Вержибок Галина Владиславовна
Минский государственный лингвистический университет

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ КАК КРИТЕРИИ ВОСПИТАННОСТИ И КУЛЬТУРЫ

Важно не то, кем тебя считают, а кто ты на самом деле. (Публий Сир)
В ситуации глобальной перестройки представлений о том, что хорошо и что плохо, что значит выстраивать ситуации и позиции во взаимодействии на основе конструктивного диалога, становятся весьма значимыми проблемы: как остаться человеком в мире всеобщего вещизма и денежного эквивалента отношений, как сохранить чувство собственного достоинства, какими жизненными ценностями руководствоваться в сфере повседневного общения. Актуальность воспитания учащихся различных образовательных учреждений возникла в связи с достаточно резким спадом инициативности и творческой активности подрастающего поколения. Социокультурная и экономическая трансформация, происходящая в странах СНГ в последнее десятилетие, утрата многих ценностных ориентаций и идеалов, модификация поведенческих конструктов, определенная нравственная несостоятельность молодежи обострила постановку данного вопроса [2; 4]. Новый содержательно-смысловой аспект изменений обращает нас к проблеме воспитания воспитанности личности.

Культура поведения, сформированная на таких ценностно-смысловых основаниях - один из возможных путей преодоления различных форм нетерпимости и напряженности в быту, в семье, производственной сфере, во взаимодействии людей разного возраста и пола. Воспитанность - как критерий и результат воспитания обеспечивает гуманизацию отношений «Я и Другие», раскрывает духовность и красоту человека. Поэтому научить человека «быть», а не «казаться» воспитанным, культурным - это означает пробудить в нем чувство собственного достоинства, уважение к себе и окружающим людям разного уровня воспитанности и культурного развития. Гуманизация общества непосредственно связана с изменениями идеологии культуры и выстраиванием культуры личности.

В русле Концепции общеобразовательной реформы в РБ и в связи с поставленными по-новому задачами обучения, активизацией учебного процесса, гуманизацией школьной образовательной системы, в настоящее время идет интенсивный поиск ответа на вопрос, каким должен быть ученик нового, XXI столетия. Поэтому перед педагогами стоит непростая задача всемерно поощрять активное участие школьников в воспитательном процессе, стимулировать их самовоспитание [2; 4]. В сущности, на это направлена вся система регулярного выявления воспитанности учащихся, включая и коллективные обсуждения. Ознакомление учащихся с конкретными задачами всестороннего развития личности, с требованиями, которые к ним предъявляются обществом, уже имеет определенное значение для формирования у детей стремления отвечать этим требованиям.

Определяющими целевыми моментами воспитания на всех этапах социальной истории являются непреходящие и значимые всегда общечеловеческие нравственные ценности. Такие цели связаны с понятиями гуманности и любви, духовности и свободы, добра и зла, порядочности и скромности, доброты и бескорыстия и др. Именно дети одновременно выступают как субъект самоизменения и объект воздействия, благодаря чему сами изменяются, созревают как члены общества, индивидуальности и приспосабливаются к условиям социальной жизни и производства.

Культура поведения раскрывает и указывает: каким конкретно образом осуществляются в поведении требования нравственности, каков внешний облик и поведение человека, в какой мере органично, естественно и непринужденно эти нормы «слились» с его образом жизни, стали повседневными правилами. Исходя из этого определения, вытекают общие нравственно-психологические и эстетические закономерности воспитанности и культуры поведения, которые способствуют личности быть ею, а не казаться [1; 2], пользоваться действительным уважением окружающих людей.

имеют огромное значение в его социальном и духовном развитии. Они выступают как составные элементы мировоззрения и отношения к себе и другим, к труду и вещам, к миру и человечеству в целом. Структурные (эстетическое восприятие, чувство, переживания, потребность, сознание, идеал, художественно-эстетический вкус) и функциональные (раскрытие красоты мира, просветительская, организационно-педагогическая) составляющие процесса воспитания обеспечивают целенаправленность и предметность педагогических усилий, отвечают интересам самовоспитания учащихся.

Под воспитанностью (в педагогическом смысле) подразумевается комплексное свойство личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у нее общественно значимых качеств, отражающих ее всестороннее развитие. Воспитанность человека постоянно проявляется в повседневном поведении, в конкретных поступках и делах, в высказываниях, эмоциональных реакциях, в отношении к окружающему. О воспитанности можно в определенной степени судить по жестам, мимике, интонации, порой даже по молчанию или бездействию [2].
Поскольку воспитанность личности обусловлена прежде всего целями и задачами общественного воспитания молодежи, т. е. по природе своей социальна, показатели воспитанности также определяются этими целью и задачами, зависят от социального строя и прогрессивных народных традиций. Следовательно, показатели носят нормативный характер, конкретизируя требования общества к личности молодого человека.

Так как воспитанность личности - свойство сложное, многоэлементное, включающее целый ряд разнообразных показателей, единственного критерия для ее оценки явно недостаточно. Поскольку учитель формирует у своих воспитанников комплекс различных качеств, он должен иметь достаточно полное представление о каждом качестве, о наиболее типичных формах его проявления, т. е. руководствоваться четкими и содержательными критериями по каждому показателю в отдельности [2; 4]. Показатели выступают в качестве параметров, по которым можно и нужно судить о воспитанности.

Некоторыми авторами (Монахов Н. И. и др.) выделяются следующие социальные показатели воспитанности: патриотизм, коллективизм, интернационализм, гуманность, трудолюбие, честность, бережливость, дисциплинированность, активность, любознательность, а также эстетическое и физическое развитие. При этом выделяются определенные критерии оценки воспитанности (оценивание, в данном случае, учащихся разных возрастных групп) с возможной уровневой градацией (высокий, средний, низкий):
1. классьгЛюбовь к прекрасному.
IV-V классы. Любовь к прекрасному: опрятный внешний вид; интерес к урокам литературы, рисования, пения; знание выдающихся деятелей искусства и литературы, их произведений; активное участие в художественной самодеятельности; способность замечать красоту; стремление все делать красиво.

VI-VIII классы. Эстетическое развитие: опрятный внешний вид; интерес к урокам литературы, рисования, пения; систематическое посещение театров, выставок, концертов и т. п. ; знание и понимание выдающихся произведений литературы и искусства; участие в художественной самодеятельности, конкурсах и т. д. ; стремление все делать красиво.
4. IX-XI классы. Эстетическое развитие: опрятный внешний вид; высокая культура речи и поведения; систематическое посещение театров, выставок, концертов и т. п. ; знание и понимание выдающихся произведений литературы и искусства; стремление творить прекрасное [2].
Представленные параметры и показатели определения воспитанности не определяют жестко заданные рамки содержательных характеристик, дают возможность варьирования и выбора форм, конкретизации и уточнения методик. Это во многом определяется возможностями реальных условий школьной образовательной системы, мастерством воспитателя и его личной убежденностью в необходимости проведения данной работы, принятием и степенью осознанности самими учениками, всесторонней поддержкой окружающих, заинтересованных в эффективности воспитательных мероприятий.

Признаки, характеризующие различные аспекты конкретного качества, связаны между собой и взаимно дополняют друг друга; их выделение в некотором смысле является условным. Представляя собой краткую характеристику показателя воспитанности, эти признаки не претендуют на исчерпывающее раскрытие соответствующего качества. Однако, позволяя судить о проявлении существенных компонентов качеств личности, выделенные признаки дают возможность устанавливать их уровень, видеть тенденцию развития.

Воспитанность характеризуется показателями, каждый из которых служит обобщенным критерием оценки наличия у школьника соответствующего качества. Знание конкретных показателей воспитанности имет важное значение как для педагогов, воспитателей, так и для самих учащихся [2]. Педагоги не должны ограничиваться лишь активизацией познавательной деятельности учащихся и побуждением их к глубокому восприятию этих идей. Для воспитания большое значение имеет создание ситуаций, в которых бы возникла полемика мнений, взглядов, в процессе которой у каждого начинает формироваться своя точка зрения, оттачивается и упрочивается своя внутренняя позиция. Если деятельность по эстетическому воспитанию носит регулярный и содержательный характер, то она, несомненно, способствует выработке опыта поведения, упрочению убеждений, развитию нравственных сторон личности [1; 3; 4].

Выделенные критерии эффективности воспитания составляют своеобразную программу изучения воспитанности учащихся, уровня развития у них важнейших качеств личности. Вместе с тем критерии могут служить конкретными задачами воспитательной работы, реализация которых будет содействовать формированию и развитию соответствующих качеств личности. Убедить учеников в их человеческой ценности - в этом состоит первоочередная задача учителя.
Ценность эмоционально-чувственной стороны культуры поведения заключается и в том, что она способствует формированию интуитивного понимания отношений «Я и Другой», «видению» состояния других людей, стремлению находить желательную (с моральной точки зрения) форму и манеру поведения, средства общения. Нравственные и эстетические чувства - это своеобразные индикаторы культурности личности, ее воспитанности и культуры в самом широком смысле Они помогают (и способствуют) определить и найти необходимую меру в поведении, в общении с окружающими, иногда почти мгновенно, интуитивно, автоматически. И в этом - мудрость человеческого «Я».

Литература

  1. Блихарж, Р. И. Быть или казаться: Учеб. -метод. пос. Р. И. Блихарж, Г. В. Вержибок, Н. С. Загорская. Минск: БГПУ, 2004.
  2. Вержибок, Г. В. Воспитанность учащихся как критерий эффективности воспитания Г. В. ВержибокСоциальная педагогика и практическая психология: Мат-лы III Межд. науч.-практ. конф. «Подготовка специалистов в сфере социально-педагогической и психологической помощи: опыт, проблемы, перспективы», Минск, 10-11 апреля 2001 г. М-во образ. РБ. - Минск, 2001. - С. 242-247.
  3. Котикова, О. П. Эстетическое воспитание старшеклассников: учеб.-метод. пос. О. П. Котикова. - Минск: Ун1верс1тэцкае, 1999.
  4. Фридман, Л. Программа формирования воспитанности учащихся Л. Фридман Нар. образование. - 2002. -№ 6. - C. 137-142.




 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы

Компания Мультипак. Реализуем стрейч пленку любого назначения, купить оптом.