Жабинский Ромуальд Адольфович
Брестский государственный музыкальный колледж имени Г. Ширмы

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ТРАДИЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В настоящее время система профессионального образования Республики Беларусь претерпевает реформирование своей структуры и содержания. Преобразования не обошли стороной образовательные учреждения, которые готовят кадры в области музыкального искусства- профессиональных исполнителей, музыковедов и преподавателей музыки. К числу таких учебных заведений в сфере высшего образования относятся Белорусская государственная академия музыки (БГАМ), Белорусский государственный университет культуры и искусства (БГУ-КиИ), Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка (БГПИ) и региональные педагогические университеты. Среди разнообразия средних специальных учебных заведений, готовящих музыкально-педагогические кадры, отметим, в первую очередь, музыкальные колледжи и училища.

Говоря о профессиональном музыкальном образовании, следует отметить, что ещё в советские времена сложилась стройная трёхуровневая система подготовки музыкальных кадров, которая выглядела следующим образом- детские музыкальные школы (ДМШ), средние специальные учебные заведения (музыкальные училища, училища искусств) и высшие учебные заведения (консерватория, институт культуры, педагогические институты).

Музыкальные школы функционировали во всех крупных городах, районных центрах, посёлках и деревнях. Помимо традиционно основной задачи -привлечь и приобщить к занятиям музыкой как можно большее количество детей - они несли на себе большую воспитательную, организационно-культурную и общественно-полезную функцию.

Однако проведенные в начале 90-х годов Белорусским институтом проблем культуры исследования показали, что структура учебных заведений начального звена с уклоном в сторону музыкального образования совершенно не соответствовала возросшим потребностям населения в области искусств. Система эстетического воспитания требовала существенных преобразований.

В настоящее время детские музыкальные школы претерпевают серьёзные структурные изменения, вызванные расширением профиля оказываемых населению образовательных услуг. Происходит повсеместное перепрофилирование детских музыкальных школ в школы искусств, в которых осуществляется комплексное эстетическое воспитание и обучение, как никогда востребованное в обществе и отражающее веяния времени. В таких школах наряду с работой музыкальных классов весьма успешно функционируют классы по таким специальностям, как хореография, изобразительное, театральное и эстрадное искусство.

ДШИ и ДМШ выполняют важную функцию -дают детям общее музыкальное образование. Наиболее способных и одаренных ребят ориентируют к дальнейшему обучению с целью получения профессионального музыкального образования. Развитие у ребят интереса к музыке, знакомство с музыкальной культурой и формирование первоначальных исполнительских навыков и умений - вот основные задачи, которые решают учебные заведения начального звена.
Помимо ДШИ и ДМШ, подчиненных Министерству культуры, музыкальное воспитание широко развито в образовательных учреждениях Министерства образования. Во многих средних школах открыты и успешно функционируют классы музыкальной подготовки. Широкой популярностью пользуются музыкальные и художественные гимназии, лицеи, в которых наряду с общим средним образованием учащиеся имеют возможность получить начальное музыкальное образование.
По окончании начального учебного заведения, профессионально ориентированные учащиеся имеют возможность продолжить обучение в средних специальных учебных заведениях - музыкальных колледжах, училищах, училище искусств. Спектр специальностей, предлагаемых этими учебными заведениями, весьма обширен. Здесь представлены все направления инструментального исполнительства, вокального, хорового и музыковедческого искусства.
О целесообразности сохранения учебных заведений среднего звена говорилось и дискутировалось много. Необходимость их сохранения уже признана всеми. В настоящее время идет процесс их реформирования в учреждения нового типа - колледжи - и, как того требует статус, интеграцию с высшим образованием либо включение их в структуру вузов.
Основное внимание в ССУЗах направлено на развитие у учащихся профессиональных исполнительских и педагогических навыков. Наряду с освоением дисциплин общеобразовательного цикла, предусмотренных учебными планами, значительное время отведено на изучение предметов профессионального компонента. Изучение таких дисциплин, как специальный инструмент, методика, класс ансамбля, педагогическая и исполнительская практика дают учащимся возможность почувствовать себя в профессии музыканта исполнителя, концертмейстера или преподавателя.

Особое внимание уделяется развитию и совершенствованию у учащихся исполнительских навыков, которыми должны обладать музыканты-солисты, ансамблисты или оркестранты. Помимо индивидуальных занятий по обозначенным специальным дисциплинам, на которых совершенствуются и шлифуются технико-исполнительские приемы, большое внимание уделяется практическому применению полученных в классе навыков. В этом плане особое место занимает исполнительская практика. Сольные концерты учащихся, их выступления в составе ансамблевых и оркестровых коллективов играют важную роль в формировании качеств музыканта профессионала.

Помимо воспитания исполнительских качеств значительное место в учебном процессе отводится формированию педагогических навыков. В этом плане важное место отводится изучению методики и связанных с нею практических дисциплин.
Четырехлетнее обучения в ССУЗе - это первая проба сил на избранном поприще музыканта, осознание правильности выбранной профессии, накопление знаний и, своего рода, стартовая площадка для дальнейшего совершенствования профессии музыканта - исполнителя или педагога. Именно в среднем специальном учебном заведении приходит осознание и понимание учащимися всех тонкостей и сложностей дальнейшей исполнительской и педагогического деятельности.

Следует учитывать и психологические особенности учащихся ССУЗов. Время учёбы в ССУЗе это время физиологического и психологического становления ребят. Именно в этот период они очень чутко реагируют на происходящее, эмоционально проявляют себя в жизненных ситуациях интенсивно усваивают знания, которые в дальнейшем послужит их профессиональному музыкально-педагогическому становлению.

Все выпускники ССУЗов получают направления на работу и имеют возможность реализовать себя на педагогическом поприще. От 20 до 50% из их числа продолжают совершенствовать свои знания в ВУЗах. И лишь единицы, осознав, что музыкальное искусство не их призвание, меняют сферу приложения своих сил и находят себя в другой профессии.
Приступая к самостоятельной педагогической деятельности, многие выпускники ССУЗов, сталкиваясь с определенными сложностями, начинают понимать, что педагогическая профессия это сфера, требующая более серьёзной теоретической и практической подготовки. Не все выпускники средних специальных учебных заведений готовы к результативной творческой и педагогической деятельности. К тому же при всех достоинствах системы средней специальной подготовки специалисты со средним образованием всё меньше востребованы в обществе. Требования, которые предъявляет к своим подопечным высшая школа, способствуют более качественной и совершенной подготовке специалистов профессионального музыкального профиля.

В процессе реформирования серьезные изменения претерпевает и высшая школа. Обострилась конкуренция между высшими учебными заведениями в области подготовки профессиональных музыкально-педагогических кадров. Казавшаяся незыблемой монополия Белорусской государственной академии музыки испытывает определенные проблемы.
Свои претензии на подготовку музыкантов профессионалов выдвигают БГУКиИ, БГПУ и даже региональные университеты. В целях повышения качества подготовки специалистов и привлечения к себе внимания со стороны будущих абитуриентов ВУЗы реформируют учебный процесс- сокращаются сроки обучения, обновляются учебные планы, внедряются новые инновационные образовательные технологии и т. д.
Какие образовательные услуги в сфере музыкально-педагогического образования предлагают наши ведущие вузы?

Белорусская государственная академия музыки готовит музыкантов-профессионалов для всех направлений музыкального искусства - исполнительского, теоретического и педагогического. Сложившаяся на протяжении 75 лет система подготовки специалистов в академии музыки в полной мере доказала свою состоятельность. Белорусские исполнители, преподаватели и художественные коллективы достойно зарекомендовали себя на международной арене, снискали авторитет и уважение у многочисленной отечественной и зарубежной аудитории. Качество подготовки специалистов в Белорусской государственной академии музыки ни у кого не вызывает сомнений. Как показала практика, выпускники БГАИ широко востребованы как профессиональные исполнители, так и музыкально-педагогические работники.
Амбициозно заявляет о себе Белорусский государственный университет культуры и искусства. БГУ-КиИ в последние годы значительно расширил перечень специальностей, по которым ведется подготовка специалистов для учреждений культуры -методических центров, библиотек, музеев, театров, домов культуры и т. д. В ряду новых и специальности музыкального направления, по которым университет присваивает квалификацию «преподаватель». Наличие в дипломе такой квалификации дает право выпускникам университета претендовать на место в составе педагогических коллективов учреждений образования.
Здесь мне хотелось бы проанализировать сложившуюся ситуацию.

Стать студентом БГУКиИ могут не только выпускники средних специальных учебных заведений культуры и искусства, но и выпускники средних школ, среди которых достаточно тех, кто окончил музыкальные школы и школы искусств. Те, кто учился в средних специальных учебных заведениях и уже овладели первыми теоретическими и практическими навыками продолжают в университете совершенствовать свое мастерство. Для бывших же школьников многое начинается с нуля. Очевидна разница во временном изучении предметов, их качестве и многом другом. И здесь можно задаться вопросом-объективна ли итоговая оценка деятельности студента? Равноценны ли знания и умения таких выпускников и какое качество преподавания следует ожидать от таких педагогов?

Практика общения с некоторыми выпускниками БГУКиИ показывает, что многие из них по окончании вуза в последующей практической деятельности, как преподаватели ССУЗов, проявить себя не могут. Не хватает теоретических знаний, не владеют специалисты ни методикой преподавания, ни репертуаром. И что важно, совершенно отсутствует опыт, приобретенный в процессе концертного сольного исполнительства. А это имеет большое значение в последующей педагогической работе с учащимися по специальности.

Никто не умаляет значения университета в подготовке кадров для культурно-просветительской деятельности. Неплохо зарекомендовали себя выпускники университета, имеющие среднее специальное музыкальное образование, в качестве педагогов музыкальных школ и школ искусств. Но проявить себя на должном уровне как музыкальные исполнители и преподаватели среднего специального учебного заведения музыкального профиля они пока не смогли. Разница в подготовке выпускников академии музыки и университета культуры очевидна.

В этом плане показателен пример Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, готовящего учителей музыки для средних школ. В университет, как и в БГУКиИ, поступает тот же контингент. К знаниям, полученным учащимися в среднем звене, добавляются студенческие изыски и впоследствии выпускники университета достаточно ярко проявляют себя в качестве педагогов музыки средних школ. Многие плодотворно работают в музыкальных школах и других образовательных учреждениях начального звена.
При всех сложностях нынешнего функционирования системы подготовки профессиональных музыкальных исполнительских и педагогических кадров следует отметить, что в регионах продолжает ощущаться их нехватка.
Вызвано это рядом факторов.

В начале 80-х и последующие годы значительно увеличился отток музыкантов за рубеж. Это привело к образованию вакансий в образовательных учреждениях и концертных организациях. В последующие годы распределение выпускников вузов сводилось к их направлению преимущественно в столичные учреждения культуры и образования. На протяжении длительного времени областные образовательные учреждения и концертные коллективы не получали в свои ряды пополнения педагогов и музыкантов. Большое количество дипломированных специалистов, столкнувшись в первые годы работы с моральными и материальными сложностями, оставляли избранное поприще деятельности и находили более легкие и достаточные способы самовоплощения.

Понимая сложность обеспечения кадрами с высшим образованием образовательных учреждений среднего звена Министерство культуры и руководство Белорусской государственной академии музыки предприняли беспрецедентный шаг- в 2002 году в Бресте и Гродно на базе музыкального колледжа и училища были открыты филиалы кафедр этого вуза. Через год филиалы начали функционировать в Гомеле и Витебске. Прием абитуриентов для обучения в филиалах стал осуществляться с учетом потребностей ССУЗов и школ области в кадрах необходимой специальности. Непременным условием функционировании филиалов было последующее распределение молодого специалиста для работы в учреждения культуры и образования региона.

Однако, как показывает практика, этот процесс не всегда воспринимается однозначно. Есть сторонники в лице представителей регионов, заинтересованных в закреплении кадров «высшей пробы» в областных учреждениях, но есть и те, кто считает, что от данного шага пострадает качество подготовки специалистов. Безусловно, есть вопросы в обеспечении учебного процесса педагогическими кадрами нужной квалификации, методическом сопровождении и т. д. Одно несомненно, академия музыки первый вуз, смело шагнувший в регионы с желанием помочь выпускникам ССУЗов получить профессиональное музыкально-педагогическое образование и, тем самым, способствовать закреплению данных специалистов в среднем и начальном образовательном звене регионов. Практика первого выпуска филиалов убеждает в правильности принятого решения.

Вопросы комплектации кадрами «высшей пробы» региональных учреждений образования и культуры в ближайшие годы остается открытым. Выход в расширении образовательных услуг и открытии новых специальностей в областных высших учебных заведениях. По такому пути, в частности, уже пошли Гродненский и Гомельский государственные университеты, которые открыли специальность «музыкальное искусство» и, как и филиал академии музыки, готовят кадры для «собственного потребления». Думается, что и Брестскому государственному университету впору задуматься об открытии данной специальности и занять свою нишу в подготовке кадров музыкально-педагогического профиля.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы

Программа авто адвокат дтп.