Гончарук Светлана Викторовна, Животкова Тамара Викторовна
Барановичский государственный университет

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА

Одной из главных задач современного музыкального образования и воспитания является формирование духовной культуры личности. Предметы художественного цикла обладают огромным потенциалом формирования эмоционально-ценностного отношения к миру, действительности. Музыка, как особый вид искусства, призванный в звуках и интонациях выражать тончайшие движения души, гибкость и текучесть человеческих чувств, обладает исключительными возможностями, способна оказывать мощное воспитательное воздействие на мир внутренних переживаний, эмоционально-эстетически развивать их.

Ряд исследователей в области музыкальной педагогики (Э. Б. Абдуллин, Е. С. Полякова, В. Г. Раж-ников, Г. М. Цыпин, В. Л. Яконюк и др.) подчеркивают необходимость создания благоприятныхусловий для творческого самовыражения личности в процессе работы над музыкальным произведением. При этом индивидуальное отношение к музыкальному материалу должно не просто актуализировать его содержание, но способствовать развитию собственного музыкально-эстетического вкуса.

Эффективность развивающего воспитывающего воздействия музыки на человека зависит от способности слушателя к эмоционально-художественному восприятию ее содержания. Как справедливо утверждает В. П. Рева «результативность музыкального воспитания определяется не столько количеством информации и знаний о музыке, сколько глубиной эстетических переживаний, эмоциональной отзывчивостью на них, способностью понимать язык художественных образов. Эстетически воспринимать музыку - значит активно переживать ее содержание, хранить в памяти художественные образы, мыслить ими. Итогом музыкального восприятия становится опыт эстетического отношения человека к действительности» [1].
Одним из путей решения проблемы развития музыкально-эстетического вкуса является рассмотрение некоторых предпосылок, определяющих динамическое взаимодействие всех составляющих компонентов вкуса студентов.

В процессе обучения музыкальным дисциплинам работа направлена на передачу максимально объемных по содержанию знаний, на освоение общих эстетических принципов искусства в целом, общих законов построения художественных образов. Способности музыкально-эстетического вкуса развиваются в рамках музыкально-эстетической деятельности. Именно в ней вырабатываются вкусовые суждения и оценки.

Активное включение студентов в данную деятельность является главным фактором эстетического развития личности, поскольку таким образом «оттачивается, проверяется уровень развития чувств и интеллекта, способности не только чувствовать, но и понимать, высказывать, логически обосновывать свое отношение к окружающему миру» [2].
Музыкальное искусство в сравнении с другими видами меньше всего обладает предметной конкретикой, но вместе с тем является наиболее чувственным видом искусства. Поэтому в музыкальных звуках можно выразить как явления окружающей действительности, так и передать тончайшие и сокровенные чувства души, вызвать особый подъем чувств, показать внутренний мир человека, его эмоционально-психологическое состояние.

Успешное развитие вкуса происходит благодаря таким формам и методам учебно-музыкальной деятельности, которые обеспечивают непосредственный эмоциональный контакт студента с музыкальным произведением, а также позволяют осуществлять анализ выразительных средства, наиболее полно раскрывающих сущность произведения, показывают процесс его создания. Развитию оценочных и музыкально-творческих способностей содействует использование активных форм музыкального обучения, таких как: чтение с листа, эскизное разучивание музыкальных произведений, творческие игры.

Эскизное разучивание музыкального произведения может быть охарактеризовано как промежуточная форма между чтением с листа и доскональным освоением произведения. Эскизное разучивание музыкального произведения способствует:
увеличению количества прорабатываемого музыкального материала студентом;
усвоению определенной информации в сжатые сроки;
ускорению темпов работы над учебным материалом;
вовлечению музыкального мышления студента в сложную разветвленную аналитико-синтети-ческую деятельность;
- создание эмоционально-творческой ситуации на каждом этапе общения с музыкальным произведением.

Таким образом, это наиболее результативный способ общемузыкального и музыкально-интеллектуального развития студента. Заключительным этапом в эскизной работе является общий охват образно-поэтического замысла и его воплощение на инструменте в собственном исполнении. Несмотря на большие потенциальные возможности эскизной формы работы, использование ее крайне редко в повседневной массовой практике. Включение в программу произведений для эскизной работы должно быть обязательным. С прохождением музыкально-педагогической практики в условиях общеобразовательной школы «столкновение» студента с большим количеством новых музыкальных произведений не будет неожиданным. В эскизной работе выявляются умения правильно расшифровать авторский текст, критически оценить результаты собственной музыкально-исполнительской деятельности. Студент самостоятельно осуществляет анализ выразительных средств, развивает оценочные и музыкально-творческие способности.

Музыкально-эмоциональные игры - одна из форм творческих игр, где формируется музыкально-эстетический вкус. Н. Ф. Бучило проводит теоретическую аналогию игры и художественного восприятия, выделяя качества и характеристики, присущие как одному, так и другому процессу. Исследователь утверждает, что «восприятие искусства должно быть аналогом творческого процесса, сотворчеством, если оно адекватно произведению. Как самоценная деятельность, творчество родственно игре» [3].

На музыкально-педагогической практике студенты используют такие формы эмоционально-творческих игр:
альтернативные эмоции - демонстрирование ряда эмоционально-оценочных определений какого-либо композитора, деятеля искусства о музыкальном произведении. Составление своих эмоционально-оценочных определений;
эмоциональные столкновения - прослушивание двух контрастных по эмоциональной направленности произведений,сопоставление их, сравнение музыкального произведения с живописным или поэтическим, контрастирующим по эмоционально-чувственному содержанию;
эмоционально-эстетические соответствия -подбор к музыкальному произведению репродукции, картин или стихотворений, определение эмоционального соответствия произведений различных видов искусства. В последующем прослушивание того же музыкального фрагмента вне художественного контекста, описание вторичного художественного образа, возникшего в результате восприятия. Использование контекстных произведений живописи и поэзии, объединенных эмоциональной направленностью и пафосом;
создание абстрактных иллюстраций к музыке, узнавание музыкального произведения или фрагмента по колориту этих иллюстраций;
поиск эмоционально-художественной музыкальной информации.
Описанные выше виды и формы игровой деятельности, используемые студентами на практике, способствуют развитию эмоционального начала, эмпатии, художественного сопереживания, обогащению эмоционально-чувственного опыта, стимулированию активного сотворческого эмоционально-музыкального восприятия, благотворному влиянию на развитие эмоционально-эстетического вкуса.

Эмоционально-музыкальное восприятие - одна из форм музыкально-эстетической деятельности. Основной методический принцип изучения музыкального произведения - сочетание эмоционального восприятия и научно обоснованного анализа изучаемых фактов и явлений. Именно здесь активизируются оценочные способности вкуса студентов. Обозначим основные критерии эстетической оценки:
выделение из общего восприятия о музыкальном произведении главных, существенных моментов;
восприятие и осознание музыкального произведения в единстве содержания и формы;
постижение эстетической и художественной ценности музыкального произведения в единстве с его нравственной, моральной значимостью;
- освоение принципа единства эмоционально-интуитивного и рационального в процессе восприятия музыкального произведения. Оценочное отношение определяется общим эстетическим образованием, личностными качествами, художественным вкусом, жизненным опытом.

Включение студента в практическую ценностно-ориентированную, эмоционально-оценочную и музыкальную деятельность, а также организация форм этой деятельности - один из факторов, влияющих на развитие музыкально-эстетического вкуса. Студенты развивают не только художественный вкус, но и эстетические чувства, художественные потребности, интересы, навыки творческой интерпретации, что способствует духовному совершенствованию и профессиональному становлению.

Создание благоприятных условий для творческого самовыражения личности в процессе работы над музыкальным произведением - один из эффективных факторов подготовки молодого поколения к творчески созидательной жизни. При этом индивидуальное отношение к музыкальному материалу должно не просто актуализировать его содержание, но способствовать развитию собственного музыкально-эстетического вкуса.Только в условиях ненасилия рождается истинное творчество. Студент сам оценивает результаты своих усилий и становится главным «приемщиком» музыкального продукта, способным к анализу по законам настоящего искусства.
Обозначим основные критерии по созданию ситуаций свободного творческого выбора:
индивидуальный подход;
самореализация;
диалогичность;
уважение;
вариантность;
систематичность и последовательность;
непрерывность.
Таким образом, преподавание музыкальных дисциплин позволяет обогатить опыт художественного общения, увеличить объем знаний в области мировой художественной культуры, активизировать художественное восприятие и творческий поиск интерпретации музыкального произведения. В процессе такого общения студент окунается в мир художественных открытий, перерабатывает их в своей творческой деятельности, формирует не только устойчивое отношение к музыкальной деятельности, но и развивает свой музыкально-эстетический вкус, становление осознанной эстетической оценки.

Литература

  1. Рева, В. П. Восприятие музыки школьниками В. П. Рева. - Минск: Беларусь, 2000.
  2. Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта Ю. Б. Алиев. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  3. Абдуллин, Э. Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования  Э. Б. Абдуллин. - М.: Просвещение, 1990.


 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы