Александрович Татьяна Васильевна
Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

В условиях радикальных преобразований в социуме и активной смены образовательной парадигмы личность становится доминирующей ценностью, а наступивший век все чаще называют «веком человека», «веком человекознания». В сфере образования воспитание будущего специалиста предполагает прежде всего воспитание творческой личности, утверждение ценностей, связанных с профессиональным самовыражением и личностной самореализацией. «Личность не может развиваться в рамках потребления, - подчеркивает А. Н. Леонтьев. -Ее развитие необходимо предполагает смещение потребностей на созидание, которое одно не знает границ, как и всякое познание» [4, с. 94].
Творчество специалиста должно проявляться не ситуативно, а стать главной линией его деятельности.

В жизнедеятельности личности творчество выполняет разнообразные функции:
выражает активно-преобразовательное отношение к миру;
включает личность в значимые для нее сферы деятельности и общественных отношений;
выступает механизмом решения жизненно важных задач, алгоритм решения которых субъекту неизвестен;
определяет собственную индивидуальность для другого;
реализует право личности на свободу, выход за пределы обязательного;
защищает личность от стрессов, уныния, жизненных потрясений и т. д. [6].
Качеством личности, помогающим сегодняшним студентам, «завтрашним» молодым специалистам жить в новом, постоянно изменяющемся мире, является креативность как готовность к постоянному, в течение всей жизни личностному и профессиональному развитию. Под готовностью к дальнейшему развитию понимают систему свойств и качеств личности, обеспечивающих ей потребность и возможность «довооружить себя» (В. И. Слободчиков) новыми знаниями и умениями, новыми стратегиями и тактиками взаимодействия с окружающими.
В психологии можно выделить несколько подходов к пониманию и изучению креативности: креативность как творческий процесс (О. Зельц, Е. Спир-мен, М. Вертгеймер, К. Дункер, А. Матейко), как интеллектуальная или творческая способность (Дж. Гилфорд, Д. Б. Богоявленская, Л. Б. Ермолае-ва-Томина), как творческий продукт (Мак Ферсон, К. Тейлор), как личностная категория (К. Роджерс, А. Маслоу, Я. А. Пономарев).

Креативность в узком значении слова - это дивергентное мышление, отличительной особенностью которого является разнонаправленность и вариативность поиска разных, в равной мере правильных решений относительно одной и той же ситуации [7, с. 266]. Креативность в широком смысле слова -это творческие интеллектуальные способности, в том числе способность привносить нечто новое в опыт (Ф. Баррон), порождать оригинальные идеи в условиях разрешения или постановки новых проблем (М. Уаллах), осознавать проблемы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих элементов ситуации (Е. Торренс), отказываться от стереотипных способов мышления (Дж. Гилфорд) [6].
Исследователи проблем психологии и педагогики творчества (Я. А. Пономарев, А. Н. Лук и др.) определяют креативность - творческие возможности (способности) человека - как интегрированное качество личности, включающее в себя интерес к парадоксам, склонность к сомнению, чувство новизны, остроту мысли, творческое воображение, интуицию, эстетическое чувство красоты, остроумие, способность открывать аналогии, смелость и независимость суждений, самокритичность; как способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в не-регламентированных условиях деятельности [2, 3].
В качестве критериев креативности рассматривается комплекс определенных свойств интеллектуальной деятельности:

беглость (количество идей, возникающих в единицу времени);
оригинальность (способность производить «редкие» идеи, отличающиеся от общепринятых, типичных ответов);
восприимчивость (чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, а также готовность гибко и быстро переключаться с одной идеи на другую);
метафоричность (готовность работать в фантастическом, «невозможном» контексте, склонность использовать символические, ассоциативные средства для выражения своих мыслей, а также умение в простом видеть сложное и, напротив, в сложном - простое [7, с. 267].
В этой связи современному студенту необходимо:
обрести свое «Я» (осознать, что он есть, «как он есть»), позволяющее более эффективно воспринимать реальность и выстраивать свои отношения с миром;
быть естественным, спонтанным в своих чувствах и проявлениях;
пребывать в состоянии творчества, которое является проявлением душевного здоровья личности и окрашивает любую деятельность, придавая ей эмоциональную насыщенность.
В воспитании креативной личности, развитии творческих способностей студентов важную роль, на наш взгляд, играет специальный курс «Педагогическая поддержка творческих способностей», введенный на социально-педагогическом факультете Брестского государственного университета имени А. С. Пушкина.

Теория и методика педагогической поддержки разрабатывается в рамках идей личностно ориентированного подхода к образованию. В них отражена направленность на саморазвитие личности. Педагогическая поддержка рассматривается как педагогическая деятельность, обеспечивающая процессы индивидуализации человека, в каком бы возрасте он ни находился. Она способствует развитию того единичного, особого, своеобразного, что заложено в индивиде от природы или, что он приобрел в индивидуальном опыте. Сущность педагогической поддержки заключается в раскрытии личностного потенциала человека, его реальных и потенциальных возможностей в тех или иных условиях, видах деятельности. Она определяется как «создание условий для максимально свободной реализации заданных природой физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, характерных именно для данного индивида» [1, с. 6].

Исходя из вышеизложенного, педагогическая поддержка креативности личности студента и ее развития рассматривается нами как процесс совместного с ним определения его собственных интересов, возможностей и создание условий для развития способностей к творчеству.
Цель спецкурса «Педагогическая поддержка творческих способностей» - развитие креативности студентов - будущих педагогов и освоение ими технологии творческого развития воспитанников дошкольных учреждений.

Содержание данного спецкурса включает такие темы как: творчество личности в зеркале культуры, современная творческая личность, творческие способности: диагностика и развитие, пути формирования творческого мышления, приемы развития продуктивного воображения, что позволяет познакомиться с подходами к понятию творчества, творческая личность, креативность, видами творчества, условиями и технологиями развития творческого потенциала личности. Большое внимание уделяется также составлению индивидуальных программ педагогической поддержки креативности и творчества.

При рассмотрении вышеизложенных вопросов, развитии творческих способностей студентов и воспитанников дошкольных учреждений мы придерживаемся генотип-средового подхода на проблему развития способностей к творчеству. Не отрицая роль врожденных особенностей человека в процессе творчества, полагаем, что развитие креативности зависит от культуры, в которой воспитывается ребенок; не существует прерывности в развитии креативности; спад в развитии креативности можно снять в любом возрасте путем специального обучения; особенно эффективно воздействие на ее формирование в сензитивные периоды - дошкольный и подростковый возраст. Ведущая роль в процессе обучения творчеству и, соответственно, в самом процессе творчества принадлежит приобретенным качествам личности, в данном случае - творческой личности. Приобретенное, или «сознательное», состоит из профессиональных умений и навыков, высокой общей культуры, способности и потребности в социальном творчестве, осуществлении самоконтроля, самообразования и самовоспитания.
На основании проведенного теоретического анализа нами были выделены и апробированы на семинарских занятиях педагогические условия, поддерживающие развитие креативности и творчества, среди которых важное место занимали:

диалогическое взаимодействие (сотворчество, субъект-субъектное взаимодействие, совместная деятельность студентов и педагога);
социальное подкрепление (положительное отношение педагогов к творческой деятельности и креативным проявлениям студентов, создание благоприятной доброжелательной атмосферы, климата психологической свободы, атмосферы дозволенности, открытости, игры и спонтанности, поощрение оригинальных идей, одобрение и проявление творческой инициативы, поддерживание творческих идей, создание ситуаций успеха, умение дать мудрую педагогическую оценку и т. д.);
наличие образца креативного поведения взрослого (преподавателя), как организующего начала творческого взаимодействия со студентами, создающего творческую среду, благоприятствующую их творческой активности;
создание ситуаций эмоциональной включенности студентов в творческий процесс, установление эмоционального контакта;
отсутствие регламентации предметной активности, отсутствие преград в отношении спонтанности и инициативы, свобода выбора, пространственных перемещений и т. д. ;
зависимость от способов организации педагогического процесса, применяемых методов обучения, подбор специальных обучающих программ развития, конструирование содержания с учетом проблемности, вариативности, личной значимости для студентов.
Диагностика уровня развития способности к творчеству была осуществлена вначале курса обучения и по его окончании. В обследовании приняло участие 25 студентов 4-го курса социально-педагогического факультета. Для первичной диагностики студентам был предложен тест «Ваш творческий потенциал», состоящий из 18 вопросов. По данному тесту 15% студентов оценили свой творческий потенциал как значительный, 45% как вполне нормальный и 40% как не великш.

Итоговая диагностика креативности студентов проводилась с помощью методики «Свобода ассоциаций» [5, с. 49]. Тест обладает широкой информативностью и позволяет определить уровень развития способности к ассоциированию, визуальной креативности, способности к преобразованиям, в частности, гипотетичность и вариативность мышления. Оценка результатов осуществлялась по следующим показателям: легкость установления связей; сложность ассоциативно-семантического пространства (разнообразие стратегий);степень отдаленности ассоциаций; оригинальность (уникальность).

Качественная обработка результатов показала, что показатели легкости установления связей варьируются от 1,07 до 3,27. Следует отметить, что большинство студентов, принявших участие в тестировании, смогли установить более одной ассоциативной связи на каждый из 15 предложенных стимулов. Тем не менее, были и студенты, которые указывали только одну ассоциацию на каждую картинку. Показатели сложности ассоциативно-семантических зон (разнообразия стратегий) варьируются от 1 до 2, 87. Чаще всего студенты приводили ассоциации из абсолютно разных тематических зон, хотя встречались и случаи наличия нескольких ассоциаций, характерных для одной ассоциативной зоны. Обращает внимание и тот факт, что по первым двум параметрам отсутствуют ответы с количественным показателем меньше единицы. Это свидетельствует о том, что студенты смогли подобрать ассоциации на каждый из предложенных стимулов, что является признаком достаточно хорошего уровня развития творческого мышления и воображения тестируемых.

Показатели степени отдаленности ассоциаций варьируются от 1 до 5, 4. Xотелось бы особо выделить то, что практически все тестируемые показали достаточно высокий уровень способности ассоциировать по типу «парадокс» («соединение несоединимого»). В то же время очень часто встречались ассоциации в пределах одной ассоциативной зоны и между двумя близкими зонами, несколько реже ассоциации по аналогии, крайне редко - ассоциации-метафоры.

Что касается такого показателя, как оригинальность, то он носит относительный характер и во многом обусловлен субъективными факторами. В процессе анализа фиксировалось количество повторов данного вида ассоциаций в группе и наличие «смысла» (не случайности) ассоциаций. Ответы респондентов были достаточно оригинальными и крайне редко повторялись. Даже схожие по смыслу ассоциации формулировались по разному. Это свидетельствует о достаточно высоком уровне оригинальности, неординарности мышления, уникальном видении связей и отношений.

Следует подчеркнуть и тот факт, что несмотря на то, что показатели по каждому из критериев могли варьировать у каждого студента, выделились студенты, которые показали самые высокие результаты по всем показателям, что, безусловно, является признаком высокого уровня способности к творчеству.
Думается, что разработанный нами спецкурс «Педагогическая поддержка творческих способностей» занймет важное место в общей и профессиональной культуре будущих специалистов дошкольного образования, окажется перспективным, поможет закрепить в сознании студентов потребность в творчестве как важнейшей ценности.

Литература

  1. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании О. С. Газман [и др. ]; под общ. ред. О. С. Газма-на. - М.: Академия, 1996.
  2. Исследование проблем психологии творчества Я. А. Пономарев [и др. ] ; под общ. ред. Я. А. Пономарева. -М.: Просвещение, 1983.
  3. Лук, А. Н. Психология творчества А. Н. Лук. - М.: Наука. 1978.
  4. Леонтьев, А. Н. Формирование личности  А. Н. Леонтьев  Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000.
  5. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей Т. А. Барышева [и др. ]. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
  6. Морозов, А. В. Креативная педагогика и психология А. В. Морозов, Д. В. Чернилевский. - М.: Академический проект, 2004.
  7. Педагогика: Большая современная энциклопедия сост. Е. С. Рапацевич. - Минск : Современное слово, 2005.



 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы

деревянные лестницы екатеринбург по выгодным ценам