Архипова Екатерина Андреевна, Дусенко Зория Петровна
Белорусский государственный хореографический колледж (г. Минск)

ВЛИЯНИЕ ТРУДОВ ЖАН ЖОРЖА НОВЕРРА НА РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

В развитии лучших традиций балетного искусства преподавательский коллектив Белорусского государственного хореографического колледжа - единственного классического учебного заведения в Республике Беларусь - постоянно обращается к трудам основоположников балета. Особый интерес у преподавателей вызывают труды Жан Жоржа Новерра.
Ж. Ж. Новерр синтезировал положительный опыт предшественников и современников, чтобы создать свою программу разрушения старого и созидания нового.
Он родился подле Парижа 29 апреля 1727 года. С детства посвятил себя танцу, учась у Дюпре и известного танцмейстера Марселя. Накопив опыт постановки балета, Новелл подготовил книжку «Письма о танцах и балетах», которая приносит ему всеобщее признание посетителей, европейскую известность.

В своей книге Ж. Ж. Новерр пытается дать ответ на вопрос, каково назначение балета и что является его содержанием: кукольные забавы или судьба человека, духовная красота героев или чисто физическая привлекательность движений исполнителей, освещение актуальных проблем жизни или приятное времяпрепровождение.
Согласно Ж. Ж. Новерра танец, если ограничиться прямым значением этого слова, есть не что иное, как искусство изящно, точно и легко выполнять всевозможные па в соответствии с темпами и ритмами, заданными музыкой, так же как музыка есть не что иное, как искусство сочетать звуки и модуляции, способные усладить наш слух.

Как отмечает Ж. Ж. Новерр, балет представляет собой картину или, вернее, последовательный ряд картин, связанный в одно целое определенным действием. Сцена, если так можно выразиться, - это тот холст, на котором запечатлевает свои мысли балетмейстер, надлежащим подбором музыки, декораций и костюмов он сообщает картине ее колорит, ведь балетмейстер тот же живописец. Балет, наряду с лучшими драматическими произведениями, обладает способностью увлекать, волновать и захватывать зрителя, очаровывая его подражанием действительности и заимствованными из жизни положениями.

Для преподавателей специальных дисциплин актуальной является мысль Ж. Ж. Новерра о том, что музыка является для танца тем же, чем слова являются для музыки. И далее танцевальная музыка представляет собой или должна представлять своего рода программу, которая устанавливает и предопределяет движения и игру каждого танцовщика.
Большие требования предъявлял Ж. Ж. Новерр к лицу актера. Он писал: «Лицо обладает во сто крат более живой, подвижной, а поэтому более драгоценной для нас выразительностью, чем самая пламенная речь. Оратор, не прибегающий к помощи мимики, должен потратить какое-то время на то, чтобы выразить свою мысль, между тем, как лицу не требуется никакого времени, чтобы передать эту же мысль самым энергическим образом: оно словно молния, исходящая прямо из сердца, сверкнет в глазах, озаряя светом каждую черту лица, предвещая приближение страстей и обнажая, так сказать душу» (1, с. 155)

Поэтому много внимания необходимо уделять лицу, чтобы оно не оставалось немым. Лицо - это та часть нас самих, где сосредоточивается выразительность, оно верное зеркало чувств, душевных движений и порывов. «Лицу не столько нужна красота, сколько одухотворенность: лица неправильные, но воодушевленные чувством, нравятся много больше, чем лица красивые, но невыразительные и холодные» (1, с. 19)

Вся воспитательная работа в хореографическом колледже строится с учетом будущей профессиональной деятельности учащихся. Учащиеся колледжа часто участвуют в таких спектаклях Большого театра балета, как «Чиполлино», «Спартак», «Спящая красавица», «Дон Кихот», «Щелкунчик», «Ромео и Джульетта», «Лебединое озеро».
Воспитание студентов хореографического колледжа имеет свои отличительные особенности. Преподавательский коллектив в своей деятельности пытается помочь будущим хореографам научиться свободно ориентироваться в том материале, с каким они встретятся в повседневной работе.

О результатах работы хореографического колледжа может свидетельствовать большая географическая карта, на которой отмечаются места, где работают выпускники Белорусского государственного хореографического колледжа. Это многочисленные города, как Республики Беларусь, так и России, Украины, Прибалтики. Наши воспитанники передают свои знания будущим специалистам в училищах, и институтах, работают в профессиональных и самодеятельных ансамблях, театральных коллективах.

Значительное влияние на творческую жизнь колледжа оказывает директор, художественный руководитель Национального академического Большого театра балета Республики Беларусь Валентин Николаевич Елизарьев. Постоянно участвуя в учебно-творческой работе, репетициях, В. Н. Елизарьев ежегодно является Председателем Государственной квалификационной комиссии. Особое внимание в учебном процессе колледжа обращается на преемственность традиций, на творческие контакты, которые существуют между колледжем и театром балета. Педагоги и учащиеся этого уникального учебного заведения несут идеалы добра, гармонии, приобщают к вечным образцам истинной красоты.

Перед коллективом колледжа стоят еще многие не решенные проблемы, такие как: регулярное издание видеокассет с записями фрагментов из балетов в постановке выпускников колледжа, специальных фильмов-уроков классического, народно-сценического, бального танцев. Нуждается в интенсификации деятельность методического кабинета колледжа. Именно в методическом кабинете студент может увидеть себя, собственную постановку «со стороны» с тем, чтобы самостоятельно осознать и проанализировать свои достоинства и недостатки. Очень нужна колледжу и видеотека, где бы хранились записи лучших студенческих работ, лучших уроков наших педагогов, экзаменационных показов.

Следует сделать результативнее и научную работу. В частности, подготовка и издание пособий по всем специальным дисциплинам, различных методических материалов по истории и современному состоянию хореографического колледжа. Наша задача - искать пути более эффективной подготовки будущих деятелей танца с тем, чтобы они еще лучше отражали события нашего времени, чтобы они стали пропагандистами культуры в самом высоком значении этого слова.

Учебно-воспитательная работа в хореографическом колледже должна отличаться последовательностью и определенной целостностью, так как «балет представляет собой последовательный ряд картин, связанных в одно целое определенным действием».
Вся воспитательная работа в хореографическом колледже строится с учетом основных положений, предложенных Ж. Ж. Новерром, так как поэзия, живопись, танец должны являться не чем иным, как точным подражанием прекрасной природе. Так один из уроков по художественной литературе, проведенный в 6-м классе прошел под девизом «Поэзия, природа и мы».

Урок сопровождался высказываниями В. А. Сухомлинского: «Красота природы учит нас ощущать в своей душе тонкости, оттенки вещей, явлений, движения сердца. Воспитание утонченного вкуса помогает ощущать красоту человека». Далее обращалось внимание детей на патриотическое содержание положения К. К. Паустовского: «Любовь к родной природе один из важнейших признаков любви к своей стране. Несколько раз звучал призыв М. Пришвина: «Охранять природу-значит охранять Родину».

Учитель предлагает совершить экскурсию в мир поэзии, музыки, живописи. Учащиеся участвуют в сценке «Времена года». Дети поочередно читают следующие стихотворения:
У меня - у дедушки-Года, у старого деда Есть внучки - четыре прекрасные девы. Садись поудобней, милый дружок, Про каждую внучку послушай стишок...

Зима
Как старшая внучка красива собою!
Зовется Зимою, зимой ледяною!
Лицо белоснежно и волосы белые,
Всю сахарной, снежной Зима землю делает.
Как только пора для Зимы наступает, Свои сундучки она вновь открывает. Есть пять ледяных у нее сундучков: В одном спит метель - это мать ветерков,
В другом сундучке затаилась пороша И множество градин - стеклянных горошин, А в третьем спит вьюга, в четвертом снежинки И иней в последнем - в хрустальной корзинке.
И эти богатства зима всем раздарит, Украсит леса, с Новым годом поздравит, Оденет деревья в хрустальный наряд, Который сверкает и радует взгляд.

Весна
А внучка другая зовется весною. Лишь только приходит, ведет за собою Цветущие травы и птиц щебетанье, И нежное, свежее ветра дыханье.
Весною проснутся лесные букашки, Чирикнут, запрыгают радостно пташки. Вы сердце навстречу весне распахните И свежего ветра глоточек вдохните.
А вот на березе уже лопнула почка -Не терпится солнце увидеть листочку. Земля по весне вся цветет, просыпается И чудо такое не может не нравиться.

Лето
А средняя внучка - племянница Солнца. Она очень весело, звонко смеется! Где смех ее добрый коснулся земли, На каждой полянке цветы расцвели.
Глаза голубые у девочки Лето,
Глаза ее чисто небесного цвета.
С ней в прятки играть любит солнечный лучик.
Бывает, что спрячется он среди тучек,
И сразу закапает солнечный дождик,
А после - грибы собирать выйдет ежик.

Осень
Последняя внучка - чудесница Осень. Она урожаи на землю приносит Осень в шубу желтую одета, По лесам с метелкою прошлась,
Чтоб вошла рачительной хозяйкой В снежные лесные терема Щеголиха в белой разлетайке -Русская румяная зима!
Учитель подчеркивает необычность этого стихотворения, так как поэт в восьми строках сумел рассказать о смене трех времен года. Поэт одухотворяет, очеловечивает природу: она у него меняет цвета и форму одежды. Лето в зеленом кафтане, осень - в желтой шубе, а зима - в белой разлетайке.

Учитель предлагает рассказать ребятам, какую пору года они больше всего любят, чем интересна та или иная пора года, что ребята любят делать в свою любимую пору года? При этом педагог делиться своими чувствами, за что он любит зиму: «А я люблю больше всего зиму, именно снежную и солнечную, когда деревья покрыты инеем, а вокруг белым-бело, точно снежной скатертью устлана земля. Смотришь - и, кажется, будто кто-то рассыпал множество бриллиантов, а они так ослепительно сверкают. Воздух прозрачен и чист. Ты идешь и радуешься этой красоте, становится хорошо-хорошо.

Далее урок продолжается высказыванием ребенка о стихотворении Н. М. Рубцова «Первый снег». Ребенок подчеркивает, что в стихотворении Н. М. Рубцова каждая строка проникнута огромным чувством любви к природе, чувством веселья и радости:
Ах, кто не любит первый снег В замерзших руслах тихих рек, В полях, в селеньях и в бору, Слегка гудящем на ветру!
В деревне празднуют дожинки, И на гармонь летят снежинки. И весь в светящемся снегу Лось замирает на бегу На отдаленном берегу.
Зачем ты держишь кнут в ладони? Легко в упряжке скачут кони, И по дорогам меж полей, Как стаи белых голубей, Взлетает снег из-под саней...
Ах, кто не любит первый снег В замерзших руслах тихих рек, В полях, в селеньях и в бору Слегка гудящем на ветру!
Далее третий учащийся читает стихотворение А. А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие...»

Перед весной бывают дни такие: Под плотным снегом отдыхает луг, Шумят деревья весело-сухие, И теплый ветер нежен и упруг.
И легкости своей дивится тело И дома своего не узнаешь, А песню ту, что прежде надоела, Как новую, с волнением поешь.
По окончании чтения стихотворения ребятам предлагается пережить неповторимое состояние, когда начинается весна.
Учитель рассказывает о поэте М. А. Дудине (1916-1994) - одном из ярких современных поэтов. Он воспринимал природу, как мир живых существ, которые имеют свои голоса, запахи, свой неповторимый облик. Это и река, и свежие стога, и две луны - в небе и в воде. Все полно затаившейся жизни.

«Сенокос»
Тиха река. В ночном тумане Молчат седые берега. На стертом временем кургане Туманны снежные стога.
И за стогами тихо струны Рокочут говором глухим, Стоят в воде и в небе луны И пахнет донником сухим.
И в ожидании рассвета В той неподвижности ночной Крадется осень через лето В кустах смородины речной.
Учитель обобщает детские впечатления о стихотворении, так как такие стихотворения могут вызвать только восхищение! Тут же звучит призыв-напоминание о том, что природа - общенародное достояние, источник красоты и здоровья нашей души.
Далее звучит стихотворение Н. К. Старшинова «Ну как в этой скудной низине...» Это стихотворение звучит как страстный призыв беречь красоту земли, которая не вечна и может исчезнуть, если мы ее не будем ценить.
Ну, как в этой скудной низине Возник - к лепестку лепесток Вот этот пронзительно-синий Еще небывалый цветок?
Такой развесело-кудрявый, Что жалко и тронуть рукой. И шепчутся чахлые травы: «Откуда он взялся такой? «
А может, в урочное время, Законам природы назло, Сюда беспризорное семя С планеты иной занесло?
И, словно нежданного сына, Которого вечно ждала, Бесплодная эта низина Его наконец родила.
И всю материнскую силу, Всю душу и все существо Она бескорыстно вложила, Вдохнула в него одного.
И он в этой скудной низине Вознесся над блеклой травой, Кивая пронзительно-синей, Кудрявой своей головой.
Учитель предлагает учащимся поделиться впечатлениями от того, если они видят небрежно сломанную ветку, разрушенное гнездо птиц, брошенную на произвол судьбы собаку. Кто в этом виноват?

Звучит стихотворение Михаила Дудина «Соловьиный куст»
Не знаю, кто срубил и сжег от скуки Куст ивняка на въезде к пустырю. Там соловей в средине ночи стукал Стеклянной палочкой по хрусталю.
И вслед за этим починалось диво: Луна садилась зубру на рога, Медоточила жгучая крапива, Чертополох рядился в жемчуга.
Дуб вырастал из-под земли, как песня, За ним тянулись в небо сыновья, Земля раскачивалась в поднебесье На тонкой нитке свиста соловья.
Звенели звезды, падая под воду, И на себя глядели из воды, И Сказки убегали на свободу, Освобождая повод от беды.
Ночь ликовала, вслушиваясь в дали, Вселенная задерживала вздох. .Срубили куст - и на Земле Печали Крапиву задушил чертополох.
Обобщение учителя звучит следующим образом: «Это стихотворение о прекрасной гармонии в природе, которую разрушает, губит человек, безумно вторгаясь в нее. Соловьиная песня - это душа всего окружающего мира. Срубили куст - и негде притаиться соловью».
В заключение звучит стихотворение Николая Старшинова «Природе»
Видно, что-то мы перемудрили, Стали чего-то не понимать: Все покоряли тебя - не покорили, Как же такое - родную мать? !
И не за эти ли притязанья, И не этот ли вздорный нрав Нам посылаешь ты в наказанье, Деток зарвавшихся покарав,
То разрушительнейшие сели, То суховей - острей, чем нож, То небывалым еще доселе Землетрясеньем как тряхнешь! . .
Разве забыли мы, что мы были, Были и есть у тебя в долгу? . . Я вот от грохота и от пыли Каждой весною в леса бегу.
И от мышиной возни позорной, От обстановки сверхделовой. Я умываюсь водой озерной И упиваюсь водой ключевой.
Все, что завистливо и спесиво, Ты меня учишь - не принимать. Вот и поклон тебе, и спасибо, Слышишь, спасибо, природа-мать! . .
В конце воспитательного мероприятия звучит песня «Как прекрасен этот мир! «
Сцена, если так можно выразиться, - это тот холст, на котором запечатлевает свои мысли балетмейстер; надлежащим подбором музыки, декораций и костюмов он сообщает картине ее колорит, ведь балетмейстер тот же живописец.
Балетмейстерам чаще следовало бы обращаться к картинам великих живописцев. Изучение этих шедевров, несомненно, прибавило бы их к природе, - и они старались бы тогда как можно реже прибегать к симметрии в фигурах, которая, повторяя предметы, дает нам на одном и том же полотне как бы две сходные картины.
Большие требования предъявлял Ж. Ж. Новерр внешности актера, так как непропорциональное развитие отдельных членов тела постоянно препятствует игре. Самыми главными изъянами телосложения автор называл ноги иксо- и дугообразные. Нет ничего более необходимого для хорошего танцовщика, чем выворотность- и нет ничего более естественного для человека, чем обратное положение.

Добиться выворотности ног возможно лишь начав упражняться с ранних лет посредством умеренных и непрерывных движений. Много полезной информации для себя найдет в письмах Ж. Ж. Новерра балетмейстер, так как, «если балетмейстер не умеет заставить двигаться все элементы этой сложной машины в надлежащем направлении, если он не способен с самого начала предвидеть невыгодное впечатление, которая производит та или иная эволюция, если он не обладает искусством наивыгоднейшим образом исполнить свободное пространство сцены и не сообразует движения артистов с большими или меньшими размерами подмостков, если мизансцены неудачны, намеченные движения неуместны или невыполнимы, передвижения групп слишком стремительны или излишне замедленны, если направление их указано неверно, если отсутствует чувство меры и ощущение целого - словом, если все отдельные части не слажены, если исходный момент передвижения выбран ошибочно, тогда взору вашему предстанет одна лишь путаница, смятение и неразбериха... тогда в балете не будет и не может быть ни отчетливости, ни согласованности, ни точности».
Для нас дороги советы Ж. Ж. Новерра о том, что большой, настоящий хореограф не должен замыкаться в одном излюбленном им жанре.
Мысли основоположника балетного театра, его творческие раздумья, искания и находки отражены в письмах о танце и балетах.

Мастера балета Белорусского государственного хореографического колледжа ищут возможности воплотить в танцевальных образах волнующие проблемы современности и верят в способность искусства танца помогать людям в борьбе за их идеалы.
Прошло много времени со дня публикации основного труда Ж. Ж. Новерра «Письма о танце». Однако классический труд по теории и практике танца, основоположника балетного театра Новерра не утратил своей актуальности и содержит много интересной информации о хореографии, музыке, живописи и драматическом театре. И пример жизни Но-верра, пример его как педагога, просветителя, служащего народу, отдающего всю свою жизнь обществу, является маяком, освещающим своим лучом путь нашему хореографическому искусству.
Неслучайно В. Н. Елизарьев называет балет искусством, призванным потрясать. Несмотря на то, что современным можно назвать спектакль, в котором ощущается биение пульса сегодняшнего дня, но балет требует осознания исторических событий, философского обобщения явлений жизни.

«Спектакль без потрясения, не приводящий, как говорили древние греки, к катарсису, не всколыхнет чувства и мысли человека, а значит и не станет подлинным творением о своем времени», - отмечает В. Н. Елизарьев.
При постановке спектаклей балета необходимо учитывать те рекомендации, которые дают настоящие мастера сцены. Балетный спектакль - произведение, жизнь которого на сцене подчиняется определенным закономерностям, имеет свою собственную специфическую логику драматического развития, свой особый характер образного языка.

Литература


  1. Новерр, Ж. Ж. Письма о танце Ж. Ж. Новерр. - Л., 1965.
 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы