Главная Публикации "Эстетическое образование: проблемы и перспективы" - 2007 (г. Брест) МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКО МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Паринова Лариса Владимировна, Заверткина Марина Владимировна
Воронежский государственный технический университет (г. Воронеж, Россия)

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Начало 21 века поставило российское общество перед необходимостью решительного реформирования как социально-экономических основ общественной жизни, так и соответствующей общественным потребностям системы образования. Вместе с тем новые условия современности поставили вопрос о более серьезной постановке эстетического образования студентов и школьников в России.

В современном образовании зачастую происходит недооценка важности предметов эстетического цикла и их влияния на формирование полноценной личности, вместе с тем методика преподавания этих предметов находится в процессе обновления. Содержание курсов «Философии», «Делового этикета», «Культурологии», «Истории мировой литературы и искусства» непосредственно связано с жизнью человека, оно направлено на формирование эстетической культуры, восприятие художественной деятельности, воспитание нравственной, свободной и разносторонне развитой личности. Осознавая значимость формирования эстетической культуры, современные педагоги разрабатывают уникальные программы, совершенствуют методы преподавания.

В современной философской и научно-педагогической литературе изучены различные аспекты соотношения нравственного и эстетического развития личности: философский анализ единства нравственного и эстетического (В. А. Алехина, А. И. Фортова), единство морали и искусства как двух форм общего сознания (Г. А. Брант, А. А. Нуй-кин, В. И. Толстых), единство нравственного и эстетического в жизнедеятельности человека (Л. И. Кунчева), взаимодействие нравственного и эстетического воспитания (Л. А. Волович, Г. А. Бы-стров, В. Ш. Масленникова, Н. Н. Никитина). Разработке теории эстетической культуры личности посвящены исследования Н. А. Ветлугиной, Л. А. Воловича, Л. А. Герасимова, А. И. Комаровой, Б. В. Сафроновой и других.
В качестве основных целей эстетического образования можно выделить следующие:
обеспечение реализации Национальной доктрины образования в Российской Федерации;
повышение общего уровня значимости культуры и искусства в системах начального, среднего и высшего образования;

Cохранение и развитие сложившейся в России уникальной системы учреждений художественного образования в области культуры и искусства.
Под эстетическим образованием понимается целенаправленное взаимодействие студентов и педагогов, способствующее выработке и совершенствованию в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты.
Цель эстетического образования в нашем вузе -формирование эстетического вкуса и эстетического отношения к действительности, расширение эстетического кругозора специалистов по Связям с общественностью.

Мысли об эстетическом воспитании, соединяющем эстетическое, нравственное и интеллектуальное, мы находим еще у Платона и Аристотеля. Платон разрабатывал учение о прекрасном с позиции объективного идеализма, различая, что радует нас благодаря слуху и зрению, т. е. что прекрасно от сущности самого прекрасного, и ставил идею красоты и добра выше всех остальных идей; а Аристотель сущность прекрасного находил и в «начале», у Бога, и в реальных вещах и явлениях, колеблясь между идеализмом и материализмом, но все же в эстетических взглядах более склоняясь к последнему. Согласно суждениям обоих философов, эстетическое воспитание воздействует на личность человека и определяет его нравственное сознание.

В процессе развития предмет эстетики усложнялся и обогащался. В период античности эстетика затрагивала общефилософские вопросы природы красоты и искусства; теология оказывала существенное влияние на средневековую эстетику, служившую одним из инструментов познания Бога; в эпоху Возрождения эстетическое образование развивалось в основном в сфере художественной практики и ее предметом становится художественное творчество и его связь с природой. В начале Нового времени эстетика стремилась сформировать нормы искусства. Политика оказала огромное влияние на эстетику Просвещения, акцентируя внимание на общественном назначении художественного творчества, его нравственном и познавательном значении.

Поскольку образовательный процесс по культурологическим предметам существенно отличается от других дисциплин, попытаемся выделить основные методологические подходы эстетического образования в системе подготовки специалистов по Связям с общественностью в нашем университете:

гуманистический подход к разработке содержания программ и создания личностно-ориенти-рованных методик ведения занятий по курсу эстетического образования с учетом индивидуальных особенностей студентов ( например, проведение самостоятельной работы, эстетического исследования, написание рефератов, подготовка докладов и т.д.);
региональный подход позволяет совершенствовать содержание предметов эстетического образования на основе этнохудожественных, культурных, исторических особенностей региона, что способствует решению проблемы воспитания активной и социально-адаптированной личности. Этот подход требует отдельного рассмотрения культурологических аспектов жизни родного края (например, памятников архитектуры, культуры); изучение творчества местных художников, скульпторов, литераторов;
интегративный подход к разработке комплексных тем в содержании программ эстетического образования с опорой на отечественную и мировую культуру и тематических блоков занятий по искусству, основанных на тесной взаимосвязи предметов гуманитарно-эстетического цикла;
полихудожественный подход предполагает взаимодействие и интеграцию искусств на занятиях, то есть рассмотрение и изучение шедевров мирового творчества, а именно объединение в одной программе произведений литературы, философии, живописи, архитектуры, скульптуры;
культурно-просветительский подход предполагает взаимодействие образовательных и культурных учреждений при организации лекций по искусству и культуре, то есть организацию различных тематических экскурсий, художественных выставок, посещение концертных залов, филармонии, театров.

Вышеназванные методологические подходы необходимо комплексно использовать при подготовке к занятиям эстетического цикла.
К сожалению, по проблеме формирования эстетической культуры в системе современной педагогики наработано недостаточное количество материала. Наша задача как преподавателей вуза заключается в переработке теорий эстетического образования относительно будущих специалистов по Связям с общественностью, систематизации существующих эстетических знаний студентов, развитии их творческих способностей и стимулировании познавательной активности. Перед нами остро стоит вопрос: как организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы не только выявить и развить способности каждого студента, но и сформировать духовно богатую, свободную, творчески мыслящую личность, уважающую себя и окружающих людей.
Анализ педагогических и психологических исследований показывает, что эмоциональное отношение к жизни, приобщение к искусству позволяют развить не только общую культуру, но и познавательную активность, зрительную память, быстроту реакций, аналитическое и образное мышление. Через чувства, эмоции самореализация личности происходит более продуктивно во всех сферах жизнедеятельности. Эстетическое образование открывает иной, отличный от рационального, способ видения, чувствования и понимания культуры.

Предметы эстетической направленности оказывают большое влияние на общие ценностные ориентации личности. Искусство по своей сути обладает воспитательными возможностями, которые заключаются главным образом в восприятии и оценке увиденного. Наиглавнейшей задачей современного образования является формирование эстетической личности. Степень развития общества определяется не однородностью массы, а значимостью каждого его члена в отдельности. Сущность же духовной культуры человека заключается в способности к эстетическому, художественному восприятию, переживанию, осмыслению и творчеству.
Учитывая все вышесказанное, мы считаем, что преподавание в вузах культурологических, искусствоведческих дисциплин, в значительной мере формирующих эстетическую культуру личности, является необходимым условием при подготовке не только специалистов по Связям с общественностью, но и при обучении всех студентов, претендующих в дальнейшем на гордое звание СПЕЦИАЛИСТА.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы