тропу, агроценозы на участке дошкольного учреждения в соответствии с требованиями методики, эстетики, возрастными возможностями детей, условиями местного края.

Умение создавать оптимальные условия для живых организмов: размещать растения и животных с учетом их биологических особенностей, реальных условий жизни в природе; осуществлять уход, направленный на удовлетворение дифференцированных потребностей живых существ, и устранение испытываемых ими трудностей.

Умение оснащать педагогический процесс необходимым для эколого-педагогической работы материалом: разрабатывать дидактические и наглядные пособия в соответствии с их функциональным назначением, требованиями методики, возрастными особенностями детей; составлять методические рекомендации по реализации созданного материала; эффективно использовать изготовленные дидактические и наглядные пособия в природоведческой работе с дошкольниками.

Реализация данной модели в учебных заведения предполагает проведение со студентами всех видов учебных занятий, а в дошкольном учреждении - создание комплекса организационно-управленческих действий, важнейшими из которых, по мнению С. Николаевой, являются педсоветы, на которых развивается эколого-эстетическое сознание воспитателей, система углубленной методической работы, обогащенная эколого-развивающая среда [2].
Выстраивая экспериментальную модель развития творчества педагога в эколого-эстетической деятельности, мы не ставили задачу разработки новых форм и методов в обучении, но исследовали возможности их сочетания с целью повышения эффективности педагогического процесса.

Проведенное исследование позволило определить основные тенденции в развитии творчества педагога в эколого-эстетической деятельности:
гуманистическая направленность педагогического процесса, подчеркивающая значимость развития творчества воспитателя;
технологизация педагогического процесса, отвечающая требованиям диагностичности, социальной контекстности, моделирования профессиональных ситуаций;
творческая самореализация, отражающая зависимость развития творческих способностей от степени развития профессиональной свободы и ответственности личности за свои действия, раскрытия ее потенциала в эколого-эстетической деятельности.

Литература

  1. Газина, О. Профессиональная готовность к эколого-педагогической работе с дошкольниками О. Газина. -Дошкольное воспитание. - 2001. - №7. - С. 86-90.
  2. Николаева, С. Типовая модель экологического воспитания С. Николаева. - Дошкольное воспитание. -2004. - № 4. - С. 14-20.



 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы