Главная Публикации "Эстетическое образование: проблемы и перспективы" - 2007 (г. Брест) МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКО ИНТЕРПРЕТАЦИЯ И ОБОСНОВАНИЕ СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ «НРАВСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА»


Зайцева Надежда Владимировна, Тарун Алевтина Михайловна
Мозырьский государственный педагогический университет им. И. П. Шамякина

 

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ И ОБОСНОВАНИЕ СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ «НРАВСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА»

Современные тенденции развития общества поднимают ряд актуальных проблем. И одной из них является проблема воспитания нравственной позиции педагога-музыканта. Эта проблема довольно неоднозначна, так как она интегрирует два взаимоопределяющих понятия: нравствення и эстетическая культура. Особое место в формировании данных культур отводится педагогическому процессу высшей школы.

Нравственная и эстетическая культура является составной частью культуры личности и проявляется, прежде всего, в культуре нравственного воспитания, результатом которого выступает нравственная воспитанность.

Руководствуясь названным положением, сущность понятия «нравственная позиция» мы рассматриваем как целенаправленный педагогический процесс формирования нравственно устойчивой цельной личности, в которой находят отражение теоретические представления о нравственных ценностях, принятых в обществе и практический опыт, основанный на приобретённых знаниях, умениях, навыках профессиональной деятельности педагога-музыканта.
В содержании данного понятия мы выделяем два блока: процессуальный и результативный
Процессуальный блок моделирует специальную деятельность и обеспечивает реализацию процесса воспитания нравственной позиции педагога-музыканта в условиях высшей школы.
Результативный блок включает: уровень обучаемости и обученности, уровень воспитаемости и воспитанности, музыкально - педагогическую компетентность, педагогическую рефлексию.
Отсюда взаимодействующим фактором связи процессуального и результативного блока будут являться личностные свойства педагога-музыканта, которые оказывают значительное влияние на формирование нравственной позиции педагога-музыканта.

>Отметим, что для того чтобы определить сущность того или иного понятия, необходимо, прежде всего, найти и обозначить, что есть и чем является это понятие для других понятий, что может отличить его от множества других, и какой признак делает его унифицированным.
Воспитание нравственной позиции педагога-музыканта принадлежит к социальным явлениям и является одним из факторов развития общества и личности.

Организация процесса воспитания нравственной позиции педагога-музыканта опирается на научные положения процесса формирования личности и не совершается в короткий промежуток времени, а протекает процессуально, как движение, вызываемое причинами, проходящие свои этапы, свою историю (П. И. Пидкасистый). Этот процесс довольно длителен и существует на протяжении всей жизни человека.

Воспитание нравственной позиции педагога-музыканта это всегда организованная деятельность, которая вовлекает его в активное взаимодействие с современной ему культурой общества и позволяет реально реализовать свои личностные качества.
Таким образом, структурно воспитание нравственной позиции педагога музыканта выстраивается как совокупность процессуального и результативного блока, наличие которых обуславливают уровень этого процесса.

Достижение такого положения, когда в процессе формирования нравственной позиции целенаправленно создается личность, обеспечивается при соблюдении следующих условий: в воспитании усваиваются необходимые, связанные с реальной действительностью нравственно-эстетические нормы, принятые в обществе; усвоение знаний, формирование умений и навыков осуществляется в реальном педагогическом процессе высшей школы; процесс воспитания нравственной позиции способствует развитию и совершенствованию психических процессов студентов; межличностные отношения имеют гуманистический характер.

Отметим что, одним из факторов воспитания нравственной позиции педагога-музыканта является развитие творческой активности. Психологическая сущность и значение понятия «творческая активность» раскрывается, прежде всего, в принципе активности личности. В этом принципе учитываются не только наличие у личности определенного отношения к задачам (мотивация), которые необходимо решать, и такие задачи, которые требуют определенного осмысления, преобразования действительности, самостоятельного поиска решений, в соответствии с конкретными условиями и обстоятельствами.

Реализация данного принципа применительно к воспитанию нравственной позиции педагога музыканта позволяет осуществлять личности моделирование поведения и общения в процессе профессиональной деятельности.

Ввиду того, что воспитание связано с углубленным познанием нравственной и эстетической культуры и практикой профессиональной деятельности то приоритетное влияние на степень проявления нравственной позиции показывает ориентированность педагога-музыканта на саморазвитие и самореализацию. Такая ориентированность обеспечивает развитие у педагога музыканта комплекса креативных качеств, которые характеризуют: качества интеллекта, включающие кругозор, эрудицию, творческие свойства мышления (глубину, широту, критичность); собственно способности и умения, а также уровень включенности мышления в деятельность, уровень продуктивности знания; определенные волевые качества; творческие свойства эмоциональной сферы: интуиция, воображение, фантазия.

В процессе воспитания нравственной позиции педагога-музыканта особую значимость приобретает воспитание профессионально важных качеств и отношений к педагогической профессии: профессиональный такт, профессионально-педагогическое мышление, мотивационно-ценностное отношение к своей деятельности, а также устойчивые индивидуальные качества личности. Устойчивые индивидуальные качества педагога музыканта можно подразделить на информационные и энергетические. К информационным относятся: интеллигенция - способность к созданию многих разнообразных образов; восприимчивость способность к закреплению и сохранению образов; талант - способность к преимущественному созданию образов определенного типа.
К энергетическим устойчивым индивидуальным качествам принадлежит динамизм, толетарность и податливость.

Таким образом, индивидуальность предполагает сформированность у педагога-музыканта таких социально значимых качеств, как самосознание, мировоззрение, самостоятельность. При воспитании нравственной позиции педагога-музыканта как творчески созидающей личности, нам представляется необходимым выделить внутренний содержательный аспект нравственной позиции. Им являются: ценностные ориентации, осознание своих обязанностей, отношение к себе как педагогу-музыканту и другим людям.

А также считаем необходимым, выделить и внешний план выражения нравственной позиции: способность педагога-музыканта к построению своего мироощущения. То есть «внешний план» - это поведенческое, операционно-техническое проявление внутреннего плана.
В воспитании нравственной позиции педагога музыканта считаем необходимым выделить и технологический аспект, то есть педагог музыкант должен научиться владеть такими умениями, которые помогут ему определить способы, наиболее эффективно приводящие к решению поставленных задач. Эти умения, как наблюдается в практике, в процессе профессиональной деятельности превращаются в педагогические умения и являются системообразующим аспектом воспитания нравственной позиции педагога-музыканта.

Следовательно, сущность понятия нравственная позиция педагога-музыканта обретает новую дефиницию - научно-теоретическое определение: воспитание нравственной позиции - это система специальной профессиональной деятельности, состоящей из четырёх ключевых моментов. которые выстраиваются в гармоничном соотношении личности и реальной действительности, и являются объективно интерпретированными факторами развития личности.
К сказанному следует добавить, что обоснование сущности понятия нравственная позиция педагога музыканта не может быть полной без характеристики профессиональной направленности личности.

Профессиональная направленность является основным критерием подготовки специалиста к профессиональной деятельности.
Профессиональная направленность является важной стороной личности педагога музыканта, определяющей её социальную ценность и личные нравственно-эстетические, мировоззренческие взгляды и убеждения.

Среди показателей профессиональной направленности педагога музыканта могут быть названы следующие социально-педагогические характеристики его личностных качеств.
Социально-педагогическая характеристика определяется единством нравственно-эстетической, общекультурной и психолого-педагогической подготовкой педагога-музыканта. В основе этого единства - гражданское отношение к общественной жизни, культуре, профессии, к своей личности, что и составляет основу нравственной позиции.
Анализируя изложенное можно подойти к выводу, что целью воспитания нравственной позиции педагога-музыканта является стремление к усвоению и формированию тех нравственных качеств, в которых педагог-музыкант испытывает особую нравственную и профессиональную потребность.

Не подлежит сомнению и тот факт, что степень воспитания нравственной позиции педагога музыканта в значительной мере зависит от типа нервной деятельности, структуры направленности психики, профессиональной подготовки, уровня нравственной и эстетической культуры, детерминируется материальными, бытовыми условиями, интересом к профессии, личностным статусом в педагогическом коллективе, познавательной активностью, индивидуальным творчеством.

В психолого-педагогической, философской литературе нравственная позиция педагога-музыканта рассматривается в контексте разработки проблем че-ловекознания, в основном - проблем личности.
Наиболее общим явлением является понимание нравственной позиции педагога-музыканта как процесса развития совокупностей личностных качеств на уровне отдельной личности, её нравственной и эстетической культуры.
Между тем воспитание нравственной позиции педагога музыканта как социальной ценности, прежде всего, предполагает решение вопроса: как личностные качества педагога-музыканта соотносятся с общепринятыми нормами культуры общества.
На наш взгляд это связано с двумя причинами. Первая - воспитание нравственной позиции педагога-музыканта выступает важным условием социализации личности в условиях высшей школы.

Вторая причина - воспитание нравственной позиции педагога-музыканта рассматривается как реализация личностью нравственных убеждений и эстетических норм.
В таком случае воспитание нравственной позиции осуществляется постепенно с учетом специфики деятельности педагога-музыканта.
Это означает, что нравственная позиция педагога-музыканта является социально значимой ценностью, а сам процесс воспитания превращается в ценностно ориентированную деятельность с гуманистической направленностью.
Примечательным является то, что нравственная позиция педагога-музыканта отражает единство социальных и личностных качеств, которые определяются, прежде всего, единством и одновременно влияют на структуру личности и её позицию в обществе в целом, в педагогическом коллективе в частности.

Всё это позволяет предположить, что для воспитания нравственной позиции педагога-музыканта наиболее существенное влияние оказывают личностные, природные и социальные характеристики, которые определяются особенностями всей структуры личности.
Безусловно, воспитание нравственной позиции педагога-музыканта относится не столько к отдельным свойствам личности, сколько к способу внутренних связей в структуре личности.
В свете сказанного необходимо обратить внимание на следующее принципиально важное суждение С. Л. Рубинштейна, который подчеркивал, что потребности, вкусы, склонности, интересы и установки, также личные взгляды и убеждения человека - это психологические формы выражения направленности, в которой проявляется характер.
Такой подход к пониманию сущности понятия «нравственная позиция», естественно, не требует строгой и четкой дефиниции. Но отсюда следует, что нравственная позиция - это особая форма бытия в обществе, в которой деятельность педагога-музыканта отражает целостность и тождественность личностно-социальных ценностей .

Бесспорно также и то, что определенные свойства личности педагога-музыканта обусловлены социальными функциями высшего образования и содержанием процессов, происходящих в высшей школе (учебная и общественная деятельность, научно - исследовательская работа, бытовые условия, межличностные отношения).
Взяв за основу положение, что воспитание нравственной позиции педагога-музыканта предполагает обеспечение будущему специалисту возможных для усвоения новых ценностей, принятых в обществе, правомерно отметить, что процесс воспитания нравственной позиции педагога-музыканта в общих чертах тождественен механизмам волевой регуляции, которые реализуются в единстве нравственного чувства.
Нравственные чувства согласно общепринятому мнению (А. Г. Ковалев, А. В. Петровский, Б. Т. Лихачев и др.) рассматриваются как форма отношения человека к окружающей действительности, к поведению других людей и своему собственному, в которой находят выражение его моральные установки и убеждения, личные мотивы общественной активности и деятельности.

Принимая во внимание тот факт, что волевые качества личности представляют собой устойчивые психические образования, а волевая активность имеет сложную психологическую структуру и включает отношение к внешним воздействиям, мотивацию, сознательную саморегуляцию, правомерно утверждать, что такие нравственные формы этого отношения как целеустремленность, настойчивость, смелость, решительность, действенность нравственных знаний, правомерность и обоснованность к ним, стабильность поступков являются основными нравственными ценностями, наиболее выражающие содержание нравственной позиции. Степень усвоения этих ценностей, превращения их в нравственные качества личности выражает степень сформирован-ности её нравственной позиции.
Реализуя эти положения, логично предположить, что процесс воспитания нравственной позиции и регуляция механизмов волевой активности в своей основе имеют тонические и цикличные процессы.

Тонические процессы в нашем случае - оценка будущим специалистом (на каждой фазе своей деятельности) степени соответствия своего поведения нормам и требованиям культуры общества, а также проектируемый и реально осуществляемый план своих действий в той или иной ситуации.
Нравственная позиция педагога-музыканта пронизывает всё его бытие; порождает стремление действовать согласованно по существующим моральным нормам и вызывает желание сохранить уважительное и доброжелательное отношение окружающих к себе. Основной особенностью нравственной позиции педагога-музыканта является уровень нравственного поведения, сознательное владение собой, сохранение твердости и верности убеждений.
Цикличные процессы включают:
Диагностику и коррекцию нравственных поступков, самой деятельности.
Прогнозирование модели воспитания нравственной позиции.
Оценку возможностей окружающих на моделируемую нравственную позицию.
Способность совершенствовать нравственную позицию развивается у будущих педагогов-музыкантов постепенно в ходе коррекции поступков своей деятельности, нравственной и эстетической культуры.

Цикличные процессы носят нравственно-эстетический аспект, а возникающие при этом эмоции поддерживают эффективность организации процесса воспитания нравственной позиции.
На основании представленных теоретических положений и введенных понятий можно обозначить интегративные, системообразующие основания понятия «нравственная позиция педагога-музыканта», ими являются:
а) потребность в нравственной и эстетической
культуре. Данная потребность относится к потреб-
ностям информационного обеспечения, так как в
обществе воспитываются социально значимые
нравственные ценности. Это происходит согласно
требованиям, которые предъявляет общество к лич-
ности педагога-музыканта;
б) внешние регуляторы нравственной позиции
(макро, микро-среда, специальная деятельность,
наличие условий для включения в разнообразные
общественные отношения и деятельность, характер
внутрисемейных отношений с окружающими людь-
ми, нравственный уровень, культурный потенциал);
в) уровень профессиональной компетентности,
который рассматривается нами как уровень его под-
готовленности к специальной деятельности, обус-
ловленный знаниями стратегии продуктивной педа-
гогической деятельности, взаимодействующих в ней
структурных компонентов и критериев для измере-
ния степени её продуктивности.

Это, прежде всего, профессиональные знания, умения, навыки, которые педагог-музыкант может процессуировать, антицитировать, диагностировать, корректировать, прогнозировать педагогическую деятельность и моделировать педагогическую ситуацию для более эффективной музыкально - педагогической деятельности.
Перечисленные нами основания интерпретируют сущность понятия «нравственная позиция педагога-музыканта» на основе психолого-педагогических предпосылок . Они являются механизмом сущности названного понятия.

Необходимо также остановиться на том, что воспитание нравственной позиции педагога-музыканта предполагает не только овладение нравственно-эстетическими нормами, но и овладение самыми различными операциями: вербальными, моторными, предметно-действенными и др.
Это позволяет педагогу-музыканту быть свободным в выборе форм межличностных отношений, средств и методов саморегуляции нравственного поведения , направляют личность на самоактуализацию, позволяют проявить креативность в деятельности.
На наш взгляд, было бы не справедливо понимать категорию нравственная позиция как непосредственная совокупность нравственно-эстетических норм, взглядов, убеждений, сформировавшихся в процессе вузовской подготовки.
На практике известно, что от уровня и степени воспитания нравственной позиции зависит и вся последующая деятельность педагога музыканта.

Очевидно, это понятие нельзя понимать в «чистом виде» как форму «нравственная культура + эстетическая культура». Это несправедливо, так как воспитанию нравственной позиции в высшей школе, и тем более в педагогической практике, предшествует изучение предметов теоретического цикла, которые раскрывают перед будущим педагогом-музыкантом закономерности становления, проявления и развития степени и уровня нравственной позиции, к тому же в содержание понятия «воспитание нравственной позиции» входит (если можно так сказать) и так называемая специально-педагогическая техника (искусство владения инструментом, голосом, мимикой, пластикой, специальными знаниями, умениями, навыками).
Таким образом, понятие «нравственная позиция педагога-музыканта» многогранно, это свойства и качества личности, которые представляют собой психические новообразования и формируются в результате активного взаимодействия личности в системе общественных отношений, им присущи устойчивые проявления характера и свойств личности.


 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы