Гладун Татьяна Ивановна
Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Проблема формирования ценностных ориента-ций подрастающего поколения весьма актуальна во все времена, так как ценностные структуры сознания личности детерминированы теми культурно-историческими и социально-экономическими условиями, в которых осуществляется ее жизнедеятельность. Поэтому, когда преобразуется общество, ценностные ориентации личности и различных социальных групп в целом закономерно трансформируются. Кроме того, в условиях преобразования общества проявляются новые социальные нормы и ценности, правила и образцы социального поведения, преобразовываются социальные представления, ожидания и идеалы, на которые личность и различные социальные группы начинают ориентироваться и по-другому их оценивать.

В настоящее время особый интерес для исследования представляет формирование общих структур жизненных ценностей старшеклассников, где следует акцентировать внимание на влиянии таких факторов, как материальное благополучие, социальная карьера, приобщение к культуре, образование, развитие способностей. Ценностные ориентации старшеклассников связаны с их жизненными планами, определяют основные структуры сознания, мотивацию поведения, убеждения и интересы, характер и склонности, эстетическое отношение к окружающей действительности; влияют на жизненные позиции, нравственное самосознание, личностное и профессиональное самоопределение молодого человека.

Ценностные ориентации как характеристика личности по-разному рассматриваются в различных психологических школах, сравнительный анализ концептуальных подходов которых заслуживает особого внимания. Так, например, З. Фрейд [6] не касался прямо проблемы ценностей, но соотнесенность с ними все-таки подразумевалась. «Супер-Эго» Фрейда представляет собой хранилище как бессознательных, так и социально обусловленных моральных установок, эстетических, этических ценностей и норм поведения, которые служат цензором деятельности и мыслей Эго, устанавливая для него определенные границы.

Неофрейдисты, в частности, Э. Фромм [6], пытались социологизировать теорию Фрейда. По мнению Фромма, у каждого человека имеется потребность в ценностях, которые направляют его поступки и чувства. Фромм делит их на две категории: 1) официально признанные, осознаваемые ценности и 2) действительные, бессознательные.

Пытаясь объединить психоаналитический и социологический подходы, Э. Фромм соотносит пре-генитальный и генитальный типы ориентации З. Фрейда с «непродуктивным» и «продуктивным» типами ориентаций, отличающимися направленностью на различные системы ценностей. Им выделяются несколько типов непродуктивной ориентации: рецептивный, эксплуататорский, накопительский и рыночный. Продуктивная ориентация (производящий, дающий тип характера) отличается подчинением всех усилий человека целям роста и развития всех его потенций.
Совершенно иной подход к проблеме ценностных ориентаций в структуре личности сложился в «понимающей психологии». Э. Шпрангер [6] считал, что основой личности является ценностная ориентация, посредством которой она познает мир. Включение субъекта в познание и означает эту ценностную ориентацию. По Шпрангеру, ценностная ориентация личности - продукт общей ценностной ориентации человечества. Это чисто духовное начало, определяющее у каждого человека понятие мира и являющееся производной частью общего человеческого духа. Исходя из этого, Шпрангер выделяет шесть типов личности: 1) теоретический человек -основная ценность - поиск истины; 2) экономический человек - основной акцент делается на полезных и практических ценностях; 3) эстетический человек - наивысшей ценностью считаются стиль и гармония, окружающая действительность оценивается и воспринимается с точки зрения изящества, эстетического отношения или соответствия ситуации; 4) социальный человек - главная ценность это любовь, стремление к всеобщей любви, любви ко всему человечеству; 5) политический человек - основная ценность - личная власть, влияние, известность; 6) религиозный человек - ценностная ориентация состоит в поиске смысла жизни, высшей духовной силы.

Выделенные типы показывают различия людей по ценностным ориентациям. Эти типы трактуются Шпрангером как универсалии человеческой природы, независимые от места и времени, без учета конкретных исторических и социальных условий.
Проблема регулятивной роли высших человеческих ценностей рассматривается также и представителями гуманистического направления. А. Маслоу [6] выделяет две группы ценностей: а) дефицитар-ные - низшие ценности, ориентированные на удовлетворение какой-то потребности, которая неудовлетворена или фрустрирована; б) ценности бытия -высшие ценности, присущие самоактуализирующимся людям (истина, добро, красота, уникальность). Ценности А. Маслоу понимает как одну из составляющих мотивационно-потребностной сферы, однако они рассматриваются без учета определяющей роли социальных и исторических факторов развития личности.

Концепция личности В. Франкла [6], сложившаяся в рамках экзистенциональной психологии, близка гуманистической психологии. Согласно ему, смысл жизни можно обнаружить тремя путями: совершая дело, переживая ценности, путем страдания. Исходя из этого, им выделяются три группы ценностей: 1) ценности творчества; 2) ценности переживания и 3) ценности отношения, которые делятся на три категории - осмысленное отношение к боли, вине и смерти.
В концепции М. Рокича [3] ценности понимаются как область пересечения мотивации и мировоззренческих структур сознания. Он выделяет два класса ценностей: 1) терминальные ценности -убеждения в том, что какая-то конечная цель стоит того, чтобы к ней стремиться; 2) инструментальные ценности - убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. Терминальные ценности носят более устойчивый характер, чем инструментальные. Терминальные и инструментальные ценности трактуются также как ценности-цели и ценности-средства.

В отечественной психологии сложился целый ряд школ и направлений, в которых аналогичные подходы к пониманию ценностей рассматриваются в различных аспектах изучения свойств личности. В одних школах личность рассматривается в связи с анализом ее деятельности (А. Н. Леонтьев [1], Рубинштейн), в других-центральное место занимает изучение психологических отношений личности (В. Н. Мясищев), в третьих-личность исследуется в связи с общением (К. А. Аль-буханова-Славская, А. А. Бодалев, Б. Ф. Ломов) или в связи с установками (Д. Н. Узнадзе). Б. Г. Ананьев рассматривает ценностные ориентации как одно из центральных звеньев в комплексном изучении личности и закономерностей ее развития.

С. Л. Рубинштейн [6] отмечает, что ценности производны от соотношения мира и человека, ценности выступают важным связующим звеном между обществом, социальной средой и личностью, ее внутренным миром. Важно подчеркнуть, что ценности не существуют вне отношения «субъект-объект». Как указывает Е. А. Климов: «Ценность - это не признак объекта, а характеристика субъекта в его среде» [4, с. 133]. В. П. Тугаринов [7] условно делит их на три категории: 1) материальные ценности - техника и материальные блага; 2) общественно-политические ценности - свобода, братство, равенство, справедливость; 3) духовные ценности - образование, наука, искусство. Направленность личности на те или иные ценности составляет ее ценностные ориентации.

Н. Ф. Наумова [5] выделяет ценностные ориентации как один из механизмов целеполагания. Они ориентируют человека среди объектов природного и социального мира, создавая упорядоченную и осмысленную, имеющую для человека значение, картину мира. Они дают основание для выбора из имеющихся альтернатив действия, основание для порядка предпочтений отбора и оценки этих альтернатив, определяя границы действия, направляют и регулируют эти действия.

Понятием «личностные ценности» оперируют Г. Л. Будинайте [2] и Т. В. Корнилова. Личностными ценностями становятся те смыслы, по отношению к которым субъект самопределился. Конструктивная роль личностных ценностей наиболее явно выступает при интерпретации «моральных решений» и процессов личностной регуляции принятия решений (поведенческих, интеллектуальных, волевых, творческих). В них субъект реализуется на уровне целостного «Я», предполагающего сознательный и ответственный выбор не только в плане внешнеза-данных альтернатив, но и в плане достигнутого потенциала саморегуляции как внутренней динамики движения мотивов, целей и смыслов. Личностные ценности являются специфической формой функционирования смысловых образований в личностных структурах.
Всякая классификация ценностей по типу и уровню условна в силу того, что в ней имеются социальные и культурные значения. Б. С. Ерасов [3] выделяет следующие виды ценностей: 1) витальные - жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние, природная среда; 2) социальные - статус, положение, трудолюбие, семья, профессия, способность к достижению; 3) политические - законность, гражданская свобода, порядок; 4) моральные - добро, любовь, дружба, честь, справедливость, взаимопомощь; 5) религиозные - вера, Бог, церковь, спасение; 6) эстетические - красота, идеал, стиль, гармония, традиции, культурная самобытность и др.
В психологии известно, что для формирования ценностных ориентаций как устойчивого образования личности, способствующего становлению мировоззрения и отношения к окружающей действительности, сензитивен старший школьный возраст. При сравнительном анализе исследований [3] посвященных изучению структур ценностных ориентаций старшеклассников российских школ, проведенных в 1994-ом, 1997-ом и 2003-ем годах было выявлено: из года в год более значимыми для старшеклассников становятся ценности социальной ответственности (здоровье, любовь, семья), деловой и экономической активности (работа, материальная обеспеченность, уверенность в себе), прагматические ценности (предприимчивость, богатство, рационализм) ; а менее значимыми являются альтруистические ценности (счастье других, чуткость), духовного развития (мудрость, познание, искусство, творчество). Специально следует сделать акцент на динамике значимости для старших школьников с 1994 по 2001 годы такой ценности как красота, которая в эти годы в иерархии ценностных ориентаций начинает занимать приоритетное положение (с пятнадцатого рангового места она передвинулась на восьмое), а в 2003 и 2006 годах снизилась до уровня двенадцатого рангового места.

Можно заключить, что за последние годы в структуре жизненных приоритетов старшеклассников происходит переход от направленности на самоутверждение и альтруистические ценности к направленности на деловую активность и прагматические ценности. Данная тенденция в формировании ценностных ориентаций старшеклассников в исследуемые годы в некоторой степени является ожидаемой: так как в тот период в условиях коренных социально-экономических преобразованиях общества проявляются новые социальные нормы и ценности, преобразовываются социальные представления, ожидания и идеалы, на которые личность и различные социальные группы начинают ориентироваться, по-другому их оценивать.
Нами было проведено исследование особенностей формирования ценностныхориентаций у старшеклассников городских и сельских школ в 2006 году. Количество учащихся-респондентов - 100 старшеклассников гимназии № 1 и СШ № 13 г. Бреста и 50 старшеклассников сельской школы д. Хотис-лав Малоритского района. Респондентам была предложена методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.
Анализ полученных данных говорит о том, что у нынешних старшеклассников первые ранговые места в иерархии жизненных ценностей занимают: счастливая семейная жизнь; здоровье; верные друзья; образованность; интересная работа; жизненная активность.

Обращает на себя внимание, что в личном опыте молодых людей, как правило, отсутствует переживание успеха какличного достижения, личной победы, заработанной с помощью собственных усилий. Это не случайно, поскольку в современной постсоветской педагогике сохранились прежние установки на подчеркивание неудач и ошибок учеников при почти полном игнорировании их побед, достижений, их творческого вклада в результаты труда. Этот же стиль воспитания присутствует, к сожалению, в большинстве семей.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что эти данные имеют ценность для учета в воспитательной работе школ, учебных заведений (гимназий, колледжей, училищ и других). В первую очередь необходимо обратить внимание на формирование у молодежи духовных ценностей (доброта, чуткость, познание, творчество, красота природы, искусства), выработанных в культуре общества, которые должны занимать приоритетное место в сознании подрастающего поколения, наряду с такими жизненно важными ценностями, актуальными для современных старшеклассников, как здоровье, любовь, интересная работа, уверенность в себе, честность, ответственность.

В заключение необходимо отметить, что ценностные ориентации являются важнейшими компонентами структуры личности. Они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во все областях человеческой деятельности.

Литература

  1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания Б. Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001.
  2. Будинайте, Г. Л. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта Г. Л. Будинайте, Т. В. Корнилова Вопросы психологии. - 1993. - № 5. - С. 99-105.
  3. Журавлева, Н. А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе /Н. А. Журавлева. -М.: ИП РАН, 2006.
  4. Климов, Е. А. Общечеловеческие ценности глазами психолога-профессиоведа Е. А. Климов Психологический журнал. - 1993. - № 4. - С. 133-136.
  5. Наумова, Н. Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения  Н. Ф. Наумова. - М.: Просвещение, 1988.
  6. Райгородский, Д. Я. Психология личности Д. Я. Райгородский. - Т. 1: Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2004.; Т. 2: Хрестоматия. - 2004.
  7. Тугаринов, В. П. Теория ценностей в марксизме  В. П. Тугаринов. - Л: Изд-во Ленинградского университета, 1968.
 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы