Мдивани Татьяна Герасимовна
Институт искусствоведения, этнографии и фольклора им. К. Крапивы НАН Беларуси

О НОВАЦИЯХ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Выработка новых подходов к изучению музыкального искусства и культуры - одна из насущных жизненно важных проблем современности. Именно во время обучения формируется интерес к глубинным процессам, происходящим в искусстве, выявляется его эстетический базис, взаимосвязь традиции и новаторства, содержательности и мастерства. Между тем столь необходимая реформация отечественного музыкального образования, отчетливо ориентированная холистической парадигмой, до сих пор не имеет отчетливого концептуального обоснования. Следует заметить, что ведущая роль в системе музыкального образования принадлежит вузам искусств, поскольку в их структуре отпечатываются особенности всех предшествующих этапов (школа, училище) и вызревают общие прогностические тенденции учебного процесса в целом.

По сложившейся системе всю совокупность музыкальных, а точнее музыковедческих дисциплин можно представить в трех типах: теоретические, исторические и практические. Есть еще и идеологически ориентированные разработки, ангажированные социально-политическим заказом. И хотя в учебных программах современных учреждений образования все три типа дисциплин сохранили свое значение, однако их соотношение заметно изменилось. Так, например, музыкальная культура и искусство XX века с их многочисленными стилевыми движениями, или стилевым плюрализмом, в неспециальных учреждениях фактически не изучаются. Причины обычные: нет учебников и учебных пособий, нет и квалифицированных педагогов, могущих раскрывать эту важную тему. Исключение составляют работы И. Двужильной, но они предназначены только для детских музыкальных школ.

Другой трудностью в воспитании современного высококвалифицированного специалиста является «обзорное» изучение многообразных аспектов музыкального искусства и культуры. В наших школах, ссузах и вузах не изучают специфику музыкального театра, кино- и телемузыки, прикладных музыкальных жанров, эстрадного искусства, джаза, которые сформировались в ХХ веке. В результате, композитор, заканчивающий Белорусскую академию музыки, не умеет писать ни оперу, ни балет, ни мюзикл, и все потому, что не знает основ сценических жанров. Причина все та же: нет программ и педагогов, способных дать пытливому студенту необходимые знания. Существующая программа по оперной драматургии, составленная Г. Г. Кулешовой, почему-то не востребована. Заметим, что в консерваториях Российской империи такие знания давались, и завершение обучения оперой было нормой. Ярким тому примером является опера «Алеко» С. Рахманинова, которая и поныне изучается в курсе «Истории русской музыки». Не в этом ли причина того, что современная белорусская музыка не богата премьерами сценических жанров: в театрах Минска идут только два белорусских балета («Легенда о Тиле» Евгения Глебова и «Страсти» Андрея Мдивани), две оперы («Его жены» Виктора Копытько и «Записки сумасшедшего» Вячеслава Кузнецова) и один мюзикл («Стакан воды» Владимира Кондрусевича). Отсюда следует один единственный вывод: необходимо разработать курс «Музыкальный театр» и активно внедрять его в систему образования на всех этапах изучения музыки. Работа эта большая, но первые шаги уже сделаны: 1)В. Г. Гудей-Каштальян создана программа «Сусветны и беларуск музычны тэатр» (Мн., 2005), 2) учеными Института искусствознания, этнографии и фольклора им. К. Крапивы Национальной академии наук написаны четыре книги «Музычны тэатр Беларуси. Осталось написать сводный учебник по музыкальному театру и выработать методические рекомендации для композиторов.

Есть еще одна проблема в нашем музыкальном образовании: в белорусских вузах искусств и культуры не преподают таких смежных дисциплин, как музыкальная журналистика, связанная с работой на радио, телевидении, в газетах и журналах, звукооператорская работа, с которой музыканты постоянно сталкиваются. Не владеют выпускники и знаниями по составлению либретто, сценариев и проч. Все это говорит о том, что современной художественной школе нужны междисциплинарные отделения, кафедры, курсы, дисциплины, где эти знания можно было бы получить. Пока такая междисциплинарная кафедра есть в России, в Московской консерватории, и возглавляет ее знаменитая Валентина Николаевна Холопова - доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств России, орденоносец. Этим опытом можно было бы воспользоваться и адаптировать российские учебные программы и учебники к нашим реалиям.

Наконец, еще один назревший вопрос: существующая диспропорция между тем что получает музыкант и тем каков его культурный багаж. Здесь следовало бы задать вопрос: кто даст музыканту знания о культурной ауре и окружении изучаемого композитора, о влиянии на него литераторов, художников. Это немаловажно. Блестящим подтверждением тому являются «Картинки с выставки» М. Мусоргского, опера «Похождение повесы» И. Стравинского (по картинам Хогарта), творения русского модерна, апеллирующие к синтезу искусств, «Пять историй господина Кейнера» Э. Денисова, наконец, оперное творчество в целом, где немаловажная роль принадлежит либреттисту. Последнее особенно важно, ибо нередко либреттистом является знаменитый поэт, писатель, драматург. Например, вряд ли ученик -учащийся - студент знает что-либо о творчестве такого мастера пера и в то же время либреттиста, как Бомарше... Примеров таких множество, ибо в процессе своего творческого движения европейское музыкальное искусство постоянно коррелировало с направлениями других видов искусства и литературы. Так, в 1720-22 годы И. С. Бах создал два тома ХТК, которые были предназначены для незадолго до того созданных клавишных инструментов с равномерной темперацией. Сочинение явило собою образец рационалистического начала в музыкальном творчестве, ибо композитором была освоена система темперации и доведена до совершенства самая конструктивная и архитектонически сбалансированная музыкальная форма - форма фуги. Между тем достижения музыканта находятся в прямой связи с методом рационалистической дедукции немецкого философа Лейбница, в области художественного творчества - с творениями Гольбаха, литературы -Вольтера. Вместе с тем, в стиле Баха-отца есть и элементы эстетики барокко, что особенно ощущается в его мессах, пассионах, концертах, Токкате и фуге для органа ре минор. Тем самым искусство Баха входит в соприкосновение с барочным стилем Саль-ви, Рубенса, Бернини.

Когда же мы говорим о музыкальных стилях Нового времени (начинается и ведет счет от Декарта), то отправной точкой считаем Венскую классическую школу и ее представителей: Гайдна, Моцарта, Бетховена. Творческие принципы школы сложились в тесном контакте с художниками, поэтами, драматургами - Гете, Шиллером, Бомарше, Валадье, Гварди, которые и сформировали европейскую классическую художественную культуру.

Новая венская школа, представленная творчеством Веберна, Шенберга, Берга, также была исторически подготовлена (поздним романтизмом). Однако своим лозунгом она избрала отрицание традиций (хотя Веберн сказал, что «дальше классики мы не ушли») и создала новый музыкальный стиль, сообразный неклассической эпохе в целом, в том числе и художественной (модерн, сюрреализм, дадаизм, экспрессионизм, лучизм, символизм и проч.). Таких параллелей множество, хотя известно, что между музыкой и другими видами искусства нет прямых аналогий - в силу ее специфической образности, средств выразительности и воздействия на слушателя и зрителя. Поэтому характер творческих сопряжений разных видов искусства, влияний и воздействий следует раскрывать не прямолинейно, а опосредованно, пользуясь методом аналогий и ассоциативных связей. Поставив такую цель в курсе «Музыка в контексте европейской художественной культуры», достигается более глубокое, полное и целостное понимание музыки в системе художественных явлений на протяжении всей истории развития европейского искусства. Курс нужно сделать компактным и целесообразным, умело вплетая элементы нового в привычные формы обучения.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы