Главная Публикации "Эстетическое образование: проблемы и перспективы" - 2007 (г. Брест) МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КИЕВСКОЙ ДЕТСКОЙ АКАДЕМИИ ИСКУССТВ В РУСЛЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВА

Чембержи Михаил Иванович
Киевская детская академия искусств (Украина)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КИЕВСКОЙ ДЕТСКОЙ АКАДЕМИИ ИСКУССТВ В РУСЛЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВА

На протяжении XX века в образовании (как общем, так и музыкальном, театральном, художественном) разворачивались многочисленные эксперименты, направленные на его усовершенствование, оптимизацию как процессов представления и усвоения определенной системы знаний и навыков, так и воспитания личности. Поиски велись нередко сразу в нескольких направлениях: переход от нормативной педагогики к педагогике сотрудничества, основы проектной педагогики и т. д., - при этом выяснение роли искусства в формировании и становлении личности играло далеко не последнюю роль.
Приобщение к «ремеслу» музыканта, художника, танцовщика должны начинаться насколько возможно раньше, - это своего рода традиция, которая имеет давние корни. И это естественно: детство -тот период жизни, когда, в сущности, программируется многоуровневая система отношений «индивидуум - окружающий мир». Осознание необходимости создания оптимальных условий для максимального развития потенциальных возможностей юного дарования на каждой стадии его творческого роста, а также создание основы для вовлечения его в профессиональную деятельность на каждом возрастном этапе в соответствии с присущей именно ему суммы творческих потенций - эти принципы стали исходным пунктом для создания оригинальной концепции, которая воплощается в Киевской детской Академии искусств (далее - КДАИ), профессиональном художественном учебном заведении нового типа. Для этого представлялось целесообразным осуществлять подготовку будущего профессионального деятеля искусств в одном самодостаточном, полностью материально и интеллектуально оснащенном учебном заведении - от подготовительной до высшей школы. На наш взгляд, такая система позволяет более объемно и всеохватно практически ежедневно наблюдать развитие ребенка, видеть как достижения, так и недостатки, и всем имеющимся интеллектуальным инструментарием своевременно корректировать этот непростой путь.

Такой подход дает возможность избежать тех недостатков, которые закономерно возникают в процессе функционирования традиционных образовательных моделей: ведь последние состоят из нескольких структурных элементов, образованных учебными заведениями разных уровней - логически связанные между собой, они, тем не менее, являются в значительной мере разобщенными друг с другом.

Детально все положения концепции и особенности ее воплощения в практике КДАИ излагались в наших многочисленных публикациях. Назовем ее главные положения:
Непрерывность как главный принцип проведения образования в области искусства.
Объединение разных художественных специальностей (театр, музыка, изобразительное искусство, балет) в одном учебном заведении.
Ранняя профессионализация.
Возможность корректирования профессиональной ориентации.
Защита авторских прав и интеллектуальной собственности ребенка.
Рост роли личности Учителя, высокий уровень профессиональных требований к профессорско-преподавательскому составу.
Внедрение информационных технологий в процесс обучения, компьютеризация образования в области искусства.
Знание иностранных языков.
Эстетизация учебного пространства.

Романтизация учебного процесса.
Внедрение основ педагогики партнерства.
12. Демократичность и благородство отноше-
ний при соблюдении строгой дисциплины.
Основы концепции последовательно реализуются в практике нашего учебного заведения. Принцип непрерывности приобретает в Академии особое, специфическое воплощение, - он реализуется через предоставление студентам возможности прохождения пути от постижения основ избранной специальности в искусстве к вершинам профессионального мастерства в стенах одного учебного заведения.

Академия объединяет в себе четыре уровня обучения: подготовительная, начальная, средняя, высшая школы. Это, конечно, серьезно повышает ответственность Академии как учреждения, которое от первого до последнего шага выполняет весь комплекс педагогических воспитательных функций, не передавая их для продолжения другим: ведь в случае ошибки, снижения качества обучения на любом из его этапов нельзя надеяться на то, что устранить недостатки в подготовке студента, «подтянуть» его смогут в учебном заведении следующего уровня. Но все трудности компенсируются бесспорными преимуществами такой модели. Пребывание студента в одной системе позволяет проявлять определенную гибкость в построении «тактики» учебного процесса при единстве стратегических задач: увеличивать или уменьшать нагрузку с учетом всех этапов обучения, оперативно обращать внимание на необходимость «быстрого реагирования» на возникающие проблемы развития ребенка с включением всех возможностей данной образовательной системы и т. п.

В КДАИ юные студенты могут получить квалификацию бакалавра и специалиста, начав обучение с 5-летнего возраста на подготовительном отделении и практически не выходя из стен одного учебного заведения. Структура учебного процесса построена таким образом, что переход от одного уровня обучения к другому обусловливается самой логикой учебного процесса и потому происходит почти незаметно для студента. Кроме того, на протяжении всего обучения происходит корректирование профессиональной ориентации еще по одному параметру: уточнение уровня профессионализации учебного процесса для каждого из студентов. В том случае, если юный студент Высшего художественного колледжа (главного структурного подразделения Академии) по определенным причинам не в состоянии достичь необходимого профессионального уровня, он может на любом этапе обучения быть переведен по собственному выбору в одно из других заведений, которые входят в состав КДАИ: гуманитарную школу или школу искусств, - где будет иметь возможность получить полноценное среднее образование с усиленным гуманитарным компонентом и поступать в дальнейшем в высшие учебные заведения. Таким образом, довольно мучительный и для студента, и для преподавателей момент максимально смягчается, а все накопленные во время обучения знания и навыки остаются важной составляющей достижений студента в процессе формирования его личности.

Кроме того, студент, который в процессе обучения ощутил тяготение к другой специальности, получает возможность его реализовать благодаря сосуществованию в Академии представителей разных видов искусства.

Ныне КДАи на соответствующих факультетах осуществляется подготовка специалистов по пяти специальностям: музыкальное искусство, театральное искусство, изобразительное искусство, хореография, эстрадное искусство. Студенты имеют возможность выбирать из довольно широкого спектра специализаций - только на факультете музыкального искусства их насчитывается до девяти.

Сама идея объединения разных специальностей в области искусства в одном учебном заведении возникшая как результат осмысления особенностей современной социокультурной ситуации, когда синтез искусств в повседневной художественной практике приобрел огромное значение. Таким образом, ежедневное погружение будущего специалиста в мир сопредельных видов искусства, общение представителей разных художественных специальностей способствует углублению содержания образования, взаимообогащению представителей разных художественных профессий, делает возможным осуществление общих проектов посредством системы межфакультетских связей. Много преимуществ дает создание интегрированных искусствоведческих курсов, в которые включена проблематика смежных факультетов (например, курс «История искусств»).

При условии параллельного осуществления общеобразовательной и профессиональной подготовки становится необходимой гармонизация этих компонентов, а также максимальная интенсификация учебного процесса, «сжимание» затрачиваемого времени, насыщение смыслом буквально каждой минуты, проведенной студентом в Академии. Поэтому использование инновационных технологий обучения приобретает особое значение. При организации учебного процесса в Киевской детской Академии искусств принимаются во внимание новейшие научные достижения, и не только в области гуманитарного знания. В свою очередь, опыт Академии сам по себе мог бы стать объектом исследования именно в этом аспекте.

Бесспорно, достижение той чрезвычайно сложной цели, которая поставлена перед Академией, было бы крайне затруднено (а то и невозможно) при недостаточном научного-методическом, творчески-интеллектуальном обеспечении учебного процесса. Эти факторы были учтены при создании самой структуры КДАИ. Киевская детская Академия искусств - это полифункциональное по своей сущности учреждение, в котором опережающие исследования идей и методов педагогики, аккумуляция мирового опыта и отечественных традиций объединяются с экспериментальным поиском конкретных путей формирования творческого потенциала одаренного ребенка, подготовкой высокообразованных, конкурентоспособных специалистов, способных в недалеком будущем достойно представлять национальное искусство.
Для реализации разных компонентов деятельности Академии и обеспечение их взаимодействия предусмотрены функционирование, наряду с учебными заведениями разных типов (колледж, школа искусств, гуманитарная школа), целого ряда центров: научно-исследовательского, информационного, компьютерного, филармонического, выставочного, медико-психологического и др.

Очень важной для юного студента, который учится в КДАИ, становится возможность заниматься с преподавателями высокого уровня квалификации, которые работают в Академии. Опыт показывает, что особенно результативными становятся мастер-классы, где получивший признание деятель искусства (пианист, актер, художник и т. д.) работает один на один - не на «массу», отсюда и результативность урока. Этим возможность общения с ведущими мастерами не ограничивается: так, в первые же годы существования Академии в ее стенах начали проводиться «Xудожественные ассамблеи», в которых принимали участие выдающиеся ученые-искусствоведы и ведущие деятели культуры, педагогики, науки. Проведение «Xудожественных ассамблей» не только имело огромное значение для юных студентов КДАИ в контексте концепции нашего учебного заведения, но и делало Академию одним из заметных культурно-просветительских центров столицы.

Важным фактором, которому придается огромное значение, является ранняя профессионализация - воплощение одного из основных положений концепции Академии. Ребенок, который пришел к КДАИ, становится не просто учеником, а юным студентом. Таким образом мы даем ему понять, что он приобщается к кругу профессионалов и должен оправдать надежды, которые на него возлагаются. Обучение, таким образом, приобретает углубленную мотивацию; оно изначально ориентировано на достижение высокой цели.

Идея ранней профессионализации реализуется в Академии в разных формах, которые, в сущности, пронизывают весь учебный процесс. В соответствии с ней, воспитанники КДАИ не просто готовят себя к будущей «взрослой» жизни, а начинают профессиональную работу уже в процессе обучения. При таких обстоятельствах креативная активность юных студентов всячески поощряется, их художественное творчество становится неотъемлемой частью учебного процесса. Студенты КДАИ имеют возможность реализовывать себя в творчестве уже в довольно раннем возрасте, демонстрируя тот уровень профессионализма, которого они достигли на данном конкретном этапе своего пребывания в Академии. И, что принципиально, они имеют возможность свободно входить в профессиональное пространство, демонстрировать свои достижения вместе со взрослыми художниками.

Укажем, что любая серьезная, «взрослая» работа в детском и подростковом возрасте нуждается в значительных затратах психической и физической энергии. Это обстоятельство предопределяет необходимость продуманной и последовательной работы педагогов, постоянного корректирования процесса. Причем для каждой из моделей реализации подобных установок существуют как определенные категории «опасностей», так и соответствующий педагогический инструментарий для их избегания или нейтрализации. Участие в творческих конкурсах, разнообразных творческих проектах, художественных акциях как в стенах Академии, так и за ее пределами, - все это происходит в условиях постоянного мониторинга психологического и интеллектуального состояния каждого студента, отслеживание характера и динамики его творческого роста.

В Академии стало традицией проведение художественных акций, направленных на профессиональное творческое самовыражение юных студентов всех ее факультетов, которое реализуется посредством художественной, концертной и сценической практики. В первую очередь это традиционные формы - творческие отчеты, концерты классов и факультетов, академконцерты, открытые уроки, творческие вечера преподавателей Академии, в которых непременно принимают участие юные студенты их классов, проведение Дней факультетов, выставки живописных, скульптурных, графических работ студентов, коллоквиумы.
В конце каждого семестра проводится итоговый Гранд-концерт при участии представителей разных факультетов, где репрезентуются наиболее весомые профессиональные достижения. Заметим кстати, что в последнее время важным критерием отбора участников этого мероприятия стало звания лауреата внутреннего академического конкурса.

Участие в творческих конкурсах - один из наиболее эффективных путей приобщения юных студентов к кругу профессиональной деятельности уже на начальных этапах их обучения, поэтому относятся к ним в Академии чрезвычайно пристально и внимательно. Творческие конкурсы разных уровней могут стать мощным фактором обучения и воспитания юного музыканта, художника, танцовщика, актера, способствовать аккумуляции у него абсолютно необходимых в дальнейшей «взрослой» профессиональной работе умений и навыков. Вместе с тем, они составляют некий срез в миниатюре одной из форм профессиональной деятельности, а потому делают возможным формирование более полных представлений об избранной специальности, определение собственных ориентиров в избранной специальности.
Успешное участие в конкурсе, присвоение звания лауреата или дипломанта воспитывает у юного профессионала вкус к победе, становится стимулом к дальнейшей работе. Однако победа не является и не может быть самоцелью, это лишь одна из ступенек в профессиональном росте. В конце концов, вхождение в ситуацию конкурсного соревнования закаляет юного студента, побуждает его к дальнейшему самосовершенствованию.
При этом участие в творческих конкурсах является лишь одной из форм конкретного воплощения идеи ранней профессионализации.

Свою эффективность доказали многие другие пути: например, привлечение юных студентов к проектам, в которых задействованы взрослые деятели искусства. Такая возможность возникает во многом благодаря синтетической природе Академии, в которой осуществляется подготовка музыкантов, художников, танцовщиков, будущих театральных деятелей.

Поэтому так естественна постоянная работа юных художников КДАИ по иллюстрированию нотных изданий, среди которых моя симфоническая сюита «Предчувствие весны», сборник «Моя азбука» и много творческих проектов. Принципиальной при этом является установка на восприятие начинающих художников как равноправных соавторов профессионального композитора. Материализация собственной работы в конкретном полиграфическом продукте способствует самоутверждению юного художника, побуждает его к дальнейшей эффективной работе.

Подобное творческое содружество воспитанников Академии с профессионалами высокого уровня далеко не ограничивается стенами учебного заведения, и в этом юным студентам оказывает содействие педагогический коллектив. Филармоническим и выставочным центрами КДАИ разработана специальная программа «Путь в большое искусство», направленная на раскрытие потенциала юных студентов. Эта программа представляет панораму их выступлений на профессиональных сценах Киева, Украины и зарубежья, выставочную деятельность юных художников вне Академии и географию конкурсных соревнований по всем профессиональным направлениям.

Все это позволяет юным студентам Академии не только чувствовать себя непосредственно причастными к миру искусства, а и быть его настоящей полноценной составной частью.
Получение современного высококачественного образования невозможно без внедрения современных информационных технологий в процесс обучения и воспитания новой информационной культуры подрастающего поколения, создания потоков единого информационного пространства и объединения информации в единую локальную сеть. Компьютеризация образования - это безусловно необходимый новый инструмент получения знаний, накопления их и оперирования ими. Но степень эффективности использования компьютерных средств обучения зависит от уровня техники и методического обеспечения. Юным студентам КДАИ обеспечена возможность получения нужной информации из любых областей знаний благодаря современным технологиям при использовании Интернета, а также внутренней компьютерной сети, в которой главный компьютер накапливает всю информацию по основным направлениям работы (учебная, научная, творческая, экономическая, кадровая информация и т. д.).

Одной из задач учебного заведения является подготовка юного студента к будущей самостоятельной жизни в избранной и приобретенной профессии. Жесткие условия рыночных отношений в современном предельно интегрированном мире требуют от молодого художника не только высокого профессионализма и адаптированности в социальной среде, но и умения общаться, не ощущая языковых барьеров. Осознание этого обстоятельства обусловило ведущее значение, которое приобрело в КДАИ изучение иностранных языков. При том, что учебный процесс принципиально организован на украинском языке, дети имеют возможность заниматься несколькими иностранными языками (русским, английским, немецким, французским, испанским и т. д.) одновременно или избрать определенный необходимый минимум (два-три языка). Это способствует расширению информационных горизонтов, обогащает источники новых художественных впечатлений, становится фактором существенного усиления конкурентоспособности специалиста.

>Бесспорно, достижение высокого профессионального уровня требует приложения значительных усилий. Решению проблемы оптимизации учебного процесса способствуют факторы, которые могут показаться второстепенными, а на самом деле приобретают огромное значение.

Один из них - это эстетизация пространства, в котором юный студент находится на протяжении длительного времени. Она проявляется в продуманном дизайне учебных помещений, в постоянно действующих выставках, превращающих каждый из этажей Академии в маленькую арт-галерею. Немалый вес приобретает в этом контексте организация пространства вокруг Академии: здесь есть Сад искусств, «Садок вишневий коло хати», и «Ялинковий гай». Огромное воодушевление дарит сама природа, ведь Академия находится на берегу Днепра. Конечно, все это затрагивает сокровенные струны детской души, создает излучение такого энергетического поля, на котором лучше всего прорастает зерно профессии. Как следствие взаимодействия разных факторов возникает особое духовное пространство Академии, пребывание в котором дает вдохновение, становится своеобразной «витаминной инъекцией», готовящей студентов к выполнению самых сложных профессиональных задач.

Юные студенты всем сердцем ощущают уникальность своей alma mater. Недавно в Академии была внедрена практика, когда многочисленные делегации со всего мира, которые посещают наше учебное заведение, встречают его воспитанники. И это естественно: кто лучше, чем они сами, может провести экскурсию по Академии, рассказать об ее повседневной жизни. Кстати, здесь юные экскурсоводы имеют блестящую возможность применить свое знание иностранных языков.

Благодаря романтизации учебного процесса каждый день пребывания юного студента в Академии насыщается особым праздничным смыслом. На протяжении истории существования учебного заведения постепенно выкристаллизовывается система своеобразных ритуалов, которые пронизывают разные сферы деятельности, начиная от всегда радостного ожидания церемонии высаживания каштана каждым новым первым курсом во время празднования начала учебного года, установленной перед зданием Академии скульптурной композиции под названием «Муза», множества других, уже традиционных ритуалов. . . Всё это, безусловно, является мощным энергетическим источником творческого вдохновения.

Четко сформулированные задачи, которые стоят перед Академией, требуют системных мероприятий по их реализации. При этом особое значение приобретает личность Учителя, непосредственно осуществляющего преподавание и обеспечивающего его высокое качество. Миссия Учителя чрезвычайно важна. Это великая роль творца нового общества, и выполнять ее может только ответственный перед профессиональной честью, народом, Богом. Педагог выступает своего рода локатором, который аккумулирует знания и дозировано выдает их своему ученику, обращает особое внимание на крайне необходимые вещи. Именно поэтому Учитель должен объединять в себе широкий диапазон восприятия нового с умением выбрать самое нужное, найти ту единственную резонансную частоту, на которой эффективно и плодотворно сможет общаться с учеником. Надо уметь слушать, слышать не только то, что исповедуешь сам, а и то, что генерирует безграничный мир. Вообще, образование - это постоянный поиск гармонии в процессе обмена информацией, которая нуждается в осмыслении, анализе и передаче в бесконечном общении и сотворчестве - коллег, единомышленников, Учителя и ученика.

Важной установкой в повседневном общении является демократичность и благородство отношений, господствующее в Академии. На дверях кабинетов отсутствуют таблички с обозначением должностей и регалий. Это сделано для того, чтобы подчеркнуть партнерские отношения тех, кто учит, и тех, кто учится, их равенство в общении. Обычное обращение к студентам - «юные коллеги» - так же работает на реализацию основ педагогики партнерства. При этом стиль взаимоотношений, характерных для Академии, не только не исключает жесткой внутренней дисциплины, но и безусловно предусматривает ее.

Внедряемая в КДАИ концепция профессионального образования в области искусства призвана гарантировать широкий выбор возможностей для получения знаний, предоставить возможность каждому ежедневно реализовать себя в постоянном процессе самосовершенствования, укреплять умение активно искать и находить новейшую информацию, познать вдохновенную и всегда волнующую радость от духовных ценностей как высочайших в земной жизни. То, что она основывается на постоянном непосредственном общении с искусством, погружении у него, многократно усиливает обычное, естественное благодатное влияние искусства на индивидуума. Специфика общения юных студентов Академии с искусством состоит в том, что последнее становится для них естественным способом самовыражения, частью их личности, и, как результат, воспитательное действие искусства на личность приобретает особую интенсивность и абсолютно новое качество. В свою очередь, юные студенты находятся в состоянии готовности поддержать Искусство, его выдающуюся миссию на Земле, искать и находить в нем необъятную силу вдохновения, надежды и оптимистичного желания жить. К этому изо дня в день готовит их пребывание в Киевской детской Академии искусств - глубоко патриотичном учебном заведении, которое воспитывает счастливых Граждан Украины и Мира, вырастающих с ощущением собственного достоинства и безграничного творческого потенциала, активно интегрированных в профессиональное пространство, способных преодолевать и побеждать, рассматривать творческий успех как праздник вчерашнего дня, после которого надо снова настойчиво и радостно трудиться.


 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы