Жабинская Людмила Михайловна
Брестский государственный музыкальный колледж имени Г. Ширмы

 

СТАНОВЛЕНИЕ БАЯННОГО АНСАМБЛЕВОГО И ОРКЕСТРОВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА В БЕЛАРУСИ

Гармоника и баян широко известны как инструменты, обладающие большими выразительными возможностями. Своими характеристиками эти инструменты снискали авторитет не только в среде широких народных масс, но и среди профессиональных музыкантов. Любой профессиональный или самодеятельный народный коллектив обязательно имеет в своем составе гармоники или баяны. Своими техническими возможностями, виртуозностью и тембровым разнообразием эти инструменты покорили сердца многих миллионов любителей музыки.

Помимо сольного исполнительства эти инструменты получили широкое распространение в составе всевозможного рода ансамблей баянов, гармоник и оркестровых коллективов.
Обратимся к истокам баянного ансамблевого и оркестрового исполнительства и, прежде всего, к созданию гармоник, так как баян - это усовершенствованная хроматическая гармоника.
Гармоникой можно назвать все музыкальные инструменты, звук которых воспроизводится металлическим свободно проскакивающим язычком (голосом), колеблющимся под воздействием струи воздуха. Воздух в гармониках подается с помощью ручного или ножного меха (ручные гармоники, фисгармонии), вентилятора (органолы, органеты), или выдыхается и вдыхается легкими исполнителя (губные гармоники).

Создание этого инструмента - результат долгого и трудного пути, по которому прошла ручная гармоника от примитивных моделей до классического инструмента концертной эстрады. Современные аккордеоны и баяны различных систем являются одними из наиболее совершенных и наиболее распространённых видов гармоник.
История развития гармоники-баяна насчитывает меньше двух столетий. Первые образцы ручных и губных гармоник появились в 30-е годы Х1Х века. Известны три вида гармоник: ручные, ножные и губные.

Заслуга в создании гармоник принадлежит немецкому изобретателю Х. Бушману (1805-1864), который использовал принцип воспроизведения звука с помощью колебания металлической пластинки и 1822 году в Берлине сконструировал прототип первой гармоники. Чуть позже венский мастер К. Деми-ан в 1829 году добавил в конструкцию гармоники набор готовых аккордов для аккомпанемента.

Наиболее бурными темпами распространялись гармоники в России. Русские мастера Тулы и Петербурга внесли много усовершенствований в конструкцию трехрядной гармоники. Большую работу по усовершенствованию конструкции инструмента сыграл петербургский мастер П. Е. Стерлигов, который сконструировал четырёхрядную хроматическую гармонику, которая впоследствии получила название «баян».

В 1929 году им же был изобретён «готово-выборный» баян с переключателем левой клавиатуры, позволяющим получать при нажатии кнопки или готовый аккорд или отдельный звук. Это дало возможность значительно разнообразить партию левой руки и значительно расширить репертуар исполнителей.

Русские мастера изготавливали разные типы инструментов и называли их по имени тех мест, где они изготавливались. Так появились «саратовские», «елецкие», «хромка», «татарские», «вятские», «тульские» и другие виды гармоник, которые непрерывно видоизменялись, пройдя путь от игрушки, примитивной безделушки, имевшей всего несколько музыкальных звуков, до совершенного и самого распространённого музыкального инструмента.

На территории Беларуси гармоника получила свое широкое распространение с середины Х|Х века и сразу же стала самым любимым народным инструментом. Это обусловлено не только геополитическими факторами, близостью Украины и России, но и общностью духовных и художественных интересов славянских народов. В своей статье «Воинствующая гармоника», напечатанной в газете «Комсомольская правда» 25 января 1928 года, композитор М. М. Ипполитов-Иванов писал: «Нет ничего удивительного в том, что гармоника благодаря своим небольшим размерам, богатству динамических оттенков и обширному звуковому диапазону, получила совершенно исключительную распространенность и настоящие интернациональные права гражданства во всех государствах».

В процессе исторического развития баянное ансамблевое и оркестровое исполнительство претерпело большие изменения. Это проявляется, прежде всего, в многогранной функциональности баянного творчества, в его познавательной, репродуктивной, воспитательной, эстетической и коммуникативной функциях.

Богатаятембровая палитра баяна, широкий зву-ковысотный диапазон, разнообразие динамической шкалы, многообразие технических приемов позволяют использовать этот инструмент в сольной, ансамблевой, оркестровой и прикладной формах исполнительства.
На развитие и становление белорусского баянного ансамблевого исполнительства большое влияние оказало баянное ансамблевое искусство России и других союзных республик. Широко известны и популярны среди музыкантов баянные дуэты в составе Анатолия Шалаева и Николая Крылова, сестёр Марии и Раисы Белецких, Бориса Тихонова и Евгения Кузнецова. Снискали уважение и авторитет среди баянистов Орловское и Уральское трио баянистов, квартет баянистов Киевской государственной филармонии.

Говоря о национальных традициях ансамблевого исполнительства, следует отметить многообразие форм и видов ансамблей существовавших в Беларуси. Составы малых форм- дуэты, трио, квартеты; большие ансамбли - от 8 до 15 человек и оркестровые коллективы. По своим видам это были однородные ансамбли, смешанные малые и смешанные большие. Во всех коллективах наблюдалось обилие различных конструкций инструментов, в том числе и применявшихся в быту. Так в северных районах республики преобладали тальянки, в Гомельской и Могилёвской областях хромка и венские гармоники (с немецким строем).

В Беларуси весьма распространенными были не только инструментальные ансамбли из 2-4 музыкантов, но и такие, в которых инструмент, в частности гармоника, аккомпанировал сольному либо групповому пению. В ансамблевом профессиональном исполнительстве гармоника не была востребована столь широко как в России, однако в бытовой среде этот инструмент пользовался большой популярностью.

Ансамблевому исполнительству отводилось важное место в народных обрядах календарно-зем-ледельческого и семейно-бытового циклов. Музыканты были обязательными участниками масленичного и волоченного обрядов, весенних хороводов, свадебных ритуалов. Почти по всем областям сформировался стереотип свадебных ансамблей, в состав которых входили скрипка, кларнет, гармоника, бубен (или барабан), иногда цимбалы. Исключение составляли свадебные ансамбли Молодечненского района, состоящие из венской гармоники, скрипки и барабана. Следует отметить, что гармонисты в таких составах не только вели солирующую партию, но очень часто аккомпанировали скрипкам и кларнетам. На свадьбах один музыкант-гармонист мог играть одновременно даже на нескольких инструментах- на бересте, гармонике и управляемом ногами большом барабане с тарелками.

В сельской местности получили широкое распространение семейные ансамбли гармонистов. В бытовой среде встречаются дуэты и реже трио гармонистов, в которых народные музыканты использовали разные инструменты и поручали им различные функции. В дуэте гармоник, например, один инструмент выполнял солирующую, другой аккомпанирующую функции. При этом гармоники могли быть не только однородными, но и разнотипными. Очень часто в ансамблях применялась скрипка. Однородные ансамбли гармонистов больше всего встречаются в Гомельской и Могилёвской областях. Обычно два или три гармониста устраивали перед слушателями соревнование между собой, демонстрируя своё мастерство.

Музыканты-гармонисты выступали одновременно как исполнители и как композиторы, каждый раз заново создавая музыкальную композицию. Поэтому для белорусского ансамблевого исполнительства были характерны такие черты, как импровизацион-ность, вариантность, комбинаторность и новаторство.

Значительным событием в жизни Беларуси стали олимпиады самодеятельного искусства, начавшиеся с 1935 года. Они явились качественным показателем развития народного инструментального исполнительства и, в свою очередь, значительно стимулировали развитие ансамблевого музыциро-вания. Повысился профессиональный исполнительский уровень гармонистов. В это время широко были известны такие музыканты, как Антон Щуровский и Николай Судник. Они прославились не только как профессиональные гармонисты-виртуозы, но и как умелые мастера совершенствования конструкции инструмента. Так Николай Судник посвятил гармонному искусству всю свою жизнь. Им была организована артель «Красный партизан», на основе которой была создана Молодечненская фабрика по производству гармоник и баянов. Авторские экземпляры гармоней этого мастера, экспонировавшиеся в начале 50-х годов в Москве, вызывали интерес многих музыкантов и способствовали популярности этого инструмента.

Популяризации гармоней в городской среде способствовала драматическая труппа В. Голубка, который ввел в труппу большой народно-инструментальный ансамбль. В ансамбле, который сопровождал спектакли, а после них аккомпанировал танцевальной группе, сам В. Голубок виртуозно играл на гармони, М. Лученок и И. Шабад на скрипках, И. Лип-ницкий вместе с сыном Юзеком и дочерью Антониной на цимбалах.

Большой толчок развитию баянного ансамблевого исполнительства дала практика введения в учебные планы учреждений образования культуры и искусства предмета «Класс ансамбля». Это привело к рождению коллективов, которые, смело заявив о себе в стенах учебных заведений, достойно представляют музыкальную культуру Беларуси на международной арене и не однажды становились победителями республиканских и международных конкурсов. Здесь уместно привести примеры таких известных ансамблей, как дуэт аккордеонистов Белорусской государственной консерватории в составе Н. Слюсарь и Е. Зыбо, дуэт аккордеонистов Минского музыкального училища - А. Шкиндерова и М. Вальков, дуэт баянистов Брестского музыкального колледжа в составе С. Карпука и Д. Свищева, дуэт «Виват» братьев Антиповых из Новополоцка. Завидное творческое долголетие показывают трио баянистов «Минск» (художественный руководитель В. П. Писарчик) и квартет баянистов Гомельского колледжа искусств имени Н. Ф. Соколовского, созданный в 1969 году преподавателем Н. Сиротой. Для этих коллективов характерна яркая виртуозная манера исполнения, богатство тембровой палитры и разнообразие репертуара.

Белорусское баянное оркестровое исполнительство тесно связано с баянным исполнительством славянских народов. Приоритет в этом по праву принадлежит российским музыкантам.
Создателем первого в мире оркестра гармонистов явился Н. И. Белобородов - дирижёр и композитор, известный тульский гармонист и общественный деятель. Появлению оркестра способствовало изобретение в 1870 году первой хроматической гармоники (двухрядки), которая была создана мастером Л. Чулковым по чертежам Н. Белобородова. Несколько позднее был изготовлен комплект оркестровых гармоник от пикколо до контрабаса, что позволило расширить тембровые, регистровые и динамические возможности этого инструмента.

Первое выступление оркестра хроматических гармоник состоялось в городе Туле в 1897 году. В репертуаре оркестра были оригинальные сочинения, написанные Н. Белобородовым для этого состава, переложения произведений русских и зарубежных композиторов. В начале ХХ века в оркестре появились усовершенствованные трехрядные гармоники с одинаковым звучанием инструмента на сжим и разжим. Это позволило повысить уровень исполнительского мастерства оркестра и создать возможность для дальнейшего творческого роста коллектива.
В 1926 году в Москве был организован первый профессиональный оркестр гармонистов. Организатором коллектива был Л. М. Банович, который до 1937 года бессменно руководил оркестром. За высокое исполнительское мастерство в 1933 году оркестр был удостоен звания «Первый в СССР государственный симфонический оркестр гармонистов». В это же время в Ленинграде создается оркестр баянов под руководством А. Л. Клейнарда, а в Киеве оркестр под управлением А. Я. Штогаренко. Основной целью этих оркестровых коллективов, развернувших свою деятельность в 1920-х- начале 40-х годов, было ознакомление широких слоев населения с симфонической музыкой.

В Беларуси интенсивное развитие оркестрового баянного исполнительства наблюдается в послевоенные годы. Именно в это время стали открываться музыкальные училища, а с конца 50-х - повсеместно детские музыкальные школы. На их базе создавались баянные оркестры, которые способствовали популяризации исполнительства на баяне и привлечению в ряды сторонников этого инструмента значительной части населения.
Помимо баянов в оркестровые партитуры часто включались балалайки, что вносило разнообразие в темброво-акустическое звучание коллективов.

Большой вклад в развитие белорусского баянного оркестрового исполнительства внесли преподаватели Белорусской государственной консерватории. История баянного оркестра БГК начинается с конца 60-х годов. Творческое становление коллектива связано с именем опытного музыканта, баяниста Э. М. Лембовича, который создал большой репертуар, заложил прочный фундамент для дальнейшего исполнительского совершенствования коллектива.
Работу Э. М. Лембовича продолжил старший преподаватель В. А. Чабан, который значительно расширил тембровую палитру и жанрово-стилисти-ческий диапазон репертуара баянного оркестра.
С 2002 года оркестр баянов академии музыки получил название «Art-Harmonicum». На данном этапе развития оркестр «Art-Harmonicum» - это полноценная концертная единица в артистической жизни академии музыки. Он является постоянным участником концертов в программе «Парад оркестров», «Молодёжь XX века в борьбе против СПИДа», а также представляет собственные концертные программы на различных эстрадах города Минска.
Основная тенденция в развитии оркестра - поиск новых форм и средств выразительности в сфере баянно-аккордеонного исполнительства.
В настоящее время баянное ансамблевое и оркестровое исполнительство в Беларуси претерпевает изменения как в структуре организации, так и в репертуарном плане. Это вызвано не только традиционным влиянием музыкальной культуры России и Украины, но и возрастающим интересом к баянно-аккордеонной культуре стран Западной Европы и Балтии. Это придает новый импульс в развитии баянного ансамблевого и оркестрового исполнительства.

Литература:

  1. Вертков, К. Русские народные музыкальные инструменты  К. Вертков. - М., 1975.
  2. Максимов, Е. Ансамбли и оркестры гармоник Е. Максимов. - М., 1979.
  3. Мирек, А. Из истории баяна м аккордеона А. Мирек. - М., 1967.
  4. Назина, И. Белорусские народные музыкальные инструменты  И. Назина. - Минск, 1979.
  5. Чабан, В. О художественно-выразительных особенностях оркестра баянов  В. Чабан. - Минск, 1983.





 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы