Яковук Тамара Ивановна
Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина Варшавская АФВ им. И. Пилсудского

ТУРИЗМ КАК ФОРМА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОСВОЕНИЯ МИРА

Любая деятельность человека как индивидуальная, так и коллективная помимо своего основного утилитарного содержания наполнена эстетическим содержанием, эстетической окрашенностью, эстетическими смыслами и значениями, поскольку несет в себе общечеловеческие элементы и свойственна человечеству как роду. «Эстетическая деятельность, по утверждению классика российской эстетической мысли Ю. Борева, - это деятельность человека в ее общечеловеческой значимости, хотя общечеловеческое не исчерпывается эстетическим» [1, 43].

Эстетическое является универсальным качеством человеческой деятельности, поскольку любая деятельность ориентирована на спектр эстетических категорий: возвышенное, прекрасное, трагическое, комическое или даже безобразное. Наиболее полно эстетическое освоение мира происходит в процессе художественного творчества и знакомства с произведениями искусства1, однако, по мнению многих ведущих эстетов, эстетическое освоение действительности шире искусства и охватывает также культуру, труд, быт и отдых человека. Именно свободное время человека, в наибольшей степени организованное с учетом его потребностей и хобби, способно удовлетворять его эстетические запросы, потребности и амбиции.

Одной из самых популярных и широко пропагандируемых форм отдыха в современной культуре является туризм, способствующий расширению жизненных горизонтов, познанию мира, перемещению во времени и пространстве, знакомству с иными культурами и людьми, релаксации и накоплению эстетических впечатлений, являющихся наиболее важными ценностями с точки зрения современной культуры.

Характерной чертой туризма, согласно всем известным на настоящее время дефинициям, является пребывание вне места постоянного проживания. Классическую дефиницию туризма сформулировали в середине XX века швейцарские экономисты В. Хунцикер и К. Крапф, определившие туризм как единство отношений и явлений, связанных с путешествием приезжих, их пребыванием в какой-либо местности, если это пребывание не мотивировано переселением и не связано с оплачиваемой деятельностью в стране пребывания [2].

Кшиштоф Пшецлавский, классик польской социологии туризма, предлагает широкую дефиницию туризма как «... единства явлений пространственной подвижности, связанных с добровольным временным изменением места пребывания, ритма и среды обитания, а также с вхождением в личный контакт с посещаемой средой (природной, культурной или социальной) [3, 6]. В узком понимании туризма, целями туристической активности, по мнению автора, могут выступать рекреация, познание, оздоровление.

Во французской литературе туризм рассматривается в категориях свободного времени, например, М. Байер относит туризм к активной форме



организации свободного времени, т. е. к loisir [4, 261]. Цели туризма понимаются широко и включают в себя отдых, удовольствие, интересы, лечение и профилактику, участие в профессиональных и спортивных встречах и т. д. [5, 330]. В англосакской литературе, например, у Б. Гудаля, туризм является значительно более узким понятием, подразумевающим форму рекреации, включающую как физическую, так и познавательную активность.
Поскольку туризм является многомерным феноменом, то он «ускользает» с исследовательского поля какой-либо отдельной дисциплины. Сегодня существуют дефиниции экономические, пространственные, психологические, этнографические, социологические и т. д.

Кшиштоф Пшецлавский, работающий на протяжении последних тридцати лет над определением феномена туризма, оторвался от узкого, одностороннего похода с точки зрения одной научной дисциплины; в поисках более широкого соотнесения этого интенсивно развивающегося феномена уже в 1973 году в книге «Туризм и воспитание» он представил целый ряд отстаиваемых до настоящего времени аргументов против отнесения этой формы активности человека к занятиям, реализуемым в рамках свободного времени, и предложил рассматривать туризм как составную часть процесса пространственной подвижности человека, подвижности «горизонтальной» в противоположность подвижности «вертикальной», а также дал выше представленное определение туризма, которому остался верен навсегда [6, 13-21].
С нашей точки зрения, туризм является также феноменом «вертикальной» подвижности человека, поскольку:
1) Передвигаясь в пространстве, человек одно-
временно передвигается во времени: встречается с
историческими местами, их достопримечательнос-
тями и легендарными ситуациями, вошедшими в
сокровищницу мировой культуры, погружается в
глубь веков и тысячелетий. Передвигаясь в про-
странстве, турист может также совершить небыва-
лый прорыв в будущее, который в настоящее время
под силу лишь самым высоким научным технологи-
ям. Примером такого прорыва может служить кос-
мический туризм, ознаменовавшийся полетом аме-
риканского миллионера Дениса Тито 28 апреля 2001
года, ставший мечтой тысяч туристов и стимулом для
развития лунной туристической инфраструктуры.
Космический туризм уже прочно прописался в науч-
ной литературе, разработаны проекты гостиничных
комплексов на орбите, проекты жилых поселков на
Луне, где площадь лунной гостиницы «Lunar Hilton»
займет 1, 5 кв. км.

Расширению жизненного пространства, интенсификации переживаемых эстетических впечатлений и эмоций способствует завоевание туризмом водных просторов. В настоящее время в акваториях теплых морей, отличающихся богатым природным миром, строятся подводные гостиницы, доступ к которым возможен лишь с использованием подводных лодок. Подводные путешествия, создающие возможность близкого контакта с морской фауной и флорой в будущем, несомненно, будут притягивать все больший наплыв обеспеченных туристов.
2) Туризм, расширяющий жизненные горизон-
ты человека, востребовал от него пространственную
мобильность и подвижность, в то же время он сам
как форма пространственной мобильности на про-
тяжении всей истории существования способство-
вал «вертикальной» мобильности в социальной иерархии: уже в эпоху Средневековья, Возрождения и Нового времени дворянские дети много путешествовали, поскольку путешествия в то время были формой своеобразной инициации в культуру и во взрослую общественную жизнь. В настоящее время путешествия по модным, престижным маршрутам в модные места, жизнь на модных курортах, в модных гостиницах становятся неотъемлемой частью стиля жизни успешного человека, т. е. обязательным атрибутом, свидетельствующим о его высоком социальном статусе, престижности профессии, материальном благополучии, культурном развитии, потребительской готовности, вкусах, привычках и потребности потреблять, что неимоверно важно в условиях общества, в котором одной из самых высокочтимых ценностей становится потребление.

Туризм является социокультурным феноменом (будучи одновременно феноменом пространственным и экономическим), поскольку его основным субъектом является человек, человек-турист. Под влиянием целого спектра мотивов, один или несколько из которых выступают в качестве основных, он на определенное время покидает среду постоянного обитания, путешествует (пешком или с использованием различных транспортных средств), вступает в контакт с новыми культурами, обычаями, традициями и стилями жизни, а затем, обогащенный новым жизненным опытом, эмоциональными и эстетическими впечатлениями, знакомством с новыми людьми, возвращается в место постоянного проживания.
У этого феномена есть социокультурные причины, корни, в то же время результаты туристической активности человека ведут к социокультурным последствиям: изменениям и в среде постоянного жительства туристов, и в странах-реципиентах, создающих и выставляющих туристический продукт на глобальных рынках услуг.

В научной литературе широко представлено социологическое рассмотрение феномена туризма, причин и результатов его интенсивного развития. Среди наиболее существенных факторов отмечаются: увеличение свободного времени, введение гарантированных оплачиваемых отпусков, развитие технических средств связи, широкое распространение интернет-технологий, появление сотовой связи, поиск экстремальных переживаний, диктат постсовременной культуры, требующий обязательного выезда как элементарного аспекта современной экзистенции.

У этого феномена есть и эстетические корни, тесная привязка к эстетическим поскольку:
туризм связан с освоением пространства, а значит с восприятием и познанием мира, т. е. деятельностью свойственной человеку как роду, т. е. с эстетической деятельностью;
туристическая активность также, как и эстетическая деятельность задействует художественно-практическую (например, участие в фестивалях, карнавалах, обрядах), рецепционно-эстетическую (восприятие природных ландшафтов, городских ансамблей, туристических достопримечательностей, произведений искусства), духовно-культурную (выработка личного вкуса и идеалов, предпочтений, суждений и оценок), теоретическую (выработка эстетических взглядов)виды деятельности;

туристическая инфраструктура ориентирована на эстетизацию быта путешественника: уже начиная с XVIII века объекты туристической инфраструктуры в виде курортов с балами, променадами, библиотеками, распорядителями танцев, а также постоялых дворов (предшественников гостиниц) становятся центрами общественной жизни, выставками женихов и невест, гарантировавшими свет, тепло, изысканную кухню, вычурную мебель, общение и развлечение. Это были места, в которых оттачивались социокультурные контакты, в том числе, между мужчиной и женщиной, причем особое место в этих публичных пространствах отводилось эстетике быта, внешнего вида публики, межличностных отношений;
в процессе путешествия (даже индивидуального) происходит интенсификация межличностных коммуникаций, часто сопряженных с контактами в условиях чужих культур, что требует определенной этизации и эстетизации поведения как туриста, так и контактирующего с ним представителей страны-реципиента;

уже начиная с XIX века люди массово путешествовали исключительно для получения зрительных впечатлений; постмодернистская современность, ориентированная, прежде всего, на эстетическое переживание, требует от каждого ежегодно путешествовать куда-либо, чтобы восхищаться пейзажами, отличающимися от повседневных. Не подчинение этому диктату свидетельствует о неготовности потреблять свободное время согласно современным стандартам, что, в свою очередь, грозит снижением социального престижа и статуса;
в путешествии эстетическое освоение действительности протекает в рамках всех эстетических категорий: прекрасного (например, при знакомстве с величайшими произведениями искусства в Лувре, Третьяковке или Эрмитаже), возвышенного (например, при знакомстве с египетскими пирамидами), комического (например, при посещении туристами цирка), трагического (при посещении мемориальных комплексов, мест катастрофических событий: ураганов, цунами и т. п.) и безобразного (например, знакомство с кичем);

каждый туристический продукт предполагает познание иных культур, знакомство с произведениями искусства, контакт с великолепными природными пейзажами и многие другие аспекты эстетического освоения действительности. Поэтому в туристической поездке как одной из форм эстетической деятельности происходит формирование эстетического вкуса туриста, т. е. системы эстетических предпочтений и ориентаций, основанных на культуре личности и творческой переработке эстетических впечатлений;

в постсовременную эпоху постмодернистская культура становится антитезой одухотворенности, произведения культуры не претендуют на уникальность, а наоборот чрезмерно поддаются механической и электронной репродукции, разделение на сферу эстетики и сферу жизни перестает быть обязательным, а значит, стираются границы между законами искусства и законами повседневности. Стирая однозначные границы между высоким и низким, постмодернизм, с одной стороны, разрушает иерархию, а с другой стороны, способствует эстетизации повседневности и, прежде всего, мест отдыха, рекреации человека;
основными мотивами современного туризма являются стремление к развлечению, наслаждению, подражанию и эстетическому впечатлению как ведущим ценностям постсовременной эпохи, высоко чтящей эстетизацию потребления. В то же время театральность всегда сопутствовала туризму, например, курортные местности издавна соревновались между собой, предлагая гостям самый большой бальный зал, самый длинную набережную, самую высокую башню, самый современный парк развлечений, самые красивые сады, самую элегантную ривьеру;
поскольку зрительные впечатления в туризме всегда были одной из важнейших ценностей, то театральность и частичное смешение различных культурных практик в потреблении туристического продукта стали повседневным явлением. Большинство из них носят характер воспроизведения (начиная от игровых автоматов, цветомузыки и заканчивая лазерным освещением) и являются практиками, ориентированными на удовольствие, антиэлитарность, а также на локализацию на грани искусства и повседневного бытия;

потребление туристического продукта основывается не только на созерцании, но и на совместном развлечении, поэтому в туризме важное место отводится подражанию или кичу, например, как на знаменитых гавайских балах или кемпингах из британской программы «Hi-de-Hi»;
туристический опыт предполагает элитарное романтическое переживание, основанное на восхищении красотой в одиночестве и сосредоточенности, требующее определенного культурного капитала, позволяющего туристу сравнивать наблюдаемый пейзаж с зарисовками великих поэтов, писателей и художников. Романтическое переживание туриста несет на себе отпечаток постмодернизма, поскольку этот тип эстетического опыта, как правило, основывается не на непосредственной перцепции действительности, а на перцепции ее представления, особенно художественного, а в последнее столетие фотографического, что заставляет восхищаться не видом, а его идеализированным представлением, хорошо известным по открыткам, фотографиям, туристическим проспектам, видеороликам;
туризм является прототипом постмодернизма, потому что он, как заметил английский классик социологии туризма Джон Урри, характерным для него способом связывает воедино визуальность, эстетику, коммерцию и популярность [7, 131];

в процессе потребления туристического продукта, особенно в сфере международного туризма, происходит институализированное подглядывание, позволяющее людям подсматривать стили жизни других народов, перешагивать границы разных сфер, воспринимаемых как олицетворение определенных ценностей, как высокая и низкая культура, художественность, хороший вкус, отсутствие вкуса;
поскольку эстетическое переживание туриста протекает, как правило, в присутствии других туристов или всей туристической группы, то совместное обсуждение, эстетическая оценка впечатлений от увиденного и услышанного углубляют эмоциональное переживание, позволяют туристу оценить собственный эстетический вкус, способность к эстетическому восприятию действительности, что обогащает внутренний духовный мир человека и оттачивает эстетическое восприятие мира.

Итак, мы можем утверждать, что туризм как социокультурный феномен пространственной подвижности человека подобно искусству расширяет до безграничных пределов временные рамки жизни человека, обогащает ее невероятными событиями из прошлого и будущего общемировой культуры человека. Путешествия, наполненные быстрой сменой ситуаций, пейзажей, картин действительности,

углубляют эстетическое восприятие, духовно-куль- тетическими впечатлениями, погоня за которыми в турное присвоение личностью общечеловечески современном мире составляет важную часть жизни значимого в реальном мире, насыщают его жизнь эс- человека.

Литература

  1. Бореев, Ю. Б. Эстетика  Ю. Б. Бореев. - В 2-х томах. - Т. 1. - Смоленск: Русич, 1997.
  2. Hunziker, W. Grundriss derAlgemeinen Fremdenverkehr W. Hunziker, K. Krapf. - Zurich, 1942.
  3. Przectawski, K. Cztowiek a turystyka - zarys socjologii turystyki  K. Przectawski. -Krakow: Albi, 1996.
  4. Boyer, M. Le tourisme M. Boyer. - Paris: Ed. Du Seuil, 1972.
  5. Lozato, J. P. Geographi du tourisme. De I'espace consomme a I'espace maitrise J.P. Lozato. - Paris, 2003.
  6. Przectawski, Spoteczny wymiar turystyki /Turystyka w ujeciu podmiotowym i przestrzennym Przectawski; dod red. G. Gotembskiego. - Poznah, 2006.
  7. Urry, J. Spojrzenie turysty / J. Urry. - Warszawa, 2007.




 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы