Шкурко Наталия Сергеевна
Якутский госуниверситет им. М. Аммосова (Республика Саха, Россия)

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ

ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НАРОДА САХА

На современном этапе академической педагогики доминирует тенденция сращивания, интеграции эстетического и духовно-нравственного (эмоционально-ценностного) воспитаний в единое целостное (В. В. Богатов, В. С. Библер, Г. А. Праздников,
A. С. Запесоцкий, Ю. М. Шор).
В Республике Саха (Якутия) развитие практических умений и навыков личности через художественно-эстетическую и декоративно-прикладную деятельности решается в трудах представителей этнопедагогической школы М. А. Абрамовой, В. В. Акимова, У. А. Винокуровой, А. А. Григорьевой, У. А. Карамзиной, Н. Д. Неустроева, И. С. Портнягина, К. Д. Уткина и др.). «Народ Саха испокон веку, - отмечает И. С. Портнягин, - придавал эстетической стороне воспитания большое значение (автор, вслед за
B. А. Разумным, определяет эстетическое воспитание
как «включение человека в систему педагогически организуемых действий для выработки у него желаемых воспитателем эстетических чувств, вкусов и идеалов, а также художественно-творческих способностей»).

С ранних лет у ребенка формировалось родными и авторитетными членами туолбэ (семейно-со-седской общины) чувство прекрасного. Ребенок Саха целенаправленно поощрялся старшими за знание пословиц и народных песен, умение исполнять тойук (якутская величальная песня в манере горлового пения) и алгыс (песня-благословение), играть на хомусе (щипковый инструмент), рассказывать олонхо (якутский национальный героический эпос), мастерить различные предметы и украшения, участвовать в организации праздников и обрядов» [5, с. 92].
Целью эстетического воспитания у детей народа саха выступает их приобщение к миру прекрасного, выработка у них эстетического отношения к жизни, что выражалось на практике в формировании эстетического мировоззрения, социоодобряемых умениях находить красоту и создавать ее в повседневной жизни. Эстетическое воспитание личности (скорее, по мнению М. А. Абрамовой, нравственно-эстетическое) охватывало следующие направления и проходило в своем становлении ряд этапов: развитие способности понимать красоту в окружающей действительности; выработка эстетических представлений и вкуса; закрепление у подрастающего поколения молодежи Саха практических умений и навыков творить прекрасное;
укрепление единства связей между видами работы по эстетическому развитию детей, их нравственному росту, умственному воспитанию и трудовой подготовке [2, с. 38]

Таким образом, постепенное нравственно-эстетическое взросление детей в этнопедагогических традициях народа Саха и принципах этико-философ-ского учения айыы (школа «кут-сюр») происходило не только за счет обогащения их интеллектуальной сферы и эмоционального опыта (В. А. Афанасьев, А. А. Григорьева, И. И. и И. С. Портнягины), но также за счет повышения общей культуры, обретения детьми важных жизненных ориентиров, формирование которых этнопедагогика народа саха обеспечивала своими специфическими средствами:
народное творчество;
национальные традиции народа Саха;
обычаи и обряды;
национальная символика;
народные песни и игры;
Конечно, в каждой системе национального воспитания наличествует национальная специфика, к таковой в якутской национальной системе воспитания [3, с. 44] относятся:
национальная психология (темп и способы мышления, особенности речевой коммуникации);
национальный характер (щедрость души, гостеприимство, доброжелательность, трудолюбие, одаренность);
национальное сознание и самосознание (историческая память, знание своих корней, знание языка и культуры народа Саха, традиций и обычаев);
национальный образ мышления, отраженный в художественных произведениях, в национальном героическом эпосе - олонхо, в памятниках истории и культуры;
народная мораль- совестливость, честность, сознательный отказ от совершения десяти «черных дел»- арбан хара нугэл, включая злобные действия тела (убийство, воровство, насилие), злоб--ные действия языка (клевета, ложь, сквернословие, пустая болтовня) и злоб-ные помыслы (корыстолюбие, зависть, извращение доброго);
система взглядов и идеалов, составляющих ос-
нову духовности.

Образуя собой национальную систему воспитания эстетически и этически развитого ребенка, эти компоненты пробуждали сознание и формировали личность подрастающего поколения народа Саха, при условии обеспечения ими нравственного и эстетического начал.
Стоявший у истоков научного изучения народной педагогики в России В. Г. Белинский видел своеобразие и самобытность народной педагогической культуры в проявлениях «особенного, одному ему принадлежащего образа мыслей и взглядов на предметы, в религии и языке и более всего в обычаях. Эти обычаи состоят в образе одежды, прототип которой находится в климате страны, в формах домашней и общественной жизни, причина коих скрывается в верованиях, легендах и понятиях народа. Все эти обычаи укрепляются и переходят из рода в род, от поколения к поколению как наследие потомкам от предков. Они составляют физиономию народа, и без них народ есть образ без лица».

Эстетические представления народа Саха оформились в глубоко гуманные педагогические принципы. «Якутская народная педагогика представляет собой синтез педагогической мысли, опыта народа Саха, - отмечал И. С. Портнягин, -она всегда служила широким слоям трудящихся масс и выражала их идеи и традиции». Еще более конкретна в своем определении А. А. Григорьева: «Педагогическая культура народа Саха- эта та сфера его материальной и духовной культуры, которая непосредственно связана с воспитанием детей и проявляется в колыбельных песнях и играх, игрушках и детской одежде, в питании и фольклоре, традиционных праздниках и во многих других элементах народной жизни. Осуществляя связь между поколениями, педагогическая культура обеспечивает общий духовный прогресс личности, рода, этноса»
[3, с. 87].

Своеобразные исторические, социально-экономические, природно-климатические условия сформировали характерные особенности этнопе-дагогики Якутии в сфере эстетического развития молодого поколения [6, с. 11]. Так, например, промысловый характер производственной деятельности и низкий уровень развития производительных сил обусловили полную зависимость человека от сил природы и породили архаизм общественных отношений, выработали систему обрядов и традиций, регламентировавших жизнь обитателей трех великих речных долин. Поэтому молодежи оставалось только саморазвитие и самоактуализация в сфере творчества, физического совершенствования и профессионального мастерства [4, с. 59].
Жизнедеятельность народов Якутии, - отмечают П. Г. Петрова, И. С. Портнягин, К. Д. Уткин, - в значительной степени зависела от умения вписаться в свою экологическую нишу, выжить и выстоять при освоении природных богатств, сохраняя свой генофонд, свой культурный и интеллектуальный потенциал. В древние времена сказители, певцы, олонхо-суты, мудрые старцы и белые шаманы были хранителями духовного богатства и эстетических идеалов своего народа, передавали художественную культуру и мудрость восприятия мира последующим поколениям, чтобы не исчезли среди земляков люди солнечного улуса айыы.

У И. С. Портнягина человек солнечного улуса айыы - понятие многозначное, включающее в себя привлекательную внешность, щедрую и отзывчивую душу, твердые моральные принципы, высокую духовность и чувство прекрасного [ 5, с. 167]. Немногие, прошедшие все этапы школы «кут-сюр», пользуются особым почетом у современников «дыгыновы дети»- культурные и общественные лидеры, своей исключительной одаренностью и талантом прославляющие родной народ: зачинатель литературы на языке Саха А. Е. Кулаковский, лидер национальной интеллигенции В. В. Никифоров, краевед Г. В. Ксе-нофонтов, писатель и общественный деятель П. А. Слепцов-Ойунский и др.

Активно влияют на традиции эстетического воспитания у народа Саха представители еще одной социальной группы - «сээркээн сэПэн», в которую входят непревзойденные рассказчики народно-героического эпоса-олонхо, сказок, легенд, притч и преданий. Людей, прошедших большую жизненную школу, отдавших свою сознательную жизнь заботам о благе и процветании народа, добившихся высокого уровня мастерства в ремеслах уважительно называли «саха саарына, кипи кэрэмэПэ».

Основным содержанием практики эстетического воспитания являлось ознакомление детей с народным искусством, которое приобщает их к народным традициям, учит воспринимать, копить и ценить самобытный опыт предков. У. А. Винокурова предлагает рассматривать народное искусство «как широкое явление, включающее в себя различные виды трудовой деятельности, ремесла, традиции, обычаи, праздники, обряды, фольклор, игры, танцы, декоративно-прикладное искусство и народный костюм» [1, с. 114].

Знакомство с устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством и национальными видами ручного труда во все времена служило у народа Саха эффективным методом воспитания высоких эстетических представлений и вкуса через познание красоты. В традиционных эстетических воззрениях народа Саха прекрасное представляет собой некое общее понятие. В первую очередь, это человеческая красота и окружающая природная среда. Народ Саха считал человеческую красоту бесценным богатством, составными частями которого выступают внешняя привлекательность человека и внутренняя притягательность его личности.
Внешняя красота характеризовалась такими качествами, как физическое здоровье, ловкость, сила, изящество, чистое лицо, приятная улыбка, плавность движений, нарядная национальная одежда . Внутренняя красота определялась по таким признакам, как: скромность, утонченность души, тактичность, духовность, целомудрие, доброжелательность, обходительность и благородство. Именно таким качествами наделял народ Саха любимых героев олон-хо, своих героев-соплеменников, именно эти качества он хотел видеть у подрастающего поколения и умело формировал их.

Эстетически прекрасные качества личности, общение с которой доставляет окружающим радость, проявляются в разных аспектах, к которым представители региональной этнопедагогики относят:
красоту родной природы (алаас - маленькая поляна с озером, окруженная тайгой - для представителя народа Саха эквивалент «малой родины», что-то типа «страны березового ситца»);
мудрость, проявляемую в сфере общественных, бытовых и трудовых отношений, красоту поступков;
высокие нравственные идеалы.
В. А. Афанасьевым, М. А. Абрамовой, У. А. Винокуровой, А. А. Григорьевой, Н. Д. Неустроевым, И. С. Портнягиным, К. Д. Уткиным изучена роль национально-регионального компонента в формировании эстетических качеств личности. Передаваемые сказителями-олонхосутами- певцами-импровизаторами и другими носителями народной мудрости (целителями, белыми шаманами, народными мастерами) из поколения в поколение, педагогические приемы эстетического бы-ли развиты, доработаны и углублены за века истории: «Воспитание- бесценное богатство», «Ум не имеет цены, воспитание- предела [2, с. 57].

«Традиционное трудовое воспитание у народа Саха представляло собой деятельностное эстетическое освоение окружающего мира» [5, с. 84]. Мальчикам Саха с раннего детства разъясняли их предназначение- стать идеальными мужчинами с хорошими трудовыми навыками, творческими способностями, физически и нравственно развитыми. Опираясь на образцы героического эпоса олонхо, туолбэ веками представляли новым поколениям молодых саха как образец поведение эпических героев - эстетически воспитанных людей, обладающих силой ума, физической мощью и даром облагораживать мир. Опыт освоения традиционных моделей нравственно-эстетических моделей реализовывал-ся при наличии следующих условий:
строгий контроль родителей, настойчивость в овладении трудовыми и творческими навыками,
- стремление доделать порученную работу и др. В труде и освоении декоративно-прикладного искусства, подвижных играх, состязательности и ритуальном поведении у молодого представителя народа Саха формировалось целеустремленное, эстетически развитое отношение к миру, к труду и жизни, потребность терпеливо и настойчиво совершенствовать окружающее его пространство. Трудолюбивые, эстетически развитые и профессионально умелые люди в глазах земляков были примерами для подражания [3, с. 43].
Проанализировав опыт применения традиционной системы эстетического воспитания у народа Саха, И. С. Портнягин пришел к следующим выводам:
- декоративно-прикладное искусство народа саха более активно, чем другие виды народного творчества, способствовало раннему включению подрастающего поколения в практическую деятельность по эстетическому изменению мира;
в области народного искусства народа саха, применяется большое количество материалов, занятия доступны любому возрасту и носителям любого уровня мастерства, что позволяет ребенку выбрать вариант будущего изделия в соответствии с актуальной потребностью и своим эмоциональным состоянием [5, с. 100]. позитивной стороной народной педагогики в плане эстетического воспитания является совместная деятельность взрослых и детей в сфере эстетических исканий, в творчестве, в украшении предметов быта- уПуйнан [1, с. 207]. - трудолюбие и творческие способности - главные этнопедагогические критерии оценки личности. Трудовые умения закладывали фундамент для обеспечения благосостояния, а творческие дарования помогали человеку оставаться жизнерадостным и жизнелюбивым хозяином собственной жизни (кипи - кипитэ)  [4, с. 63].

Литература

  1. Абрамова, М. А. Гуманистические представления в культуре народов Якутии/М. А. Абрамова, Н. Д. Неуст-роев. - М.: Аоабета, 2003.
  2. Абрамова, М. А. Интеллектуальное развитие школьников в процессе ознакомления с изобразительным искусством/М. А. Абрамова . - Якутск: ЯГУ, 1999.
  3. Григорьева, А. А. Этнопедагогика народа Саха А. А. Григорьева. - М.: Академия, 1999.
  4. Платонов, К. П. Организация производительного труда в школьных кооперативах Магарасской СШ  К. П. Платонов, Н. С. Шкурко Образование. Духовность. Здоровый образ жизни в системе социума 21 века-Якутск: МН и ПО PC (Я), 2004. - С. 57-63.
  5. Портнягин, И. С. Этнопедагогика «кут-сюр»: педагогические воззрения народа Саха И. С. Портнягин. - М: Аоабета, 1999.
  6. Сборник авторских программ педагогов дополнительного образования. - Якутск: ДНиПО, 2005.




 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы