Шикун Анатолий Иванович
Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина Шикун Надежда Николаевна
Брестский филиал Белорусской государственной академии музыки

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ В СФЕРЕ ДОСУГА

Анкетный опрос учащихся 10-11 классов, проживающих в городе Бресте, показал, что ориентации подростков в сфере досуга самые разнообразные, включают в себе как развлекательные, познавательные, так и, в значительной мере, эстетические составляющие. (Исследование проводилось с участием авторов, в рамках учебно-методической лаборатории Брестского государственного университета имени А. С. Пушкина).

Среди различных способов времяпрепровождения молодежь отдает предпочтение прослушиванию музыки (74%), просмотру телепередач (60%), встречам с друзьями (60%). Около половины опрошенных школьников (47%) могут в свободное время, почитать что-нибудь, 45% - просто погулять, 41% - сходить на дискотеку. Каждый четвертый (25%) ответил, что будет заниматься «чем придется», 21% - играть в компьютерные игры, 9% - пытаться заработать деньги, а 8% - пойдут в кино.

Иное представление о структуре досуга школьников у родителей и учителей. По мнению родителей, их дети в свободное время отдают предпочтение музыке (88%), встречам с друзьями (75%), просмотру телепередач (72%), компьютерным играм (47%), чтению книг (47%), посещению дискотек (20%), «добыванию» денег (6%), неопределенным занятиям (5%), посещениям кинотеатра (2%).

Учителя считают, что подростки в свободное время слушают музыку (99%), ходят на дискотеки (72%), общаются с друзьями (72%), играют в компьютерные игры (55%), просто гуляют (51%), смотрят телевизор (41%), зарабатывают деньги (7%), посещают кино
(3%). То есть, и у родителей и среди учителей не совсем адекватное представление о содержании досуга их воспитанников. Оно мало совпадает с оценками самих школьников.
Почти половина (45%) подростков ходят на дискотеки регулярно и 48% - иногда. Среди девушек интерес к регулярному посещению дискотек несколько выше (48%), чем среди молодых людей мужского пола (42%). Не посещают дискотеки 6% опрошенных старшеклассников. Отказ подростков от посещения дискотек мотивируется такими причинами, как «не интересно» (15%), «нет времени» (12%) или «таковых не бывает в школе» (10%). Остальные респонденты не определились с ответом, затруднялись высказать определенное мнение по этому вопросу.

Театр часто посещают 8% опрошенных подростков. Редко бывают в театре (менее 1-2 раз в год) -40%, не ходят - 52%. Среди девушек, любителей посещать театр значительно больше- 65%. Вовсе не ходят в театр две третьих юношей (67%) и только одна треть (35%) девушек.
В кинотеатрах бывают один или несколько раз в неделю 4% респондентов, несколько раз в месяц -11%, несколько раз в год - 11%, почти не ходят -73%. Интерес к кино у юношей выше, чем среди девушек: почти не посещают кинотеатры 59% юношей и 88% девушек.
В библиотеку регулярно заглядывают 21% респондентов, иногда посещают - 61%, почти не бывают -17%. Девушки проявляют интерес к книгам заметно больше, чем юноши. Ответили, что бывают в библиотеке «регулярно» только 3% юношей и 40% девушек, бывают «иногда» - 79% и 42%, соответственно.

Проводить свой досуг подростки предпочитают дома (73%) и на улице (57%). Некоторые пытаются развлекаться на квартире друзей (39%), во дворе (22%), в школе (3%), в парке (2%). Школьники любят проводить свое свободное время вместе с друзьями, подругами (79%), с родителями (26%), с братом, сестрой, другими родственниками (14%), а также в кружках, секциях (10%). Значительная часть (17%) нередко остаются в свободное время в одиночестве.
На вопрос анкеты «Если у Вас станет больше свободного времени, как Вы его используете? «, около половины (49%) подростков ответили, что будут регулярнее встречаться с друзьями. На втором по значимости месте оказался ответ «больше внимания буду обращать на свое здоровье» - 46% от общего числа респондентов, ответивших на соответствующий вопрос анкеты.
Интерес подростков к здоровью заметно корре-лируется с желанием больше времени уделить физкультуре и спорту. Среди старшеклассников таковых выявлено 41%. Охотно занимаются спортом 40% подростков, из них 45% - юноши и 36% - девушки. Совсем не участвуют в спортивных мероприятиях -9% молодых людей. Ответили «когда как» - 50% школьников. Остальные затруднялись однозначно выразить свое мнение.

Самыми популярными видами спорта считаются наиболее привлекательные с точки зрения эстетики. Среди юношей - это: плавание (45%), баскетбол (40%), стрельба (28%), теннис «большой» (20%), борьба (19%), горнолыжный спорт (18%), волейбол (18%), футбол (15%). Девушкам больше нравятся: фигурное катание (42%), плавание (32%), теннис «большой» (27%), баскетбол (27%), горнолыжный спорт (18%), теннис настольный (16%), легкая атлетика (12%). Кроме того, в анкетах назывались и более «редкие» виды спорта: шейпинг, верховая езда, а также аэробика. Последний вид, а также интерес к фигурному катанию подтверждает вывод о тяготении молодежи к «музыкальным» видам спорта. Этот фактор важно использовать при стимулировании интереса молодых людей к физкультурно-оздоровительным и спортивным мероприятиям.

Незаменимым способом двигательной активности, причем, наиболее привлекательным для молодежи, являются танцы. На вопрос анкеты «Любите ли Вы танцевать? «, респондентов, затруднявшихся ответить, не выявлено. Ответов «нет» оказалось только 8% от общего числа респондентов. Подавляющее число опрошенных подростков в сравнении с другими видами физически активного времяпрепровождения заметное предпочтение отдают танцам. Две трети опрошенных подростков (62%) ответили «да» и 30% - «да, хотя и не всегда».
Большинство респондентов согласны, что физическое состояние человека отражается на его психике («да» - 53%, «отчасти» - 32%). Только 15% не согласны или затруднялись ответить. Почти 2/3 подростков считают, что психическое состояние человека отказывает непосредственное влияние на его внешний вид. А выглядеть лучше, чем обычно, хотели бы 71% юношей и 94% девушек.

Отвечая на вопрос анкеты «Что, в первую очередь, нужно для того, чтобы выглядеть красивым (ой)?», респонденты на первое место поставили «крепкое здоровье» (67%). Затем среди приоритетов внешней красоты школьники указали «физическое совершенство» (62%) и «уверенность в себе» (59%).

Около половины опрошенных подростков (48%) полагают, что адекватное психоэмоциональное состояние человека - обязательное условие внешней привлекательности. Привлекательными себя считают 27% подростков. Кроме того, 43% опрошенных школьников ответили - отчасти, 12% - «нет», а 18% -затруднялись дать однозначный ответ.
Почти каждый пятый опрошенный (19%) часто испытывает чувство дискомфорта от неумения или невозможности владения своим телом (юноши -11%, девушки - 27%). Только 26% респондентов на соответствующий вопрос анкеты ответили «нет».

Более половины старшеклассников (65%) хотят посещать спортивные секции, чтобы иметь красивую фигуру (юноши 53%, девушки - 78%). В спорте подростки видят также возможность доставить себе радость (30%), быть сильнее других (28%), получить моральное удовлетворение (23%), быть похожим на свой идеал (18%), поездить и посмотреть мир (14%), занять свое свободное время (12%), заработать (7%), прославиться (4%).

Обобщая сказанное выше, можно сделать вывод, что в сфере привлечения молодежи к спортивно-оздоровительным мероприятиям есть еще много нерешенных проблем, требующих внимания специалистов различных отраслей знаний, включая культурологов.
В определенной степени отдельные проблемы в этой сфере можно решить путем расширения сети проката современного спортивного инвентаря, предоставление бесплатных помещений, стадионов, спортплощадок для проведения соревнований, обеспечения транспортом и снаряжением для развития туризма, привлечения опытных педагогов и квалифицированных организаторов спортивных мероприятий.

Наличие стадионов, спортплощадок, клубов, секций, хорошей рекламы спортивных мероприятий вблизи места жительства молодежи, как показали данные проведенных исследований, напрямую влияют на позитивные изменения в структуре досуга подростков, способствует развитию эстетических начал в поведении юношей и девушек, особенно подросткового возраста. В этих целях особенно важно учитывать стремление молодежи к «музыкальным» и игровым видам спорта, способствующим всестороннему и гармоничному развитию личности.
Кроме этого из анализа данных социологического исследования можно сделать вывод, что интерес подростков к физической культуре лежит в сфере не только их озабоченности своим здоровьем, но и внешней привлекательности, в желании выглядеть красивыми. Поэтому на уроках физического воспитания важно не только развивать двигательные навыки, но и разъяснять позитивные последствия физических упражнений, их влияние на другие сферы жизни человека, включая нравственные и эстетические.

Среди вариантов проведения свободного времени подростков есть и физически пассивные: «чаще буду читать» (20%), «больше стану смотреть телевизор, слушать радио» (33%). Очевидно, что книга как источник эстетического воспитания все более уступает свое место другим средствам массовой коммуникации, в первую очередь, телевидению.
Интерес к кино, концертам, театру среди молодежи в возрасте до 18 лет сравнительно не высокий (26%). Названные зрелищные мероприятия традиционно всегда были прерогативой подростков. За последние годы эта тенденция стала изменяться в сторону сокращения за счет увеличения времени, затрачиваемого на «домашние» варианты времяпрепровождения - просмотра телепередач и, еще более динамично распространяемым, компьютерным играм. Последнее увлечение все более превращается в один из вариантов «зависимостей» и требует специального изучения со стороны социологов и врачей.

Исследование показало, что отношение подростков к музыкальным формам проведения досуга неоднозначное, многовариантное. Оно зависит от их типа темперамента, условий воспитания, привычек, а также доминирующих ориентаций взрослых и ряд других факторов, отраженных в данном социологическом анализе. Все это важно учитывать при разработке конкретных практических мероприятий, направленных на приобщение молодежи к художественной культуре в сфере досуга.
Важно иметь в виду, что эстетические потребности и интересы современных подростков отличаются от традиционных запросов молодежи прошлых поколений. Поэтому возникает необходимость в модернизации структуры досуга, изменения его содержания. Чтобы привлечь внимание подростков к эстетическим ценностям необходимо в их деятельность в свободное время ввести «развлекательные» элементы. Любое непопулярное досуговое мероприятие, проводимое для подростков, может стать популярным, если организовать его в форме игры.
Надо также учитывать, что материальные возможности подростков существенно ограничивают в нынешних (платных) условиях приобщение к художественной и музыкальной культуре в сфере досуга. Можно предположить, что досуг подростков будет и дальше дифференцироваться по «материальному» признаку, разрушая традиционные привычки, формируя «новые компании» с иными ориентациями, обусловленными усилением социального расслоения общества. Интересы в сфере свободного времени все больше будут вступать в противоречие с материальными возможностями общества, родителей, самих подростков и динамично трансформироваться под воздействием этого противоречия. Потребности подростков станут все сильнее опережать их материальные возможности и удовлетворяться лишь частично.

Поэтому здесь не обойтись без государственных программ эстетического воспитания молодежи с дополнительным финансированием из местного бюджета, наряду с привлечением средств спонсоров, а также использованием материальных возможностей родителей подростков.


 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы