Гриняк Александр Петрович
Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина

РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ

Культурное развитие общества требует активного вовлечения в этот процесс молодёжи. В современных условиях, когда информационное поле становится доступным практически каждому, когда порой трудно разобраться во всевозможных течениях массовой культуры, когда средства массовой информации, так или иначе, поглощены шоу-бизнесом, не только важна, но необходима целенаправленная политика государства в области культуры. Особо актуальным представляется эстетическое воспитание и духовное обогащение молодёжи.

Музыкальное образование и воспитание является частью общей культуры, а симфоническая музыка - одним из факторов, благотворно воздействующих на психику слушателя. Этот жанр творчества и исполнительства издавна считался не самым популярным. Довольно длительное время с ним можно было познакомиться исключительно в дворцовых залах, аристократических салонах, куда имели доступ лишь избранные. Лишь появление открытых и доступных концертов на больших концертных площадках, эстрадах и парках привело, особенно начиная с середины 40-х годов XIX века, более демократическую публику.

Однако решающий переворот произошёл только в XX веке. Радио и телевидение донесли звучание больших симфонических коллективов в каждый дом. Достоянием самой широкой публики стали произведения Моцарта и Бетховена, Глинки и Чайковского, Прокофьева и Шостаковича. И сегодня, несмотря на развитие электронной музыки, новых технологий в области синтеза звука, главным «пропагандистом» симфонической музыки остаётся симфонический оркестр с его натуральным «живым» звучанием инструментов.

Среди всех жанров оркестровой музыки выделяется наиболее значительный- жанр симфонии. Этим жанром не ограничивается громадный диапазон оркестрового творчества, включающий в себя танцевальную музыку, концерты, фантазии, увертюры и поэмы, навеянные нередко произведениями литературы и изобразительного искусства, а также историческим событиями и даже философскими трактатами. Симфония дает большую возможность композитору раскрыть весь сложный мир переживаний и стремлений человека путем логически стройного развития и обобщения музыкальных образов, путем применения различных, неисчерпаемых средств выразительности музыкального искусства. Воплотить эти образы призван симфонический оркестр.

По своей природе симфоническая музыка является мощным средством воздействия на человека, затрагивает самые сокровенные струны человеческой души. Это порой не поддаётся объяснению. В тайне и заключается её магическое воздействие.
Существует мнение, что симфоническая музыка доступна лишь подготовленным слушателям, имеющим определённое музыкальное образование и развитый музыкальный слух. Но очень часто бывает, что молодые люди, впервые услышавшие симфонию, чувствуют и сопереживают не менее, чем самый искушённый слушатель. Они по-своему воспринимают звучание симфонии, находя в ней что-то личное, сокровенное.

Симфоническая музыка универсальна. Она будет доступна каждому, но к ней нужно относиться, как к великому и недоступному. Пытаться понять, что она создана великими мастерами, выражающими в ней своё понимание и видение жизни.
Современная молодёжь в своей большей части, к сожалению, равнодушна к симфонической музыке. А ведь музыка требует работы ума и сердца, требует сопереживания и терпения. Гораздо проще включить что-либо «лёгкое», эстрадное и получить свою порцию удовольствия посредством 3-4-х аккордов с однообразным ритмом, примитивной мелодией и «дешёвым», а порой и пошлым текстом.

Нередко школьники, прекрасно осведомленные о последних хит-парадах современных шлягеров, о всех событиях телевизионных музыкальных развлекательных программ, свободно владеющие информацией обо всем, что творится в современном шоу-бизнесе, имеют весьма смутное представление о виднейших исполнителях камерной и симфонической музыки (солистах, дирижерах) и вообще о классической музыке прошлого и современности. Даже окончившие школу часто оказываются неграмотными в области музыкального искусства, не имеют представлений о сущности важнейших направлений в музыке, о произведениях, их характеризующих. Например, не могут назвать ни авторов, ни произведений, типичных для романтизма или импрессионизма, имеют весьма смутное знание о русской классической музыке. Подчас этот факт объясняется столкновением вкусов отцов и детей: старшее поколение не хочет расстаться с «устаревшей» классической, а молодежь не удовлетворяясь прошлым стремиться вперед. Поэтому представляется закономерным интерес молодежи к современной «модной» музыке, а не к музыке прошлых времен.

Но как открыть школьникам всю ценность подлинно художественной музыки? Как пробудить их интерес к ней? На уроках пения по действующей школьной программе изучается симфоническая музыка. В достаточном объеме представлена русская и зарубежная классика различных эпох и стилей. Программа по слушанию музыки выстроена с учетом возрастных особенностей учащихся. От простых для восприятия симфонических произведений таких как «Петя и Волк» Прокофьева, до монументальных симфоний Чайковского и Бетховена. Но для полноценного эстетического образования учащихся одной школьной программы не достаточно. К сожалению, средства массовой информации крайне мало уделяют внимание классической музыке, а ведь именно они призваны быть пропагандистами высокого искусства, несмотря ни на какие рекламно-финан-совые трудности.

Наряду с симфонической музыкой на телеканалах должна звучать камерно-инструментальная, оперная, вокально-хоровая и иные академические жанры. Актуальной целесообразной подготовкой к восприятию и положительному отношению к классической музыке, является систематическое музыкальное обучение, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста.
Слушание музыки не только воспитывает художественный вкус, но обогащает музыкальный опыт детей, развивает образное мышление, расширяет кругозор. Но и при слушании музыкальных произведений нередко можно увидеть формальный подход. Часто содержание работы вокруг исполненного детям произведения сводится к тому, что учитель спрашивает: в каком регистре написана пьеса, в каком темпе или в каком ладу. Почему композитор использовал именно данные средства выразительности, как они раскрывают основной образ, тему, создают данное настроение, характер - к этому дети часто не подводятся, они умеют по настоящему вслушаться в произведение, проникаться образами, получать удовольствие от слушания классической музыки.

Для того, чтобы правильно решать поставленные перед уроками задачи необходимо хорошо продумать методы работы, так как творческое развитие личности сложно и многогранно: необходимо совершенствование межличностных способностей учащихся- а не механическое накопление ими знаний. Даже такой на первый взгляд «пассивный» раздел урока, как слушание музыки, должен строиться так, чтобы учащиеся сумели охватить своим вниманием музыкальное произведение в целом, умели мысленно сопоставлять, сравнивать, узнавать определенные темы. На основе навыков активного восприятия учащиеся должны научиться отличать творческие стили разных композиторов (например, музыку Моцарта, Грига, Чайковского). Однако, даже при самом высоко профессиональном музыкальном обучении школьников, роль классической музыки в общественной жизни не значительна. Здесь существует опасность, что музыкальное обучение, не найдя должной поддержки в общественно-культурной жизни в конечном итоге сведется к нулю и чтобы не произошло такое забвение высокого искусства, всяческую поддержку должно оказать государство. Только тогда возможно «культурное оздоровление» общества и появление большой молодёжной аудитории, которая будет слушать классическую музыку, желать соприкоснуться с ней, найти в ней собственный «храм музыки». Только при проведении целенаправленной культурной политики возможно появление общества, где духовные ценности будут приоритетом, где гуманизм, чистые благородные чувства и мысли будут овладевать сердцами и умами молодых людей, где главными учителями жизни будут Бах и Моцарт, Толстой и Достоевский, Пушкин и Лермонтов, Репин и Айвазовский.
Композиторы разных эпох воспевали общечеловеческие ценности в своих произведениях. Но каким бы разным ни был их музыкальный язык- талантливая музыка всегда проникает в душу даже не очень искушённого слушателя.

Симфоническая музыка на протяжении столетий претерпевала большие изменения. Усложнялась гармония, менялись мелодика и ритм. Изменялись стили и целые музыкальные эпохи, но внутренне содержание произведений дошедших до нас из глубины веков всегда оставалось и остаётся высокогуманным, что и отличает классику, что и делает её бессмертной. Так, бессмертна героика Бетховена, изящность и блеск Моцарта, глубина и мудрость Баха, чувственность и лиризм Чайковского, сказочность и звукоизобразительность Римского-Корсако-ва, гротеск Шостаковича, юмор Щедрина. Всё это делает симфоническую музыку поистине «народным» жанром и молодёжь должна не только стремиться к познанию этого жанра, но и формировать к нему ценностное художественное отношение, стремиться к высшим духовным и человеческим идеалам, воспетым великими композиторами всех времен и народов.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы