Главная Публикации "Эстетическое образование: проблемы и перспективы" - 2007 (г. Брест) МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКО ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ БЕЛОРУССКОЙ ЭТНОКУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ

Захарчук Лидия Александровна
Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ БЕЛОРУССКОЙ ЭТНОКУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ

Этническая культура служит ценностным регулятором человеческих отношений, являясь основой правовой, нравственной, интеллектуальной, эстетической культуры.
Введение новых приоритетов в социально-культурной сфере требует совершенствования системы культурных ценностей общества. Сохраняя традиционные ценности народной культуры, связанные с уважением к старшим, заботой о детях, чувством чести и достоинства, терпимости и дружелюбия, необходимо установить такие приоритеты, как уважение к личности, развитие интеллектуального потенциала, формирование творческой активности человека в освоении современных форм жизнедеятельности, реализация этнокультурного компонента.
Решение этой проблемы требует ответственного подхода, практических действий, направленных на повышение качества образования, нравственно-эстетического воспитания, этнокультурного развития личности.

Применительно к настоящей работе этнокульту-ра представляет совокупность материальных и духовных ценностей, складывающихся в жизнедеятельности белорусского народа на основе традиций, обычаев, обрядов, поведенческих норм, социальных взаимоотношений и других факторов.

Воспитательный потенциал белорусской этно-культуры включает следующие основополагающие компоненты:
наличие идеала личности, отраженного в народном творчестве и представляющего социальную, нравственно-эстетическую характеристику на основе общечеловеческих ценностей;
соответствие социальных отношений и требований духовным традициям народа, преемственности поколений;
общность факторов воспитания (семья, природа, труд, игра и др.), позволяющих личности включаться в различные виды деятельности;
гуманистически направленный характер группового и индивидуального воздействия, основанный на уважении достоинства личности и признании ее свободы.

Одним из главных показателей принадлежности личности к этнической общности является социализация ее в сфере национальной культуры, освоение и трансляция народных традиций, отраженных в религиозных верованиях, фольклорном творчестве и других проявлениях культуры. В этой связи реализация деятельностного подхода в образовательном процессе осуществляется через организацию различных видов художественно-творческой деятельности личности, направленных на восприятие этнокультурных ценностей.
Педагогические возможности белорусской эт-нокультуры актуализируются в современной концепции образования, согласно которой целью учебно-воспитательного процесса является развитие культурной личности, ориентированной на общечеловеческие ценности, мировую и национальную художественную культуру, способной к самоопределению и культурной идентификации.

Главный образец в этнической традиционной педагогике-человек, поведение, манеры, поступки которого определяются в соответствии с этническим представлением белорусов о человечности. Белорусская этнопедагогика ориентирует воспитуемого быть настоящим человеком в различных жизненных ситуациях: «Хто людзям дабра жадае, той i сабе мае», «Добра раб^ добра будзе», «Не кручан - не рамень, не вучан - не чалавек».
Проектируя личностную основу человека, белорусы акцентируют внимание на совести, чести, мудрости, считая их основными показателями духовного совершенства: «Сумленне - ста чалавека», «З сумлення бруду не змыеш», «Краса прыглядзщца, а розум прыгадзщца».
Наряду с этими важными составляющими человечности, необходимым дополнением в нравственно-эстетическом развитии личности белорусы считают понимание красоты, стремление к прекрасному во всех областях жизнедеятельности. Представление о прекрасном в человеке формировалось сквозь призму нравственной чистоты: «Твар белы, а душа чор-ная», «Глядзець прыгожы, да не гожы», эстетической оценки труда и его результатов: «Як кветка не бывае без плода, так i праца не бывае без асалоды».

Комплексный подход к исследованию проблем фольклора предполагает рассмотрение его в синкретическом единстве всех сторон через теоретическое осмысление философских, исторических, национальных особенностей. Роль, место фольклора в жизнедеятельности людей детерминируются историческим типом определенной системы духовной культуры, в составе которой он возникает, существует и функционирует. Фольклор в целом, как и конкретные его проявления, можно рассматривать как сумму детерминант исторического, национального, этнического характера, удовлетворяющего духовно-практические потребности человека.
Народная культура, включающая в себя образовательно-воспитательный и культурно-воспитательный компоненты, наряду с другими факторами развития современного общества, активно участвует в формировании личности на всех этапах ее становления. Исторические процессы возрождения и развития народной культуры требуют обращения к истокам обычаев, традиций, обрядов, представляющих духовную систему жизни людей, их мировоззрение, опыт социальный и творческий.

Проблема изучения, сохранения и использования культуры предшествующих поколений нашла отражение в концепции «диалога культур», которая в последнее время плодотворно разрабатывается в философии, социологии, этнографии, педагогике.
Ведущая идея концепции состоит в том, что, осознание ценности культурной традиции в духовном развитии человечества невозможно без понимания временно-пространственных связей культуры. Вступление человека в творческий диалог с предшествующей культурой, освоение (и трансляция её ценностей) определяет дальнейшее развитие не только отдельных личностей, но и всего общества в целом.

Исторические условия жизни белорусского народа, связанные с постоянной борьбой за свою независимость и суверенное развитие, способствовали формированию национального самоопределения, основанного на доброжелательности, человеколюбии, общительности, достоинстве, патриотизме. Исторический, социальный, педагогический опыт, созданный белорусским народом, нашел отражение в его лучших традициях, фольклоре, составляющем неисчерпаемое богатство мудрости, таланта, творчества.

У белорусского народа существуют традиции, обычаи, обряды и праздники, становление которых происходило на протяжении многих веков. Функционирование, трансформация фольклорных обрядов, преобразование некоторых элементов, частичное изменение образно-содержательной сферы не ослабляют связи народного творчества с входящими в него культурными ценностями. Возобновляемые в каждом поколении традиционные элементы народной культуры позволяют выразить национальное своеобразие и самобытность народа, его философские взгляды, творческую одаренность. На протяжении столетий в белорусском фольклоре отрабатывалось национальное своеобразие музыкально-поэтических, драматических, хореографических форм, оттачивался стиль и манера исполнения. В нем сохранилась эмоционально-насыщенная атмосфера праздника, пронизанная радостью и величальным пафосом коллективного труда, чувствами единения человека с природой.

Белорусские календарно-обрядовые праздники, отражающие основные этапы народного земледельческого календаря, имеют некоторые функциональные особенности. Во время празднования в зрелищной, вербальной, символической и других формах происходит ценностная ориентация личности, становится доступным целый спектр эмоций и настроений, передающих колорит этнической культуры, ее динамизм и красочность. Важный момент фольклорного праздника, обряда состоит в том, что нередко они своими элементами обогащают культуру повседневную. Многие праздничные, обрядовые действия традиционно вошли в быт народа, некоторые праздничные атрибуты используются в повседневной жизни, придавая ей особый национальный колорит.

Сложность и многовариантность истоков зрелищного народного искусства породила богатое разнообразие форм, используемых во время обрядовых действий, народных гуляний и праздников. С течением времени магические, обрядовые, исторические и другие мотивы в белорусском народном творчестве становятся чисто традиционными элементами, представляя в основном этнографический, фольклороведческий интерес. Вместе с тем, роль белорусского фольклора в формировании этнокуль-туры личности состоит в большой познавательной ценности, функциональной определенности, нравственно-эстетической направленности, которые позволяют понять смысл жизни, ощутить радость труда, совершенство и духовное богатство человека, его согласие с окружающей природой.

Развитие современного общества характеризуется проникновением фольклора во все сферы человеческой деятельности в условиях городской среды и сельского социума. Средства массовой информации, активные контакты с городом сделали для сельской молодежи доступными различные формы народной культуры. Однако многие из предлагаемых сегодня форм обесценивают смысловое содержание традиционной культуры, размывают нравственно-эстетические ориентации, вкусы и идеалы в сознании молодежи. Примитивный характер организации и проведения некоторых современных фольклорных праздников, фестивалей, игр, других форм народного творчества ослабляет их культурный, ценностный потенциал.
Сельская молодежь в силу отдаленности от городских культурных центров имеет ограниченные возможности для коллективных посещений массовых народных фестивалей и праздников, профессионально-организованных мероприятий по приобщению личности к культурным традициям своего народа (концертов, музеев, картинных галерей, выставок изобразительного и декоративно-прикладного творчества).
В виду этих специфических условий у сельского населения наблюдается повышенный интерес к происходящим культурным событиям, к личному участию в самодеятельном художественном творчестве.

В создании социокультурной среды в сельском молодежном коллективе есть и некоторые преимущества. Одной из главных положительных тенденций является постоянное общение сельских жителей с природой, более тесный, чем у городской молодежи контакт с носителями народного творчества, с фольклорными произведениями и художественными промыслами. В условиях сельской жизни молодежь значительно раньше, чем в городе постигает красоту коллективного труда и его результатов, что сказывается на формировании более близких межличностных отношений.

Специфика жизнедеятельности молодежи как социальной группы, ее особое предназначение как носителя определенной этнической культуры делают вопросы развития молодого поколения в духе этнической толерантности приоритетными направлениями формирования современного белорусского общества.

В работе с молодежью должны решаться задачи формирования этнокультурной идентичности, сохранения этнокультурного наследия на основе принципов культуры мира. В процессе формирования этнического самосознания личности необходимо обратить внимание на ценностное отношение к истории, национальным традициям, обычаям своего народа, фольклору, языковой культуре, государственности.

Многофункциональность народной культуры, многообразие видов и форм этнокультурного материала представляют большие возможности для разностороннего проявления художественного творчества в различных жанрах музыкально-исполнительской, театральной, изобразительно-цветовой деятельности, декоративно-прикладного искусства.
Педагогическая направленность белорусской этнокультуры в будущее прослеживается в передаче новым поколениям народных традиций, отраженных как в практике так и в народно-поэтическом, музыкально-танцевальном, декоративно -прикладном творчестве. Среди всех традиций, дошедших до наших дней, особо значимыми являются педагогические, поскольку в основе всей культуры - традиционная культура воспитания.

Освоение национальной культуры, сохранение традиционных архетипов, развитие народного творчества являются важными показателями принадлежности молодых людей к этнической социальной общности. Ценностное отношение молодежи к народной культуре - это также непосредственно переживаемое чувство единения с ней, ощущение ценности материального и духовного мира, отраженного в фольклоре, неразрывной связи с ним, а значит причастности и ответственности за сохранение и развитие культурных традиций. В структуре современной белорусской культуры все большее место занимают народные зрелищные искусства, которым отводится значительная роль в этнокультурном развитии молодежи, организации их творческой самодеятельности.

Таким образом, приобщение молодого поколения к фольклору позволит раскрыть особенности социокультурного пространства своей родины, понять и постичь многомерность и значимость смыс-лообразующих факторов народного творчества, его взаимосвязи с общечеловеческими культурными ценностями. В начале третьего тысячелетия, когда главными предметами научных интересов станут природа и человек, фольклор, с его образно-содержательной, логической системой познания мира, с опытом не только художественным, но и мировоззренческим, социально-историческим, этническим, педагогическим станет одним из главных источников этнокультурного развития молодежи.

Литература

  1. Бромлей, Ю. В. Этнос и этнография/Ю. В. Бромлей. - М., 1973.
  2. Гачев, Г. Д. Национальные образы мира: курс лекций Г. Д. Грачев. - М., 1998.
  3. Proverbia et dicta: Шас^моуны слоунк прыказак, прымавак, i крылатых слоу/пад. рэд. Н. А. Ганчаровай. -Мiнск: Унiверсiтэцкае, 1993.
  4. Солодухина, Т. К. Этнокультурное образование: категории, принципы, система Т. К. Солодухина. - М.: Вестник Москов. гос. ун-та культуры и искусства. - 2005. - №2. - С. 89-96.
  5. Юзефавичус,Т. А. Этнокультурный аспект социально-педагогической работы с молодежью  Т. А. Юзефа-вичус  Известия академии педагогических и социальных наук. - Москва, 2006. - 606-616 с.





 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы