Зайцева Инна Александровна, Попова Елена Анатольевна
Таганрогский государственный педагогический институт (г. Таганрог, Россия)

КУЛЬТУРНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДОНСКИХ КАЗАКОВ: ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВКУСЫ И ТРАДИЦИИ

Общая и эстетическая культура казачества складывалась несколько столетий, начиная с XIX века в условиях взаимодействия европейских и азиатских народов. Обширные просторы Придонья являлись безлюдной степью далекой окраины России. Здесь бродили вооруженные татарские отряды, часто нападавшие на купеческие и посольские караваны. Под покровительством могущественной Османской империи татары через донские степи совершали опустошительные набеги на русские земли.

С конца XIX века безбрежные просторы донских степей все больше привлекали решительных и смелых русских людей, мечтавших освобождения от наступающего на них крепостничества. Крестьяне, спасавшиеся от крепостнического гнета, селились по рекам Дон, Волга, Днепр, Яик (Урал), Кубань, Терек и жили общинами, называя себя казаками. За ними закрепилось тюркское название - казаки - вольные, свободные, легкооруженные войны. Приходили на Дон и из других земель и стран. Они также становились казаками.

«Казак» - это общность людей, основанная на принципах свободолюбия, товарищества, демократичности, беззаветного служения Отечеству (2, 71).
Русские, в основном уроженцы средней полосы, составляли этническое ядро, вокруг которого объединялись представители других славянских народов — украинцы и белорусы, а так же этнические группы персов, калмыков, татар, и других групп. Поэтому в культуре казаков, и, в частности, в эстетической культуре явное преобладание русской культуры.

Жизнь казаков была суровой и неспокойной. Беспрестанные ожесточенные стычки с татарами и турками требовали от казаков постоянного внимания, напряжения. Они должны были отражать внезапные нападения татар, уметь быстро перемещаться и обживать новое место обитания. Потому организация быта, ведение хозяйства должна была приносить радость, покой (хотя бы недолгий), давать новые силы. Источник, от куда черпались радость, душевный покой, силы казаков — это культура. Эстетическая культура, как и культура вообще, вместе с наслаждением прекрасными, эмоциональными переживаниями, эстетическими вкусами, складывалась на основе этнической неоднородности.
Особенности жизни донских казаков отражались прежде всего на их одежде, в которой органично слились черты, отражающие эстетические вкусы многих народов. Своеобразный облик донской казаческой одежды складывался веками.

В поход обычно казаки надевали старую одежду, чтобы враг ничего с них не брал. Даже оружие брали с собой старое, без украшений. Крадучись, ночью проходили через устья Дона и выходили в море. На обратном пути, который таил много опасностей, походный атаман посылал известие о прибытии. Казаки, одетые в добытые одежды, с развернутыми знаменами торжественно подплывали к городу. Казаки ревностно относились к самобытности в одежде, рассматривая ее как один из существенных признаков своей самостоятельности. В 1705 году атаман Савва Кочет приносил благодарность Петру I от имени всего Войска: «Мы взысканы твоей милостию паче всех подданных; до нас не коснулся твой указ о платье и бородах. Мы носим платье по древнему своему обычаю, которое кому понравиться: один одевается черкесом, другой калмыком, иной в русское платье старинного покроя, и мы никакого нарекания и насмешек друг другу не делаем; немецкого же никто у нас не носит и охоты к нему вовсе не имеем...» (1, 42).

На Дону очень любили одежду ярких, живописных расцветок, которую казаки привозили из походов. Необыкновенная пышность и красота в одежде вернувшихся казаков из похода описывается так: «... один являлся в лазоревом атласном кафтане с частыми серебрёными нашивками и жемчужным ожерельем; дугой — в камчатном или бархатном полукафтане без рукавов и в темно-гвоздичном суконном зипуне, с шелковою, гвоздичного цвета нашивкою; третий - в бархатном кафтане с золотыми турецкими пуговицами, с серебряными застежками в лазоревом зипуне. У всех шелковые турецкие кушаки, и на них булатные ножи с черенками рыбьего зуба в черных ножнах, оправленных серебром; красные или желтые садьяно-вые сапоги и кунья шапка с бархатным верхом.

Многие одевались в богатые турецкие, черкесские и калмыцкие платья, украшали себя оружием, оправленные с азиатской роскошью серебром и золотом под чернию» (1, 43-46).
В конце XVII — начале XVIII веков сложился традиционный тип мужской казачьей одежды, обязательным элементом которой был зипун, представлявший собой роскошную верхнюю одежду без ворота. Зипун был настолько обязательным элементом одежды, что походы за добычей назвались походами за зипунами. Казачья половица подчеркивала мужество и смекалку войнов-казаков: «Зипуны-то у нас серые, да умыто у нас бархатные».

Когда казачество в конце XVIII века окончательно превратилось в военное сословие Российской империи, произошли изменения и в одежде. Но форменная одежда устанавливалась для отдельных казачьих полков. Казаки, служившие в Таганрогском, Азовском полках носили на службе суконный кафтан, подпоясанный цветным кушаком, суконный бешмет (полукафтан), суконные шаровары, заправленные в короткие сапоги, и шапку. Одежда отличалась по цвету. В Азовском полку форма была синего, а в Таганрогском зеленого цвета (1, 49-50).

В течение XIX века форма постепенно упрощалась. Перед первой мировой войной обмундирование казака состояло из гимнастерки, шаровар, сапог, шинели, фуражки, папахи, башлыка, пояса. Перед отправкой на военную службу казак приходил на смотр с конем, расстилал серую попону, сшитую синей лентой, и на ней раскладывал свое обмундирование и амуниция. М. А. Шолохов в «Тихом Доне» описывает смотр, на который прибыл Григорий Мелехов: «Под ногами Григория лежала ненадеванная попона, на ней порядком разложены седло с окованным, крашенным в зеленое ленчиком, с саквами и задними сумами, две шинели, двое шаровар, мундир, две пары сапог, белье, фунт и пятьдесят четыре золотника сухарей, крупа и прочая в полагаемом для всадника снедь» (1, 51-52).

Военная форма прочно вошла в быт казаков. В традиционной форме прошли боевой дух казаки 5-го Донского гвардейского казачьего корпуса в годы Великой Отечественной войны.
Великолепная природа Донского края, бескрайние просторы степи, на фоне которых ехали на скакунах казаки в ярких одеждах, вызывали восхищение у всех, кто видел эту картину. Эмоциональные чувства и радостное настроение возникает при виде женской одежды казачек. Характер и особенности одежды на Дону объясняется происхождением казачек.

В конце XVII - начале XVIII веков в облике и одеянии женщин чувствовалось большое влияние Востока, так как казаки первоначально женились на турчанках, татарках, черкешенках, которых они брали в плен в походах. Поэтому долгое время в одежде женщин сохранялись орнаменты эстетической культуры Востока и отличались восточной пышностью и богатством. Основную часть костюма казачки составляло платье -кубелек. По форме оно напоминало татарский камзол и надевалось поверх рубашки. Кубелек — это распашная одежда. Шился он из парчи с позолоченными или серебряными пуговицами. Пояс, который надевался выше талии, состоял из соединенных между собой серебрёных и позолоченных звеньев. Были пояса, как отмечает Л. Новак , Н. Фрадкина , из цветного бархата, расшитого жемчугом. Под кубелеком была длинная, до пят, рубаха из тонкого полотна или шелка. Характерный туникообразный покрой сохранялся до XX века. В комплексе с платьями татарского покроя носили русские головные уборы. На ноги надевали узорные, расшитые татарские сапоги (ичиги) из мягкой расшитой разноцветной кожей или туфли из сафьяна.

В таких ярких красивых одеждах казачки производили неизгладимое впечатление. Эта внешняя красота казачек, а также казаков, сочеталась с высокими духовными качествами. Они всегда отличались мягким, незлобливым характером, энергичностью, активностью, выносливостью, патриотичностью, верностью долгу.

Жизненные условия казаков наложили свой отпечаток на обустройство жилья. Они стремились не только к простоте, удобству своего жилища, но и красоте. Раньше, в далеком прошлом, казаки жили в шалашах и землянках. Шалаши делались из жердей, переплетенных лозой. Летом шалаши покрывали камышом, травами, а зимой - звериными шкурами. В центре шалаша находился очаг. Над очагом устанавливался треножник для варки пищи. Жили вместе казаки по десять-двадцать человек. Имущество и добыча были совместными. Казаков, живущих вместе, называли односумами. На Руси - товарищами. Со временем менялся облик жилья казаков. Землянки сменились удобными, добротными, красивыми домами. Процесс этот протекал очень медленно, так как жить мирной жизнью, спокойно строить, заниматься хозяйством на Дону стало возможным в конце XVIII века.

Старинные дома казаков строились на высоких сваях. Лестница вела на закрытый балкон перед сенями. Главная комната всегда была прибрана и готова для приема гостей. В углу, под иконами, стоял стол, вдоль стен - лавки. Из главной комнаты дверь вела в спальню, оттуда - в стряпную.
Поверхность стен в деревянных домах, как отмечает Л. Новак, Н. Фрадкина, в историко-этногра-фическом очерке, делалась совершенно гладкой. Иногда стены обшивались липовыми досками. Хозяйка несколько раз в год мыла их снаружи и изнутри. Тяга к чистоте и порядку была неотъемлемой частью эстетического вкуса казачек.
В XIX веке самая широкое распространение получило жилье — трехкомнатный курень (или круглый дом). Все комнаты такого жилья сообщались между собой. Первая комната (прихожка) была небольшая. В ней стоял топчан, табурет с водой, полотенце висело над топчаном на жердочке. Вторая комната (стряпная) была с небольшой русской печью, с лежанкой, вдоль стен стояли лавки, в углах полочки с разной утварью. Третья комната - горница, всегда имела нарядный вид. Между окнами стоял стол накрытый скатертью. В горнице размещалась кровать, стоял сундук, окованный железом. На окнах висели ситцевые занавески.

Украшением комнаты служили рисунки, гравюры с изображением битв, народов, семейные фотографии, портреты лиц царской семьи, казачьих атаманов. На стенах развешивали сбрую, оружие, на подоконниках и табуретках стояли в горшках комнатные цветы (1, 30-34).
Таким образом, стремление к чистоте и порядку, которое является неотъемлемой частью культуры и прививается с детства, сопровождалось влечением к прекрасному, побуждением привнести в жизнь казачества эстетическое наслаждение и радость.
До сих пор лоза как широко используемый в прошлом строительный материал, пользуется большим спросом у знатоков искусства узорного плетения. С помощью лозы изготавливают красивые плетни, тару, различные поделки для украшения жилища.

Большое значение придавалось окраске дома. Чаще всего курень красили в синий цвет, карнизы - в белый, а двери, полы, потолки и ставни - в желтый. Для окраски применялись естественные материалы: белую и желтую глину, мел, синьку. Все цвета, с помощью которых казаки украшали свои жилища, одежду «гармонировали с разнотравьем, желтыми головками подсолнухов, белыми облаками на открытом широком просторе голубого донского неба» (1, 39).
Эстетические вкусы казаков особенно ярко проявляются в многожанровом донском фольклоре. Наиболее популярным видом народного творчества на Дону являются песни. Они сопровождали казаков в походах, с ними легче переносили разлуку казачки, распевали их на майдане, на свадьбах, на встречах, на проводах. Создавая песни, казаки вкладывали в них душу, любовно хранили их и передавали от отца к сыну, то есть из рода в род.
Вызывает интерес тематика песен. В песнях казаки пересказывали те исторические события, в которых они принимали непосредственное участие. Много песен посвящено Степану Разину. Эти песни проникнуты сочувствием к нему. С любовью распевались походные песни.
Особый интерес казаки проявляли к организации и проведению праздников. Например, к Рождеству готовились тщательно. Приводили в порядок дом. Обязательно украшали елку, как символ обновляющей жизни. В эти дни ходили друг к другу в гости в праздничных нарядах. Для детей устраивались катанья на льду, а молодежь развлекалась в кулачных боях.
Сегодня интерес к казачеству, его истории возрастает. Колорит, свойственный казакам, реализует себя в традициях творчества в полной мере. Это и ансамбли, и казачьи хоры, и праздничные конные соревнования. Гармония духовно-нравственных, физических и эстетических устремлений вызывали и вызывают у нас восхищение, удивление и гордость.

Литература

  1. Новак, Л. Как у нас-то было на тихом Доне: историко-этнографический очерк Л. Новак, Н. Фрадкин. -Ростов нД.: Кн.изд-во, 1985.
  2. Озеров, А. История современного казачества А. Озеров, А. Киблицкий. - Ростов н/Д, 2000.
    Черная, А. В. Традиционные игры Дона: этнопсихологический феномен А. В. Черная. - Ростов нД: Изд-во Рос. гос. пед. ун-та, 2003.





 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы