Главная Публикации "Эстетическое образование: проблемы и перспективы" - 2007 (г. Брест) АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБР ПРОФИЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ШКОЛЫ

Гончарова Евгения Петровна
Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка (г. Минск)

ПРОФИЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ШКОЛЫ

В отечественных нормативных документах по профильному обучению в учреждениях общего среднего образования (11-12 классы) определены следующие направления профессионального самоопределения старшеклассников: естественнонаучное, социокультурное, технико-технологическое, гуманитарное. Последнее предусматривает художественно-эстетический профиль обучения и внут-рипрофильную специализацию в области культуры, искусства, дизайна. Поскольку профильное обучение в Республике Беларусь планируется повсеместно ввести с 2008 года, постольку сегодня остро встает вопрос о его теоретической и практической разработке.

Профилизация художественно-эстетического обучения позволит школьнику самостоятельно и осознанно сделать выбор дальнейшего профессионального образования. Это, в свою очередь, повысит качество подготовки специалиста и обеспечит ему конкурентоспособность на рынке труда. Профильное художественно-эстетическое обучение широко используется в мировой практике, реализуя такие современные образовательные тенденции, как:
охват рынком образовательных услуг не только профессиональной, но и общеобразовательной сфер;
конкретизация государственного бюджетного финансирования общего среднего образования;
- повышение качества допрофильной подготовки учащихся школ (гимназий).
Таким образом, возникает проблема адекватной подготовленности руководителя учебного заведения к внедрению профильного художественно-эстетического обучения, что связано с приобретением им инновационных навыков и умений. Инноватор-управленец должен уметь констатировать следующие три позиции:
состояние управляемой системы в настоящее время;
задачи по преобразованию управляемой системы;
соответствие уровня своей компетентности поставленным задачам.
Инновационная работа руководителя должна планироваться в соответствии с состоянием содержательных, кадровых, материальных, финансовых ресурсов школы. Этот этап инновационной деятельности руководителя можно назвать диагностическим. Следующий шаг руководителя можно определить как стратегический. Стратегия, как философия управления и генеральная идея, позволит руководителю выбрать главное направление школы (гимназии) в процессе реализации профильного художественно-эстетического обучения. Определяя генеральную линию развития образовательного учреждения, директор может выбрать один из трёх путей, обозначенных в теории Игоря Ансоффа [1]:
управление на основе контроля исполнения (постфактум);
управление на основе проведения изменений; темп изменений ускорился, однако позволяет предвидеть потенциал и опасности внешнего окружения, что учитывается при разработке стратегического плана;
управление на основе гибких экстренных решений; многие важные задачи требуют настолько стремительного решения, что их невозможно вовремя предусмотреть.
Исследователями выделяется более двадцати типовых стратегий и разнообразное количество их модификаций [1]. Все стратегии можно сгруппировать по четырём основным направлениям: роста (наступления), укрепления (обороны), интеграции (фокусирования), сокращения (ликвидации).

Стратегия роста (наступления) характеризуется единомоментным введением в школе нескольких направлений и уклонов в рамках художественно-эстетического профиля, в результате чего перестраивается вся работа образовательного учреждения (модель внутришкольной профилиза-ции). При внедрении художественно-эстетического профиля обучения возможны, согласно нормативам, музыкальное, театральное, хореографическое, культурологическое направления, а также направление по изобразительному искусству. В свою очередь, музыкальное направление делится на музыкально-инструментальный и музыкально-хоровой уклоны. До появления нормативных документов (сентябрь 2007 года) художественно-эстетическая профилизация осуществлялась в Республике Беларусь в экспериментальном порядке с ориентиром на конкретный факультет вуза (например, музыкально-педагогический факультет Белорусского государственного педагогического университета им. Максима Танка) [2].

Стратегия укрепления (обороны) - способность школы зафиксировать достигнутые ранее успехи и стабильно развиваться только в этом направлении, например:
а) в школе с одним из направлений (музыкальное,
хореографическое и т. д.) открывается профильный класс с этим же направлением и продолжается работа, которая велась уже много лет, но с привлечением 11 и 12 классов (модель внутришкольной профилизации). При этом увеличение учебной нагрузки позволит руководителю повысить творческий потенциал педагогического коллектива, привлекая к работе новые кадры.

б) в школе остается только допрофильное обучение, т. е. продолжает функционировать одно или несколько направлений (музыкальное, театральное и т. д.) в объеме базовой школы. Учащиеся, желающие получить профильную подготовку, могут это сделать на базе других образовательных учреждений (модель сетевой профилизации).

Стратегия интеграции (фокусирования) предполагает введение профильного художественно-эстетического обучения только по одному направлению (уклону) и в одном экспериментальном классе. Все нововведения внедряются поэтапно, в течение нескольких лет (модель внутришкольной профилизации).

Стратегия сокращения (ликвидации) - школа отказывается от профильного художественно-эстетического обучения на старшей ступени в своих стенах и заключает договоры с другими образовательными учреждениями, используя их ресурсные возможности (модель сетевой профилизации).

Реализация избранной руководителем стратегии осуществляется на третьем, внедренческом этапе. Готовясь к внедрению стратегических позиций, директор обязан предвидеть необходимость:

формирования соответствующей мотивации педагогического состава;
создания доброжелательной и конструктивной атмосферы в коллективе;
- реорганизации структурных составляющих образовательного учреждения. Осуществлению на практике стратегических нововведений в рамках художественно-эстетического профиля должны сопутствовать планирование последовательности действий, скорости внедрения того или иного шага, времени получения промежуточных и итоговых результатов. Планирование управленцем своей инновационной деятельности предполагает выявление системы способов реализации задуманного и последовательности их воплощения в практику школы. Желательно включить в план действий директора образовательного учреждения такие моменты, как подробное описание инновационных шагов, конкретизация исполнителей и дифференциация их обязанностей, структура оценивания и контроля, сроки и затратность выполнения.

На внедренческом этапе руководитель обязан предвидеть возможное появление препятствий, с тем чтобы продемонстрировать готовность к их преодолению и нейтрализации негативных последствий. Экспериментальная апробация профильного художественно-эстетического обучения выявила возможность возникновения таких препятствий, как:
стереотипность мышления региональных руководителей образовательной системы, что влечёт за собой торможение процесса внедрения инноваций;
нежелание отдельных руководителей школ «потерять» перспективных учащихся в старших классах, что приводит к сбоям в сотрудничестве учреждений образования в рамках организации модели сетевой профилизации;
инертность членов педагогического коллектива и, как следствие, негативное отношение к самой идее профильного обучения;
информационная и психологическая неготовность родителей к принятию профильного обучения, к пониманию его преимуществ и перспектив;
неадекватное понимание профильной подготовки учащимися, стремящимися получить набор знаний и навыков, достаточных лишь для поступления в вуз, но не для осознания своего профессионального выбора и подготовки к восприятию методов и форм освоения материала в высшем учебном заведении.

Подготовка к преодолению препятствий на пути осуществления профильного художественно-эстетического обучения должна быть обозначена руководителем школы на диагностическом и стратегическом этапах. Внедренческий этап характеризуется функционированием системы допрофильной подготовки, которая охватывает всех участников процесса перехода на художественно-эстетический профиль.

Допрофильную художественно-эстетическую подготовку, как показывает эксперимент, продуктивно осуществлять в следующих направлениях:
выявление перспективных учащихся для профильного обучения (на основе бесед, анкетирования, шкалирования, анализа продуктов деятельности и т. д.), причём не только на базе своей школы;
повышение профессионального и общеинтеллектуального уровня педагогического коллектива;
- активизация информационной работы (с родителями, учителями, учащимися). Подчеркнем значимость организации взаимодействия школы с вузом (факультетом, отделением) художественно-эстетической направленности. Сотрудничество школы с вузом открывает для руководителя качественно новые перспективы развития художественно-эстетического профильного обучения в таких сферах, как нормативная, научно-исследовательская, учебно-методическая, концертно-ис-полнительская, презентационная, профориентаци-онная. В рамках взаимодействия с вузом руководитель школы приобретает возможность:
решать кадровые вопросы (приглашать для работы в профильном классе профессорско-преподавательский состав);
повышать уровень учебно-методического оснащения профильной художественно-эстетической подготовки (спецкурсы, авторские учебные программы, контрольные «срезы», мастер-классы, открытые уроки и т. д.);
стимулировать научно-исследовательскую работу учащихся и педагогов (участие в районных и городских научных конференциях школьников, внедрение научных разработок в учебно-воспитательный процесс профильного класса и пр.);
активизировать результативно-творческие возможности учащихся и педагогов (музыкальные гостиные, концерты, выставки, пленэры, спектакли, фестивали, конкурсы и т. д.);
ближе знакомить воспитанников профильного класса с предполагаемой специальностью (как основной, так и дополнительной);
улучшить конкурсную ситуацию при наборе в профильный художественно-эстетический класс (при помощи профориентационных мероприятий факультета).
Отметим, что в условиях активного взаимодействия школы с вузом руководителю легче выйти на четвёртый, рефлексивный этап перехода учебного заведения на профильное художественно-эстетическое обучение. Научный анализ результатов внедрения профильного художественно-эстетического обучения поможет директору сделать выводы и наметить конструктивные шаги по корректировке существующей ситуации.

Таким образом, эффективное внедрение в практику школ и гимназий профильного художественно-эстетического обучения потребует от руководителей целого ряда инновационных умений и навыков.

Литература

  1. Как построить профильную школу: Пособие для руководителей общеобразовательных учреждений В. Ю. Кри-чевский [и др. ]. - СПб: филиал изд-ва «Просвещение», 2005.
  2. Гончарова, Е. П. Развитие творческой индивидуальности школьников в условиях профильного музыкально-педагогического обучения/Е. П. Гончарова. - Минск: Адукацыя i выхаванне, 2007.




 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы