Главная Публикации "Эстетическое образование: проблемы и перспективы" - 2007 (г. Брест) АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБР ИНТЕГРАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА И ЛИТЕРАТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ)

Белецкая Юлия Анатольевна
Гимназия № 6 г. Бреста

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА И ЛИТЕРАТУРЫ

(НА ПРИМЕРЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ)

Одна из важнейших проблем гуманизации образования - использование разных видов искусства в эстетическом воспитании учащихся. Развитость эмоциональной сферы каждого ребенка связана со степенью его принадлежности к миру искусства, дает возможность формировать у личности такие качества, как доброта, человеколюбие, стремление к прекрасному, а значит- эстетический вкус.

Искусство стремится воплотить все стороны духовной жизни - сферу мыслей, чувств и представлений, вырабатывая для этого оптимальные адекватные средства. Словесное искусство с наибольшей полнотой, глубиной воплощает жизнь человеческой мысли. Музыка находится в таком же отношении к жизни чувств, т. к. структура музыкального образа интонационна, она выражает человеческие чувства. Описать же конкретные события способна литература. И все же общность произведений музыки и литературы устанавливается не столько на основе сюжетного единства, сколько через созвучие эмоционального тонуса, характера, настроения. Xудожественная образность является тем системным компонентом, который делает естественным вхождение в педагогическую ткань одного урока материала смежного вида искусства.

В методике преподавания взаимодействие разных видов искусств имеет богатую традицию, которая своими корнями уходит к работам таких известных русских педагогов, как А. Алферов, Ф. Буслаев, К. Ушинский, Ц. Балталон. Литература и музыка предполагают наиболее тесную связь между собой. В самом своем зарождении эти искусства представляли единое целое. Это единство искусств проявлялось прежде всего при исполнении поэтических произведений- мелодекламации: звучащее слово сопровождалось игрой на музыкальном инструменте, что способствовало особой суггестивности искусства, воздействию его на чувства, сознание слушателей. В слове музыка находила мыслительную оформленность; в музыке слово обретало высшую эмоциональность и выразительность. Эта органическая связь была закономерной, так как у музыки и звучащего слова имеется много общих свойств: темп, ритм, частота, тембр, диапазон, эмоциональность, певучесть, мелодичность. Передавая чувства, настроения, переживания человека, музыка как бы следует интонациям речи. Это и служит основанием рассматривать музыку как искусство интонирования смысла. Эти свойства музыкальности звучащей речи хорошо использует народно-поэтическое творчество. Поэтому произведения фольклора, кажущиеся современным учащимся такими скучными при чтении, вдруг неожиданно могут вызвать неподдельный интерес, бурю эмоций, если они получают музыкально-речевое оформление.
Каждый вид искусства отражает реальность по-своему. Ни одно из искусств, взятое изолированно от других видов, не может дать исчерпывающую информацию о мире. Понимание одного искусства через другое осуществляется путем выявления характерных черт художественного образа, позволяющих обнаружить черты общности музыки и литературы: общественный характер; развернутость во времени; интонационная природа; общность жанров (например, оркестровая «Сказка» Н. А. Римского-Кор-сакова и «Сказка о золотом петушке» А. С. Пушкина); слуховое восприятие; параллельность эмоционального воздействия текста и мыслительной переработки воспринимаемого.

Интеграция помогает глубже развивать эстетические особенности детей. Не секрет, какое место в нашей жизни занимает музыка: кто-то любит рок, кому-то ближе лёгкая музыка. Но есть «вечная» музыка, которую называют классической. Ребята, слушая произведения Бетховена, Моцарта, параллельно с темой урока усваивают и музыкальные ценности. Интеграция позволит приобщить школьников к тайнам творческого процесса, активизировать познавательную деятельность учащихся. Школа призвана развивать творческие способности учеников, а этого можно достичь путём интеграции предметов гуманитарного цикла.
Интеграция предметов в современной школе находится в постоянном поиске новых педагогических решений. На этом пути возможны и открытия, и ошибки. Прежде всего, нас заинтересовали два понятия: интеграция и межпредметная связь. Ответ находим в словаре Ожегова: «Интегрировать - объединять в одно целое» [2; 54]. Следовательно, интеграция - объединение всех частей в единое целое, качественно новое. Литература и музыка могут объединить духовную, эстетическую и творческую жизнь человека всесторонне и полно, а их различные сочетания позволяют передавать взаимосвязи протекающих в ней процессов. Так песня, сливая воедино слово и мелодию, воплощает единство и взаимодействие мысли и чувства.

Младший школьный возраст - является сензи-тивным периодом для развития творческого воображения. Детей данного возраста отличает желание самовыражаться в пении, сочинительстве. Ребенок активен и любознателен по своей природе и стремится преобразовывать мир по собственным законам красоты.
Интегрированное освоение детьми выразительных средств разных видов искусств затрагивает эмоциональную сферу ребенка и основанное на его стремлении познавать окружающий мир, дает максимальную полноту восприятия, повышает творческую активность, желание преобразовательных действий.

Творческое воображение является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, то есть в значительной степени. Определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в школе.
Однако в отечественной педагогической практике наблюдается тенденция к выдвижению на первый план, воспитанию интеллекта, ориентирование на репродуктивную деятельность учащихся, а эмоциональную жизнь ребенка. Его воображение расширяется лишь частично, что создает серьезное препятствие в проявлении, удовлетворении в художественно-творческой деятельности. Из вышесказанного следует, что проблема развития творческого воображения младших школьников является достаточно актуальной и значимой.

Предлагаем обратиться к интеграции музыки и литературы на практике начальной школы. Так ряд литературных жанров имеет прямые аналогии в музыкальном искусстве. Прежде всего это произведения устного народного творчества. При разучивании закличек, поговорок от учителя требуется воспроизвести вокальную линию, построенную на одном, двух звуках («Дин-дон», «Андрей-воробей»). При изучении народных песен можно поступать следующим образом: предлагается прослушивание до или после прочтения, выясняется, какими средствами пользовался народ-поэт и народ-композитор. В начале урока учитель просит спеть куплет из песни «Во поле береза стояла», обсуждаются выразительные средства языка, а потом прослушивается отрывок из симфонии №6 П. И. Чайковского, где дети слышат уже знакомую им мелодию. Обсуждение общих средств выразительности в литературе и музыке способствует более глубокому восприятию художественного образа.

Применение музыки возможно и при работе со сказкой. В каждом классе начальной школы изучаются сказки А. С. Пушкина. В музыкальной литературе есть прямые аналогии к этим сказкам. Это отрывки из оперы Н. Римского-Корсакова: «Песня Звездочета», « Царь Дадон», «Петрушка». Отрывки из оперы «Сказка о царе Салтане»: «Белочка», «33 богатыря». Своеобразие характеров персонажей старика и старухи и непостоянство поведения синего моря в «Сказке о рыбаке и рыбке» позволили подобрать музыкальные эпизоды для слушания и исполнения, которые помогли активнее представить школьникам развитие образов в их динамике. Постепенное изменение моря от спокойного состояния до бури передается в поочередном выстраивании отрывков из произведений Н. А. Римского-Корсакова: отрывок из оперного вступления «Океан - море синее», отрывки из «Сказка о царе Салтане»(вступление к антракту « Буря на море»). К сказкам братьев Гримм подходит музыка Прокофьева из балета «Золушка»-«Полночь». К сказке «Конек-горбунок» фрагменты из балета Щедрина: «Ночь», «Золотые рыбки», «Царь Горох», «Купание в котлах». К сказке Андерсена «Соловей»; к «Сказке о жабе и розе» Гарши-на, как нельзя кстати прослушивание музыкальных произведений П. И. Чайковского: «Размышление», «Песнь о любви».

Большое пространство для применения музыки дает поэзия, особенно пейзажная. Слушание музыкальных произведений, сродненных образами природных явлений, картин природы дает очень хороший эффект для эстетического развития ребенка. Предлагаем использовать следующие музыкальные произведения.

ОСЕНЬ: «Осенняя песнь» П. И. Чайковского, «Дождик» Майкапара и др.
ЗИМА: «На тройке» П. И. Чайковского, «Зима» Вивальди, «Сани с колокольчиками» Агофоннико-ва, «Дед-Мороз» Шумана, «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.
ВЕСНА: «Подснежник», «Белые ночи» П. И. Чайковского, «Птичка» Э. Грига, «Весна-красна» русская весенняя закличка.
ЛЕТО: «Жатва» П. И. Чайковского, «Утро» Э. Грига, «Рассвет на Москве-реке» М Мусоргского.
Интеграционные свойства музыки таковы, что ее применение возможно почти во всех жанрах. Если учитель будет обращать внимание на развитие мышления, воображения и речи средствами музыки, можно ожидать и более чуткого отношения к слову, звуку, красоте и чужим эмоциональным переживаниям. Искусство слышать и видеть жизнь вокруг себя и внутри себя - это искусство чувствовать и сочувствовать, ценить творчество и творить самому, овладение этим искусством и есть цель гуманитарного художественного образования.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы